6 января 2022 г.

Записки неравнодушной гражданки-3: электронный дневник и электронный журнал как поле битвы

Источник
   Не думала в праздничные дни, что будут мысли о работе. Но они возникли. И не на пустом месте.
   В "Telegram" подписана на авторский канал Михаила Юрьевича Богданова, учителя информатики и руководителя городского родительского комитета в Санкт-Петербурге. Читаю канал часто. Иногда комментирую. Только на мой взгляд, Михаил Юрьевич всё же больше лоббирует интересы родителей. Это, может, и правильно. Я же тоже родитель и учитель в одном лице. Но всё же...
   6 января послушала мнение М.Богданова об электронном дневнике и электронном журнале ("Электронный дневник вреден для школы и ученика?", продолжительность - 19 минут). И тут, как говорится, кто что понял... В комментариях, конечно.
   И мне искренне жаль, что учитель Михаил Богданов в данном вопросе снова на стороне родителей. Каждый раз подсказывает, как нужно бороться со школой. А высказывания типа учитель - враг вообще унижает достоинство его же коллеги.
   А теперь мои умозаключения
   1. Взгляд мамы
   Я - ЗА ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК. 
   Моя дочь учится в 7-м классе. Редкий раз она не знает, чтО задано (могла пропустить урок). Обращается за помощью к одноклассникам. И вот в этом случае ей не всегда могут ответить точно. Приходится по крупицам собирать верную информацию. Да, раньше (в начальной школе и в 5-м классе) я могла спросить родителей одноклассников дочери, чтО задано. Теперь же - нет. Запись домашнего задания - это зона ответственности моего ребёнка. Именно так я воспитала свою дочь. А вот куда записывать... Это тоже должен выбрать ребёнок. 
   Несколько лет подряд всем ученикам Самарской области выдавали дневники, которые я называла краеведческими. Было много интересной информации о достопримечательностях нашего края, о людях, которые принесли славу области, России, миру. Многие ученики тогда принципиально не хотели вести подобные дневники. Почему? Да потому что у ребят отобрали право выбора! Готовится ребёнок к школе, приобретает принадлежности, выбирает тетради, дневники. Приходит 1 сентября, а ему говорят: "Дневники будете вести выданные!" И точка. Так было и с моей дочерью. Мы читали сведения, данные в дневнике, но вела она тот документ, который выбрала сама. До поры до времени. Что сейчас? Дети фотографируют задание, написанное учителем на доске, или отмечают в учебнике упражнения, примеры, задачи, параграфы, или смотрят задания в электронном дневнике (только в том случае, если точно знают: задание верное).
   Почему многие родители ратуют за бумажные дневники? Им важно, чтобы УЧИТЕЛЬ ВЫСТАВИЛ ОТМЕТКИ. Подчёркиваю именно эту мысль! А я считаю (и это моё глубокое убеждение), что мама и папа ДОЛЖНЫ говорить своему ребёнку, ведущему бумажный дневник, чтобы он САМ подошёл за отметкой. Учитель поставит свою подпись. Не думаю, что кто-то откажет. Мне, например, как маме совсем не нужен бумажный дневник с отметками. Я ежедневно заглядываю в электронный дневник.
   А что же в нём? Вот так он выглядит.

   Видно, что учителя всё же чаще записывают домашнее задание и оно совпадает с тем, что задают в реальности. А вот почему задание может не совпадать? Об этом в п.№2. Да и Михаил Богданов объяснил это великолепно.
   2. Взгляд учителя
   Я - ЗА ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ.
   Все учителя Самарской области работают в системе АСУ РСО. Родители и ученики также входят в электронный дневник через автоматизированную систему.

   С ужасом вспоминаю то время, когда вели учителя и бумажный, и электронный журналы. Да ещё было и так: все отметки выставляли в электронный журнал только классные руководители. Учителя-предметники выставляли отметки в бумажный журнал и только. Представляете, какая была чехарда? В конце недели выставляешь отметки, а через неделю ты должен вернуться на тот же этап, с которого стартовал неделю назад. И потом: учителям русского языка разрешено проверять сочинения и изложения неделю. Как объяснять каждый раз классным руководителям, что отметки не проставлены за эти виды работы?
   Всё пришло в норму, когда мы перешли на работу только с электронными журналами. Это какая же прелесть! Внёс тематическое планирование - и одним кликом вносишь тему урока.

   И теперь о больном... для родителей. Вслед за М.Богдановым скажу, почему часто бывает несовпадение темы, занесённой в электронный журнал, и темы, реально изучаемой на уроке.
   А начинается всё с 1 сентября. Как ни странно это звучит, но существует правило: уроки ставить с 1 сентября. Покажите мне хоть одну школу, в которой есть полноценные уроки в День знаний. Поставили мне по расписанию урок в праздничный день - и сразу идёт несоответствие виртуального и реального. Дальше - больше: то мероприятие всероссийского значения, то срочное тестирование или анкетирование, то медицинский осмотр у детей. Понимаете теперь, уважаемые родители, как происходит это самое несоответствие? И если мне, учителю русского языка, ещё хоть как-то можно поволшебить, то мне же, учителю литературы, это сделать сложнее. А коллегам, у кого ОДИН УРОК В НЕДЕЛЮ, каково приходится?
   Теперь об отметках. Смею напомнить, что урок идёт 40 минут (где-то 45 минут). И представляете, не у каждого учителя в личном пользовании есть ноутбук (или компьютер). Как выставить тут же отметки? И опять же - за устный только ответ. Я, например, не приветствую на уроке русского языка отметки за устные ответы. Для меня важно, как ребёнок умеет применять полученные знания и объяснять орфограмму или пунктограмму. Провожу практически на каждом уроке различные письменные работы: словарные диктанты, буквенные диктанты, теоретические опросы, тестовые работы и др. У меня же, кроме того, есть ещё и тетради, которые нужно проверять. Этот СИЗИФОВ ТРУД. Иногда проверишь около 100 работ и понимаешь: сил выставить отметки в электронный журнал просто нет. Ну задержишь на 2-3 дня отметку - преступление неужели? Выставляют учителя отметки, в основном, без длительных задержек.
   Вот, например, как выглядит всего лишь одна страница журнала:

      Есть ли технические ошибки? Конечно, есть! Учитель не робот! И может тоже ошибиться при выставлении отметки. Разве в бумажном журнале не было исправлений? Были... С трясущимися руками и ногами шли к директору, писали объяснительную. Руководитель ставил печать и подпись под "исправленному верить". А если это был журнал выпускного класса? Страшное дело - сделать там ошибку!
   
   Так... останавливаюсь. Слишком острую тему затронули. Этим и вынудили меня написать данное сообщение. 
   Если вам, уважаемые читатели, интересна эта тема, то прошу вас писать в комментариях свои мысли по данной теме.
   Меня же гложет ещё одна мысль... Но об этом как-нибудь в другой раз.

20 комментариев:

  1. Ольга Николаевна, здравствуйте!
    Мы, к большому сожалению, ведем и бумажные журналы, и электронные. Все отметки и все прочее записываем сами - это тяжело. Кроме того, никто нам за электронные журналы не оплачивает. В школе интернет слабый. Компьютеры не в каждом кабинете. Приходится после работы сидеть дома за компьютером и заниматься этим делом!
    Я ЗА электронную версию только в том случае, если материальная база отвечает требованиям времени! Время другое, и нужно идти с ним в ногу! НО... у нас как всегда

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алина Ивановна, здравствуйте!
      ДВА ЖУРНАЛА??? Это издевательство!
      Ведение двух журналов и нам не оплачивали. Интернет тоже слабый. Дистанционные уроки вела со своего телефона.
      Вот поэтому и говорю об адекватности восприятия в выставлении отметок. Не могу здесь и сейчас их выставить.
      Однозначно: я ЗА электронный документооборот.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Одьга Николаевна!
    Мне лично нравится электронный журнал. Отметки, как правило, в началке выставляем сразу. За контрольнуб работу или диктант иногда ставлю на следующий день, могу не успеть.
    Дз записываю сразу посе урока, подробно (для тех, кого не было на уроке). Родители моего класса (35 человек) решили из-за частых сбоев рабты ЭД завести бумажные дневники. Дети сами записывают то, что я задаю на доске (контролирую процесс),остальные пишут в дневник. Если забыают дневник дома, берут у меня лист бумаги.
    За отметками сами подходят. Правда, не все. Это у нас по желанию.
    Бумажный журнал уже не ведем лет 6.
    Единственная проблема - часто "виснет" школьный портал. А в остальном - очень удобно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, с Рождеством Христовым!
      Все проблемы у нас общие! Но я бы хотела донести мысль о развитии самостоятельности детей!
      Бумажный дневник ведь нужен РОДИТЕЛЯМ, иногда детям! Но почему я, учитель, должна его заполнять?

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна.
    А мне вот жалко, что убрали бумажные дневники.
    Ушло что-то такое, типично детско-школьное.
    Исчезла ответственность за собственный учебный процесс.
    И как важно было в конце урока, когда учитель говорил: открываем дневники, записываем домашнее задание.
    Это был ритуал.
    Это было задание для всего класса, но в то же время лично для тебя.
    И ты нёс ответственность за это.
    Записывая задание в дневник, ты как-бы давал обещание выполнить то, что задавал учитель, оправдать его надежды к тебе, ученику.
    И как стадно было нести домой дневник с плохой оценкой!
    Сколько переживаний, и портфель казался непомерно тяжелым...
    И как стыдно было, когда родители рядом с плохой отметкой ставили свою подпись, что ознакомились с оценкой.
    Ты понимал.
    Ты осознавал.
    Ты старался.
    А сейчас всё стало безликим и равнодушным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, с Рождеством Христовым!
      Вы высказываете мысли всех родителей. Никто не убирал никуда бумажные дневники! Хотите - ведите, только с учителя не требуйте, чтобы он проверял его заполнение.
      Понимаете: дети не записывают домашнее задание в дневник. Это прошлый век!
      Имея компьютерные технологии, мы всё учителей заставляем работать по старинке. Нельзя так!
      Ответственность должен нести ребёнок! А родители эту ответственность перекладывают на учителей.
      Ведь говорят: "Учитель не ставит отметки в дневник!", а нужно: "Мой сын (моя дочь) не подошёл к учителю". Вот в этом и разница.
      Безликим и равнодушным всё стало из-за мам и пап, стремящихся в школе найти только зло.

      Удалить
  4. Когда я работала в школе, то отвечала за электронный журнал. Заполняла его сама, забивала фамилии и имена всех детей по классам (полностью копировала личные дела детей), делала странички для каждого учителя. Многие учителя уже тогда были против эл. журнала, говорили, что родители не смотрят... Про электронный дневник ничего не знаю. Он появился позднее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, с Рождеством Христовым!
      Учителя должны твёрдо стоять на своём: родители ДОЛЖНЫ контролировать своих детей через электронный дневник (у учителя - электронный журнал).
      Дневник не мог появиться позже. Система одна. Родители и дети видят дневник, а учитель - журнал. В посте я показала скрины.

      Удалить
    2. У нас в Кемеровской области электронный дневник появился позднее. Когда наша школа называлась "Лицей г.Полысаево" (здесь учились только 10-11 классы), это были 2008 - 2015 годы, у нас ещё не было эл. дневников.

      Удалить
    3. Ирина Михайловна, у нас это одна платформа: как мама я вижу дневник, как учитель я вижу журнал.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Почему то всегда и во всем учителя виноваты. И это особенно проявляется в последние годы. Горько от этого... Время электронного журнала и электронного дневника пришло! Темп другой. Мы давно перестали записывать что-то, всё фотографируем на смартфон: поручения, распоряжения, объявления и т.п.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, с Рождеством Христовым!
      Ваша мысль есть моя мысль, на которую в конце поста я намекнула.
      Вот и я хочу узнать: когда перешли черту взрослые люди и стали не вместе с учителями, а врозь?
      Найти виноватого всегда просто. Спросить с ребёнка тяжелее.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Электронный журнал и электронный дневник - это действительно важный для школы вопрос, в котором очень много нюансов. Было время, когда мы вели два журнал( бумажный и электронный), но потихоньку перешли только на электронный. Проблемы есть, хотя и интернет в каждом классе есть, но часто приходится вносить отметки после уроков или дома. Но бумажные дневники мы не отменяли, их ведение стало ответственностью самих учеников: хочешь - веди, не хочешь - сохраняй информацию любым другим способом. Дети и родители бывают разные: кто-то хочет всю ответственность за успеваемость возложить на учителя, поэтому и жалуется на то, что мало отметок, не вовремя выставленную отметку, не вовремя написанное в журнал домашнее задание, не спрашивая ничего с ребенка, кто-то готов делать вместо ребенка, а кто-то не заходит в дневник годами. Наверно, должно пройти время, чтобы привыкли и учителя, и родители, и дети, да и условия должны у всех появиться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Михайловна, здравствуйте!
      Я согласна с Вами: бумажные дневники - зона ответственности самого ученика. Но это никак не могут понять родители.
      Подписываюсь под каждым Вашим словом!
      Правда! Проблемы у нас общие! Только почему-то никак родители не хотят понять!
      Привыкнуть? Никогда не привыкнут! Я вижу ещё одну проблему: родители некомпетентны! Просто-напросто некоторые не знают, КАК заходить в электронный дневник ребёнка. И знать не хотят.

      Удалить
  7. Оля, здравствуй!
    Я однозначно ЗА электронный дневник. Когда ещё его не было, а потом, перед самым декретом, только-только мы начали его вести, я ДЗ выкладывала в свой блог. Все увидели, как это удобно и замечательно. Столько прекрасных возможностей появилось! Я теперь могу и ссылки выложить, и всякие дополнительные схемы-материалы, и аудио к диалогу... Однако, конечно, находятся те, у кого вот прям "щас и непременно" интернет не работает, у них, бедных, не скачивается ничего ну и дальше по списку.
    Ввела их еще на платформу Взнания, так столько от иных визгу было! Одна мама написала, что она против, пожелала, чтобы я её сыну в бумажном виде задание давало. Но это целая платформа!!! Мало того, что я сижу и трачу своё ЛИЧНОЕ время на то, чтобы загрузить туда слова и картинки, так ещё вот её сыну обязана что-то там распечатывать и ломать из-за этого голову? Я уже просто ничего таким не отвечаю, это просто наглые люди, которые отчего-то решили, что имеют право распоряжаться моим личным временем и указывать мне, как работать. А ещё: полная безграмотность подобных родителей. И лень. Ведь в дискорде, инстаграме и прочая мы разобрались, как работать, а как по делу - так визги визгами. И такими словами мне пишут, аж противно: "прошу учесть", прям стиль канцелярский. Учту. И? До 40 лет будете за своим детёнком бегать? Безобразие полное!
    Просто появилось нечто, что явилось в полной ответственности родителя, но в связи с детоцентричностью нашей страны и "божками" в виде детей, которым почему-то все должны кланяться, многие родители не хотят с этим смириться. То есть с тем, что дети - это их ответственность, а не учителя, школы, президента и т.п.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, здравствуй!
      Вот и получается, что все мы страдаем от одного и того же: родительской некомпетентности в вопросе использования электронного дневника.
      Готовилась сегодня к урокам - прикрепила упражнение в электронном дневнике. Наверное, снова услышу, что не открылся документ, что ничего не понятно, что лучше по учебнику работать (где упражнений минимум).
      Я согласна: дело в том, что родители не понимают, как работать на некоторых платформах. Отсюда и неприятие, и сопротивление.
      Ну что ж... А мы будем работать дальше... Несмотря ни на что!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Тема с ЭЖ сложная! Изначально множество учителей были против, потом распробовали и понравилось. Но как же тяжело теперь просто соответствовать той теме урока, что написана! Я про себя. География. 1 или 2 часа в неделю И много уроков пропадает по важнейшим причинам - то праздники, то выборы, то тревоги, то Всерос.уроки и пр. И в результате у меня практически постоянные несоответствия!!! Я прошу детей записывать д.з. в тетрадь. Да, у меня не соответствует д.з. в тетради и в журнале! И что? Убить меня теперь?)))) Пусть в тетради записывают или пишут тем, из-за кого у меня уроки пропадают. Но я выход нашла, я ж уууумная))))) Везде в ЭЖ написала д.з. "записи в тетради, индив.задание". И научила детей - если ТАКАЯ запись в ЭЖ, то задание смотрим в тетради, а если прописано что-то конкретное, то выполняем его. А родители... Ну, как-то принимают мою точку зрения пока.
    Но у нас в школе с ЭЖ другая беда. Буду поднимать в этом году революцию в школе, но почву заранее в блоге подготовлю, тоже напишу про ЭЖ. Спасибо Вам за искренность и неравнодушие!

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Как мы, учителя, приспособились уже у тому, какие записи делать))
    Я же подобные задания даю))
    В основном, и родители в классах, где я работаю, всё давно поняли. Но есть уникумы, строчащие день и ночь жалобы!
    Здесь тема тем у меня зреет))

    Может, без революции?)) Очень интересно, чтО же там у Вас за беда с ЭЖ?
    Рада видеть Вас))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оооо, про жалобы я люблю))) На меня каждый год в декабре жалобы сыпятся в департамент по одной и той же теме. Я отписку-объяснительную сохранила в вордовском документе, каждый год завучу отправляю. Удивительно - в этом году не было, я аж запереживала....

      Удалить
    2. Не переживайте, Лилия Павловна ))
      На что жалуются родители Ваших учеников? Вы, как никто другой, открыты всему миру!

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.