19 февраля 2022 г.

Из каких частей состоит слово?, или Разберёмся с морфемным разбором

   О фонетическом разборе писала здесь.
   Как показывает практика, морфемный разбор - один из самых сложных не только для учеников, но и для учителей. А ведь правильное выделение морфем (частей слова) - залог грамотного письма. Вспомните, как звучат некоторые орфограммы: "Безударная гласная В КОРНЕ слова", "Одна и две буквы Н В СУФФИКСАХ прилагательных", "О-Е (Ё) после шипящих и Ц В КОРНЯХ, СУФФИКСАХ и ОКОНЧАНИЯХ разных частей речи" и т.д.
   Морфемный разбор начинаем с выделения окончания
   Напомню, что окончание - это изменяемая часть слова,  а значит эту морфему мы можем выделить во всех изменяемых самостоятельных частях речи. В 5-м классе всегда дети задают вопрос: "А нулевое окончание нужно выделять?" КОНЕЧНО!!! Если слово изменяется, то окончание в нём обязательно есть. 
   Измените слово по числам, или по падежам, или по лицам (глагол). Увидели, какие буквы изменились? Смело выделяйте окончание.
НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОКОНЧАНИЯ В НЕИЗМЕНЯЕМЫХ СЛОВАХ!
   Далее выделяем основу - часть слова без окончания.
   Переходим к выделению корня. Чтобы выделить его правильно, подберите 2-3 однокоренных слова РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ. Не путайте однокоренные слова и формы слова. Формы слова имеют одинаковое лексическое значение, а однокоренные слова - разное. 
   Сравните: календарь - календари, календаря, календарю и календарь - календарик, календарный. В первом случае - формы слова, во втором - однокоренные слова.
   Осталось выделить приставку (приставки) и суффикс (суффиксы), если они, конечно, есть в слове. Хорошо, если приставка или суффикс одни в слове, а если несколько? Вот две-три приставки выделяются обычно с лёгкостью. Что касается суффиксов, то здесь наблюдаются некоторые сложности.
   Вы должны понимать, что морфемы - это кирпичики, из которых слово состоит. Нужно внимательно посмотреть, какие кирпичики легли в основу слова. Помните, что ОКОНЧАНИЕ НЕ ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА. Суффиксы и приставки присоединяются к основе слова.

   Изучая с шестиклассниками орфограмму "Одна и две буквы Н в суффиксах отымённых имён прилагательных" снова и снова разбираю слова по составу. Нам даже не столько важен морфемный разбор, сколько словообразовательный. Ученик должен понимать, как образуется слово. Привожу простой пример.
   В слове старинный ученик делает ошибку. Доказывает, что в слове пишем одну букву Н, потому что оно образовано от слова старый. К основе прибавляем суффикс -ин-, в котором пишется одна Н. И исключения помнит: оловянный, деревянный, стеклянный. 
   Орфограмму-то ученик знает. Молодец! Но незнание того, как слово образовано, привело его к орфографической ошибке.

А вот так разберём слова по составу:

   О словообразовательном разборе более подробно поговорим в следующий раз.

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна.
    Какие важные темы и всё так понятно рассказано.
    Ольга Николаевна. а тогда вопрос: а как разбирать слова "такси, какаду, суши"? У них выделяется только основа слова (всё слово), или есть какие-то особенности?

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    Морфемный разбор слова очень важен.
    В несклоняемых существительных мы выделяем основу и корень.
    Например, в слове КИНО - основа совпадает с корнем.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуй, Оля!
    Это действительно самое сложное. Мы на уроках английского частенько занимаемся разбором слова по составу. В будущем пригодится тем, кто будет сдавать ОГЭ и ЕГЭ, там есть задания на словообразование. Плюс, конечно, огромная польза избегать орфографических ошибок.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Света, именно об орфографических ошибках и речь. Но сегодня, увы, многие дети не понимают, как складываются морфемы в слово. Уже и не говорю об ОГЭ или ЕГЭ. Для меня всё это не дело первой очереди. Хочу, чтобы ученики писали и говорили грамотно. Я хочу... Но хотят ли дети? Какие усилия прикладывают они? Мне грустно от ответов на вопросы.

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.