29 июля 2015 г.

Пишем сочинение на ЕГЭ по русскому языку: композиция сочинения, виды вступления

   В 2016 году мои ученики буду сдавать единый государственный экзамен по русскому языку. Самая сложная часть испытания - это, конечно, сочинение. В течение учебного года мы будем немало "репетировать" написание сочинения, чтобы во время самогО экзамена каждому ученику не представлялась трудной часть С.
   Первый пост напомнит ещё раз композицию сочинения.
   "Смысловая цельность текста определяется тем, насколько продумана композиция работы. Композиция - это построение сочинения, связь его частей в единое целое в соответствии с идеей.
   Ваше сочинение-рассуждение может строиться по стандартной трёхчастной схеме: вступление - основная часть - заключение...
   Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым её будут проверять". [2; 106]   

   Большие проблемы возникают при написании вступления и заключения. В данном случае нужно верно сформулировать проблему текста (введение) и резюмировать всё написанное (заключение). Сформулировать проблему можно различными способами.


Виды и формы вступления
[2; 109-110]







   Анонс
   В следующем тематическом сообщении будет дана информация о видах заключения, о том, как комментировать проблему.
Источник
Образец сочинения
Проблема памяти, уважения к нашему прошлому
[1; 6-10]
Текст №1
Вот уже одиннадцать лет, как я возвратился на родину, купил избу в Овсянке, в родном переулке, против бабушкиного и дедушкиного дома. В первые годы, когда в моём селе было ещё много старожилов и оно не превратилось в придаток пригородных дачных посёлков, я любил поздним вечером, «после телевизора», пройти по спящим улицам, сделать круг, посмотреть, повспоминать, подумать, подвести итоги жизни вот этого села, в котором от былого скоро останется лишь название.
Из Овсянки вышли академик, два майора и один полковник, несколько приличных учителей и врачей, два-три инженера, много шофёров, трактористов, мотористов, мастеровых людей и много-много солдат, которые полегли на чужой стороне.
Какую же память оставляет за собой моё родное село? Чего и кого оно помнит?
В поселковом совете нет ни летописи, ни документов, ни метрик, ни бумаг о том, откуда село взялось, кто и как основал его, почему так назвал. Оставшиеся ещё в живых старые мои односельчане помнят бабушек и дедушек, редко — прадеда и прабабушку. Новые жители не помнят, не знают и знать не хотят никого и ничего; они живут только сегодняшним днём. Думаю, что ничего, кроме наживы, их не интересует.
Росла на околице криво саженная и оттого криво сидящая ель, раскинула подол по земле, вольная, пышнотелая. А рядом — редкостной красоты куст саранки. Высокая, со стволом толщиной в руку, была она в средине лета всегда густо увешана серёжками. «Это душа всех погубленных младенцев единым цветком взошла»,- сказала мне уже древняя наша соседка.
И я подумал, что две мои маленькие сестры, умершие в доме деда и прадеда, тоже двумя серёжками на пышном стебле отцвели.
Хваткий мужик из современных хозяев жизни пришёл с бензопилой и бульдозером, вырвал куст, свалил ель, испилил её на дрова, везде понасажал картошки.
Выродились ягоды и нежные цветы; от кислотных дождей, выпадающих с неба, сорок самых распространённых и нежных растений исчезло из леса и с полян только вокруг села. Исчезли наши чудные деревенские и лесные поляны. Леса вокруг села выжжены, обрублены под дачные участки. Российский человек, не вынеся города и его промышленного ада, в панической спешности возвращается к земле, осваивает пятачок свой, лепит избушку из ворованного стройматериала с претензией на заграничную виллу. Вчерашний крестьянин, он становится ничтожным собственником махонького царства, готовым урвать хоть шерсти клок с паршивой овцы, то есть с государства.
Воспоминания о прошлой и близкой сердцу жизни тревожат меня, рождают щемящую тоску о чём-то безвозвратно утерянном. Что будет с этим малым, привычным и дорогим мне миром, кто сохранит моё село и память о людях, живших здесь?
(По В. Астафьеву)
Сочинение
Основная проблема, поставленная В. Астафьевым в данном тексте, - это проблема памяти, проблема духовного наследия, уважения людей к нашему прошлому, которое составляет неразрывную частичку нашей общей истории и культуры. Автор задается вопросом: почему мы порой превращаемся в Иванов, не помнящих родства? Куда уходят прежние жизненные ценности людей, столь дорогие нашему сердцу?
Проблема, обозначенная писателем, является очень актуальной для нашей современной жизни. Часто наблюдаем мы, как вырубают красивые парки, аллеи, а на их месте строятся новые дома. Люди отдают приоритет не памяти своих предков, а возможности легкого обогащения. Невольно вспоминается здесь нам чеховский «Вишнёвый сад», где новая жизнь прорубала себе дорогу топором.
Позиция автора однозначна. Он с ностальгией смотрит в уходящее прошлое, ощущает чувство щемящей тоски и тревоги. Автор очень любит свое село, являющееся для него малой родиной. Он с тревогой наблюдает, как люди стремятся к легкой наживе, как материальные ценности завладевают умами и сердцами. При этом происходит потеря всего по-настоящему важного для человека, потеря уважения к памяти предков, к своей истории. «Воспоминания о прошлой и близкой сердцу жизни тревожат меня, рождают щемящую тоску о чём-то безвозвратно утерянном. Что будет с этим малым, привычным и дорогим мне миром, кто сохранит моё село и память о людях, живших здесь?» — с горечью вопрошает В. Астафьев в финале. Все это характеризует данного писателя как человека высоконравственного, думающего, любящего свою Родину, русскую природу, испытывающего неподдельный интерес к русской истории и культуре.
Текст очень эмоциональный, выразительный, образный. Писатель использует разнообразные средства художественной выразительности: метафору («пройти по спящим улицам»), эпитет («хваткий мужик»), фразеологизм («хоть шерсти клок с паршивой овцы»).
Я полностью согласен с В. Астафьевым. Проблема уважения к памяти наших предков, к истории старых русских городов и деревень, проблема сохранения исконных обычаев, традиций — все это очень важно для нас, потому что без прошлого не может быть будущего, человеку нельзя рубить собственные корни. Аналогичные проблемы поднимает другой писатель, В. Распутин, в своем произведении «Прощание с Матерой». В основе сюжета повести лежит реальная история.
В ходе строительства Ангарской ГЭС были уничтожены близлежащие деревни, погосты. Переселение на новые места было очень драматичным моментом для жителей этихдеревень. Они вынуждены были оставлять родные дома, налаженное хозяйство, старые вещи, родительские могилы. Образ дома у писателя одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В. Распутин. Героиня повести, старуха Дарья, до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не успела перевезти родительские могилы. Прощаясь со своей избой, трогательно прибирает ее, словно провожая в последний путь. Образ старой деревни, образ старухи Дарьи и образ избы символизируют в повести материнское начало. Это основа жизни, которая подорвана человеком.
Уважительное отношение человека к родным местам, к своей истории формирует нашу историческую память. О том, насколько важно отношение человека к малой родине, о красоте городов и сел России размышляет также и Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». Ученый рассуждает о том, «как воспитывать в себе и в других «нравственную оседлость» — привязанность к своей семье, к своему дому, селу, городу, стране», воспитывать интерес к своей культуре и истории. Только так мы сохраним свою совесть, нравственность. Хранить и беречь память — это, по мысли Д. Лихачева, «наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками».
Таким образом, ориентиром для В. Астафьева в разрешении данной проблемы являются абсолютные нравственные ценности, любовь к Родине, уважение к памяти предков, к истории своей, страны, города, села. Только так мы можем сохранить уважение к самим себе. Замечательно об этом сказал наш великий поэт:
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу, 

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,
По воле бога самого,
Самостоянье человека 
И все величие его.



Список использованной литературы
1. Амелина Е.В. Пишем сочинение на ЕГЭ (часть С). - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
2. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. - Ростов-на-Дону: Легион, 2011.

4 комментария:

  1. Ольга Николаевна, полезный материал, обязательно школьникам предложу ссылку

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо!
      Как говорят: готовь сани летом, а телегу - зимой.
      Потихоньку приближаем май 2016 г. Хочется, чтобы у детей было меньше стресса и невроза в связи с экзаменом.
      Пусть и Ваши ученики готовятся вместе с моими.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Прочитав ваш пост, тоже решила поделиться)
    Летом чуть-чуть готовлюсь несколько часов в день, пытаюсь найти самую и интересную и познавательную информацию для себя, да так, чтобы была проста в усвоение)
    Вот мой маленький алгоритм нахождения проблемы:)
    Тема-Идея-Проблема
    Тема - любой предмет речи (интернет, дружба, семья, война и др.)
    Идея - отношение автора к теме (я считаю, что дружба делает человека добрее)
    Проблема - вопрос, поставленный по идее ( Что значит дружба для человека?)

    С такой формулой легко найти проблему и правильно указать позицию автора. Может кому пригодится здесь)

    P.S. Простите за ошибки, лето ведь)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуй!
      Спасибо большое за твой алгоритм. Пригодится всё.
      Молодец, что не забываешь заниматься. Только уж подолгу сидишь за учебниками.

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.