Источник |
На уроках литературы и в 5-м, и в 7-м, и в 9-м классах прикасаемся лишь к великому столетию. Конечно, говорим о Михаиле Васильевиче Ломоносове (в 5-м классе читаем "Случились вместе два АстрОнома в пиру...", в 7-м - "Оду на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года", в 9-м - ту же оду, да ещё пару-другую стихотворений), о Денисе Ивановиче Фонвизине (в 7-м классе изучаем комедию "Недоросль"), о Гаврииле Романовиче Державине (в 7-м классе читаем оду "Властителям и судиям", в 9-м - несколько стихотворений), об Александре Николаевиче Радищеве (в 9-м классе читаем некоторые главы "Путешествия из Петербурга в Москву"), о Николае Михайловиче Карамзине (в 9-м классе говорили об "Истории государства Российского", вспомнили "Бедную Лизу"). Вот, пожалуй, и всё. Достаточно ли? Нет однозначного мнения. Язык всех произведений сложный, бОльшая часть слов детям неизвестна. Трудно сегодня (да и вчера было тоже нелегко) принимать и понимать писателей и поэтов XVIII века. Но надо.
Я сторонница работы с текстом на уроках литературы. Вот прямо чтобы читали и комментировали. Конечно, с небольшими по объёму текстами можно так работать. А вот с крупными формами только выборочно.
Г.Р.Державин |
М.В.Ломоносов |
В 7-м классе знакомимся с понятиями "ода", "классицизм", "теория трёх стилей", комментируем сцены комедии "Недоросль" Д.И.Фонвизина, размышляем о смысле оды "Властителям и судиям" Г.Р.Державина.
А.Н.Радищев |
Д.И.Фонвизин |
1. Создали страницы в "ВК".
Знакомьтесь: Денис Иванович Фонвизин (1745-1792) (создатели страниц: Екатерина Г., Ксения Л., Зейнаб М.).
Знакомьтесь: Яков Борисович Княжнин (1742-1791) (создатель страницы: Илья Ж.).
2. Спасибо за идею Татьяне Россоньери ("Методическая копилка словесников")!
"Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева читать не просто трудно, а ОЧЕНЬ трудно. После знакомства с биографией "бунтовщика хуже Пугачёва" (Екатерина II), предложила прочитать одну-две главы "Путешествия" и запечатлеть на рисунке прочитанное в виде "инстаграмной" странички. Вот что у нас получилось:
Да, есть ошибки, не отрицаю. Но всё же ребята справились с поставленной задачей. И может, хоть так, но запомнят имена тех, кто творил историю XVIII века!
Уважаемые читатели! Как вы относитесь к подобного рода заданиям?
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьА ещё можно попробовать договориться с учителем технологии и попытаться приготовить что-нибудь из еды того времени.
Кстати, если хотите, могу прислать по почте весьма прелюбопытный рецепт.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
УдалитьМожно, но не сейчас. В период пандемии... Да и не готовят у нас девочки почему-то на уроках.
А рецепт пришлите, пожалуйста. Заинтересовали. Спасибо ))
Ольга Николаевна, работы - прелесть)Молодцы)Я всегда за творчество, ибо оно окрыляет, открывает новые возможности/горизонты.К сожалению, не было у меня в школьные годы таких уроков творчества по русскому языку и литературе в среднем звене, но зато были уроки творчества на уроках биологии, химии, а потом в педлицее, помню, ставили спектакли по "Войне и миру", на уроках истории/обществоведения проводили выборы мэра города.И благодарю судьбу за встречу с творческими личностями.Уверена: у Ваших ребят останутся теплые воспоминания!
ОтветитьУдалитьНаталья Борисовна, здравствуйте!
УдалитьНу не всё прелесть )) Некоторые такую отписку сделали, чтоб отстала ))
Вот и я за открытие новых горизонтов.
Согласна с Вами: дети помнить будут именно необычное что-то на уроках. Сейчас некоторые противостоят, не хотят делать такого рода работу, но, уверена, со временем мнение изменится.
Спасибо!