8 ноября 2018 г.

Путешествие в Казань: день второй

Второй день в Казани начался с отличного завтрака, который предложила нам гостиница "Гвардейская". Шведский стол привлёк всех нас, экскурсантов из Тольятти. Каждый выбрал всё, что хотел: кто-то ел запеканку, кто-то макароны с котлетой, кто-то сырники...
   Позавтракав и сложив так и практически не распакованные сумки, мы сели в автобус. Впереди посещение музея естественной истории Татарстана, который находится на территории Кремля (а мы были в нём вчера).
   "Музей естественной истории Татарстана – единственный в Поволжье музейный и научно-образовательный центр, в котором представлена полная информация о геологической истории нашей планеты с момента ее образования и до появления человека.

В музее можно:
- взвеситься на космических весах и узнать свой вес на любой планете Солнечной системы;
- понаблюдать за космическими аппаратами, планетами и созвездиями через окуляр интерактивного телескопа;
- поучаствовать в палеонтологических раскопках;
- покормить древних рыб в доисторическом аквариуме;
- посидеть на берегу Казанского моря;
- совершить прогулку со щекастым ящером;
- сложить пазлы с динозаврами;
- измерить свою силу на волшебном армрестлинге;
- пообщаться с обитателями Ледникового периода.
   Увидеть своими глазами:
- уникальную коллекцию минералов;
- образцы метеоритов, упавших в различных районах Земли;
- действующую модель грязевого вулкана;
- огромное разнообразие ископаемых беспозвоночных, обитавших в древних морях: панцири трилобитов разных форм и размеров, роскошные экземпляры морских лилий, причудливо закрученные раковины аммонитов;
- скелеты динозавров, мамонтов, шерстистого носорога и пещерного медведя". (Источник)
   Всё, о чём рассказал сайт, - чистая правда. Да и детям 10-11-ти лет было очень интересно. Интерес этот создал для нашей группы (мы были разделены на две группы) великолепный Олег Павлович. Он рассказывал очень интересно, захватывающе, держал внимание многих детей практически полтора часа. Я не могла не поблагодарить его за экскурсию. Он скромно ответил: "Есть, на ком тренироваться. Я читаю лекции студентам". Вот он, педагогический талант. Спасибо, Олег Павлович, за удивительный рассказ. ПризнАюсь: геология, палеонтология меня не совсем привлекают. Но Вы и Ваш рассказ заставил удивиться, восхититься, задуматься и очароваться.
   Мы прошли по двум этажам, услышали немало интересного не только о динозаврах и ископаемых, но и о камнях и минералах. Будете в Казани, не пропустите "Музей естественной истории Татарстана" (стоимость экскурсии на группу - 3000 руб., взрослый билет - 150 руб., детский билет - 80 руб.).

В музее задержались. Вместо посадки в автобус в 11:30, оказались в нём только в 12:15. Планировали после музея и обзорной экскурсии посетить зоопарк, но было морозно, да и времени оставалось мало, поэтому зоопарк... отложили.
   Мы тем временем приехали в старо-татарскую слободу. Когда-то Иван Грозный отселил в эти места всех татар. Сегодня это целый музейный комплекс. Здесь находится мечеть Марджани, самая старая каменная мечеть Казани 1767 года постройки. До этого года татарам не разрешалось строить каменные мечети. Все решилось благодаря указу императрицы Екатерины II, которая как раз в 1767 году ездила по России и заехала в Казань.
   Здесь же находится и Казанский исламский колледж. Он расположен в историческом здании, построенном в 1880 году. Когда-то здесь было медресе (то есть мусульманское учебное заведение, выполняющее функцию школы) «Марджания», в котором преподавал выдающийся татарский ученый, богослов Шигабутдин хазрат Марджани (1818-1889). Будучи талантливым педагогом, Шигабутдин хазрат реформировал учебный процесс. Он помимо религиозных предметов ввел в программу обучения и светские предметы.

Спускаемся к озеру с необычным названием Кабан.
   "Кабан - это система трёх озер (Нижний, Средний и Верхний), протяжённых с севера на юг и соединённых протоками. Общая протяженность – 6,5 километров, ширина – 0,35 километров, глубина - от 5 до 12,5 метров на озере Средний Кабан. Точную глубину определить сложно из-за толстого слоя ила.. Когда-то водоём славился своей кристальной чистой водой, в нем ловили много рыбы и на его берегах отдыхало множество горожан.

Существует несколько версий, почему оно так называется. Первая связывает происхождение названия с легендой о булгарском князе Кабанбеке. Согласно этой легенде, когда предки современных татар - волжские булгары - ещё жили в городе Болгар, на них напал среднеазиатский завоеватель Тамерлан. Он взял город Болгар приступом, имущество разграбил, а местных жителей перебил. В числе немногих, кому удалось спастись, оказался сын хана по имени Кабан (он был беком, то есть князем, поэтому звали его Кабанбеком). Спасаясь от преследования Тамерлана, князь бежал на север. Пробираясь через дремучие леса и топкие болота, он вышел на берег большого и красивого озера. Его воды оказались лечебными и помогли исцелиться израненному князю. Он остался жить на берегу, вокруг которого вскоре возникло поселение. Так, по преданию, за озером и закрепилось имя булгарского князя.
   По второй версии название происходит от диких свиней – кабанов. Когда-то по берегам водоёма росли камыши, а в них обитало множество диких свиней. К началу XIX века их полностью истребили, но название сохранилось.

Озеро стало широко известным из-за легенды про ханские сокровища. По преданию, когда в 1552 году город осаждало войско Ивана IV Грозного, казанские ханы побросали в воду свои несметные богатства, чтобы они не достались русскому царю.

До 1980 года озеро считалось одним из самых загрязнённых: ему был присвоен пятый - самый низкий - класс. Неудивительно, ведь многие предприятия сливали отходы прямо в него, а разрастающиеся в быстром темпе водоросли активно выделяли сероводород. После проведённого очищения и благоустройства берега озеру был присвоен четвёртый класс. Вода в озере не может самоочищаться из-за отсутствия в ней планктона; мутность воде придает и толстый слой водорослей. (Источник)
   В каждом городе есть улица, привлекающая туристов либо обилием памятников, либо обилием магазинов, либо обилием и того, и другого. В Казани - это улица Баумана.
Источник
   До того, как столица современного Татарстана вошла в состав Российской империи, главная казанская улица называлась Ногайской дорогой. Название произошло от ногайцев - народности тюркского происхождения, которые контролировали Казанское ханство на востоке и юге.
   Когда Иван Грозный захватил ханство, он решил сменить местные названия на те, что ближе по звучанию русским подданным. Во время штурма цитадели (крепости) в её стенах образовались две широкие пробоины, располагавшиеся в начале и конце Ногайской дороги. В память о битве и победе русский царь переименовал бывший караванный тракт в Проломную улицу, а позже она стала Большой Проломной.
Н.Бауман
   Историческое название улицы вполне устраивало императорскую фамилию вплоть до падения царской династии и прихода к власти большевиков. С лёгкой руки советского правительства в списке топографических объектов столицы Татарстана с 1930 года появилось новое наименование - улица Баумана, в честь революционера Николая Баумана.
   Демократическое руководство новой России задалось целью избавиться от былых наименований, напоминающих о советском прошлом. Так, городские власти предложили назвать пешеходный проспект в честь талантливого оперного исполнителя и уроженца города Фёдора Шаляпина. Однако в итоге мэрия Казани отказалась переименовывать достопримечательность в связи с нежеланием этого жителями города. (Источник)
   Наша группа не могла не прогуляться по улице Баумана, Казанскому Арбату. Кого мы только здесь не встретили!

Знаковая достопримечательность на Баумана - макет кареты, в которой Екатерина II посещала Казань в далёком 1767 году. Разве можно не посидеть в императорской карете?

А в этот музей мы бы хотели попасть. Но не получилось в этот раз.
      Ещё на улице Баумана живёт кот Алабрыс. Туристы, приезжающие в Казань, не могут не потереть брюшко этому милому котику, который вальяжно лежит на кровати. А какая у него довольная мордочка!

С котом Казанским связано несколько легенд.
Источник
   Легенда первая. В средневековой Руси были очень популярны лубочные картинки на сюжеты «Как мыши кота хоронили» и «Кот Казанский». По одной из версий лубок «Кот казанский» был ничем иным как пародией на облик царя Петра I (усы и выпученные глаза действительно его чем-то напоминают). Такие лубки с котом-царем появились в конце VIII века, очень уж тяжело народ нововведения принимал.
   «Как мыши кота хоронили» - это серия смешных картинок, где каждой мышке-участнице похорон посвящён шуточный текст. Кстати, такие картинки хранятся даже в Русском музее в Санкт Петербурге. Также надо отметить, что кот на похоронах – живой! Почти всегда в зубах он держит мышь, как бы наказывая глупых хвостатых.
   Легенда вторая. Согласно одной из марийских легенд, именно кот спас последнего из казанских ханов. Случилось это во времена, когда Иван Грозный со своими войсками осаждал Казань. Цари из марийского рода, Йоланда и Акпарс, решили выслужиться перед русским царём, сделать подкоп под Кремль и принести хана с семьёй в качестве трофея русским. Намечено сие действо было на ночь, чтобы никто ничего не заподозрил. Однако умный котэ, ханский любимец, почуял неприятеля и разбудил своего хозяина. Хан проснулся, собрал детей и жену в охапку (и кота, конечно же!), и спасся бегством по потайному лазу к Волге и уплыл в Персию. Ай да кот-спаситель!
   Легенда третья. Прославились ещё казанские коты в качестве лучших мышеловов! Исторический факт: в 1745 году Императрица Елизавета Петровна, во время нахождения в Казани, издаёт указ: «Сыскать в Казани... самых лучших и больших тридцать котов, удобных для ловления мышей и прислать в Петербург. Если у кого есть такие коты, чтоб донести под опасением, в противном случае, штрафа».
   Более 30 казанских котов были вывезены из Казани с целью охраны царских покоев Зимнего дворца от грызунов. Пушистых зачислили на лейб-гвардейскую службу, кормили по-царски: говядиной и тетеревами. Потомки тех котов и по сей день живут в Эрмитаже, где пользуются неизменным почтением. Говорят, что 1 апреля работники музея устраивают для своих котов праздник «День мартовского кота» в обязательной программе праздника обильный обед и поглаживание пушистых животов. (Источник)
   Какой легенде верить - дело каждого. Мне милее третья ))
   Пора, пора на обед! Обедаем мы на улице Баумана, в кафе "Дом чая". Был невероятно вкусный борщ! Да и всё остальное сытное и вкусное.

Время стремительно. В 14:00 мы выезжаем.
   В Тольятти к гимназии подъезжаем в 21:55. Родители встречают своих детей. Мы ехали домой с мыслями о новом путешествии. Оно точно будет.
   А я ещё раз говорю "СПАСИБО" всем родителям своих учеников. Благодарю всех вас за то, что даёте своим детям возможность путешествовать.

1. Как здорово в Казани! Прекрасный музей! Я тоже хочу котика казанского погладить!

1. Ирина Михайловна, путешествовать вообще прекрасно! Были бы средства и здоровье )
      Если будет возможность побывать в Казани, то точно мимо котика не пройдёте ))

2. Какая красота, Ольга Николаевна! Была в Казани осенью 2015 года. Очень много впечатлений от города. Мы были три дня. На третий день побывали в Свияжске.
    Но больше всего, уж извините, привлекли внимание два персонажа, которых вы встретили на улице Баумана )))
    В июле в Севастополе мои шестилетние крестницы минут 15 их догоняли на набережной, чтобы познакомиться. На набережной они вечером танцевали вместе со всеми. Это было здОрово!
    Догнали и сфотографировались ))) Очень они эмоциональные! Особенно Зебра с голосом Владимира Зеленского.
    Конечно, я могу ошибаться, но их было двое в этих костюмах.
    Спасибо за интересный рассказ!

1. До Свияжска мы ещё не доехали. В прошлом году были в Иннополисе, в 2010 - в Раифе.
      А персонажи эти, конечно, привлекательные )) Да ещё и деньги зарабатывают!
      Мы здесь никого не догоняли, они на радость всем детям пришли сами ))
      Рада видеть и слышать Вас! Заходите почаще ))

3. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Каникулы закончились, а мы продолжаем виртуально путешествовать по Казани, Крыму-здОрово! Спасибо!
    Котик понравился!

1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Путешествовать ведь здорово, правда?
      Рада видеть Вас и быть с Вами на связи!

4. Любой музей - это всегда интересно, увлекательно и познавательно. Как же я завидую Вам и Вашим ребятишкам, Ольга Николаевна! Спасибо за возможность вместе с Вами путешествовать. Да, это здорово!

1. Анна Борисовна, здравствуйте!
      Вы заядлая путешественница, поэтому и завидовать-то особо нечему))) Ваши путешествия всегда насыщенны и интересны.
      Спасибо за компанию Вам! Рада показать Вам музей виртуально.

5. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    С огромным удовольствием и интересом прочитала рассказ про Казань, её улицы, умилилась памятникам... Даже по карте в Яндексе прогулялась, подыскивая гостиницу, если поеду! Ох, какие молодцы Вы с ребятами, столько посмотрели!
    А экспонаты музея напомнили петербургский музей палеонтологии... Эх, что за чудо эти скелеты динозавров!!!))))

1. Лилия Павловна, здравствуйте! Ну вот видите, какие чудесные динозавры)) Помню Ваш рассказ о питерском музее и желание вернуться не раз.
      Приятно, что мой пост сподвиг Вас на виртуальную прогулку с картой))
      А памятники и скульптуры в Казани интересные и необычные, Вы правы.

6. С удовольствием почитала про оба дня в городе мечты. Да-да, Казань пока в мечтах... Может быть тоже решиться на поездку с детьми. Хотя нам это далековато и дороговато.

1. А у меня сколько мечт)))
      Мечтать и исполнять ))
      Даже интересно, сколько будет стоить поездка из Краснодара в Казань. Но у нас, например, ездят группы в тот же Петербург, который от нас находится на расстоянии в 2000 км, как и Краснодар.

7. Ольга Николаевна, здравствуйте! Очень интересный рассказ, спасибо!Столько впечатлений, будто с вами путешествовала))

1. Ольга Анатольевна, здравствуйте!
      Путешествовать виртуально тоже приятно: хоть так узнаём и изучаем те места, в которых не бывали.
      Спасибо Вам за компанию!

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.