Георгиевская ленточка

суббота, 28 апреля 2018 г.

Международные Славянские чтения: и жизнь, и слёзы, и радость

   Вот уже третий год подряд я с лёгкой руки своих коллег (Т.Ю.Врублевской, учителя русского языка, и С.А.Ильмендеровой, учителя английского языка) в конце апреля обязательно еду в Самару для участия в Международных Славянских чтениях. Еду, конечно, не одна: свои работы защищают ученики. В этом году из нашей школы поехали пять умных красавиц: второклассница Анечка, третьеклассница Ксюша, шестиклассница Маруся, семиклассница Настя, восьмиклассница Аня - и один добрый молодец Владислав. К ним присоединилась и моя дочь (она учится не там, где работаю я) - третьеклассница Лиза.

  Мне безумно нравится работать с детьми, увлечёнными научной деятельностью. Это очень сложная работа, но дети, занимающиеся наукой, по-другому смотрят на сам процесс обучения. Ведь каждый из них буквально встаёт над школьной программой и идёт вглубь той или иной темы. 
   В этом году время начала конференции близко к комфортному: работа секций началась в 13:00. Доехать из Тольятти в Самару можно часа за полтора-два на междугороднем автобусе. Но пробки (правда, к счастью, они уже небольшие, т.к. к Чемпионату мира по футболу дороги Самары выглядят просто великолепно) чуть придержали нас. И хорошо. Приехали к 12 часам, пообедали, погуляли по "Школе № 132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова Г. П.", посетили выставку...
    А ещё девочки с большим удовольствием поучаствовали в процессе ткачества: вот так Лиза ткала коврик. Практически невозможно было её оторвать от станка.
   Пришло время занимать места в аудиториях... Секции "Я только учусь: Славянская филология" и "Лингвистика" наши. Тематика научных работ в  секциях разнообразна: от "Исследования транспортных средств в русских сказках" до "Функционирования медицинских терминов в произведениях М.Булгакова". Юные исследователи выступают отлично: волнуясь, защищают основные положения своих работ. 

   Не могу не сказать о некоторых минусах (это мнение исключительно моё). Посмотрите на тематику работ:
   Как вы думаете, уважаемые читатели, какая работа стала победителем? Ничего личного, честное слово. Думаю, ваше мнение совпадёт в этой части с моим: работа, представленная на конференции, должна содержать исследовательский компонент. Это первое. Второе (и здесь, естественно, вы можете со мной не согласиться): рассказывать наизусть работу не нужно. И вот от этого страдает начальная школа. Почему-то является высшим пилотажем, если ученик говорит, не заглядывая в листочек. Мне стоило огромного труда убедить дочь в том, что ЧИТАТЬ МОЖНО, что чтение не является компонентом отрицательной оценки выступления. Когда выступают учащиеся начальной школы, ты словно попадаешь на сцену, где дети соревнуются, кто лучше расскажет, споёт, спляшет... И вот это детское высокомерие ("Поглядите-ка: я вот как умею!", "Вот какой я молодец: всё выучил!" и т.п.) удивительно. Честно говоря, иногда теряешься и не понимаешь, где находишься: то ли на презентации исследовательских работ, то ли на концерте. Поворчала немного )) Но по большому счёту Международные Славянские чтения оставляют самые благоприятные впечатления. И, думаю, что приеду сюда ещё не раз. Да и хотелось бы представить кое-что из собственного опыта.
   Конференция завершилась... Получены дипломы и грамоты. Некоторые расстройства у участников, много радости у победителей и призёров. Не без слёз )) Но уже завтра начнётся новый сезон жизни в науке. И вчерашние слёзы забудутся. Будем думать о новых исследованиях.
   Вот так завершился холодный апрельский день 26 апреля 2018 г. Завтра мы снова отправляемся в путь... Но это уже совсем другая история, о которой обязательно будет рассказано в блоге.
Ещё о Международных славянских чтениях в блоге "Пишичитай": 

14 комментариев:

  1. Оля, добрый вечер! Обожаю подобные конференции! Похвально, что дети разделяют желание учителей принять в них участие, а то и сами являются инициаторами. Выставка куколок и шкатулок - красиво! Уже много лет мечтаю попасть на Чистые пруды, в музей кукол. До сих пор их люблю, детям игрушки на уроки приношу.
    По поводу рассказа наизусть - этим страдает не только начальная школа, но и секции иностранных языков. Вот тоже не понимаю, зачем всенепременно надо наизусть говорить, великого смысла в этом не вижу.
    Что касается тем и содержания работ - я как-то высказалась на одной конференции, но меня не совсем поняли. Вот тема среди списка, который ты опубликовала: "Молодежный сленг". Это не тема конференции, а название словаря или научной статьи. Вряд ли предложили что-то новое, скорее всего, просто пересказали в сотый раз давно известные вещи. Помню, как сидела на конференции и слушала, как выходят рассказывать о жизни Боба Марли или еще о ком-то. Как же! По-английски же! Или про эти фразеологизмы Шекспира уже сил нет слушать. Почему пропускают одно и то же, с какой целью? Где исследование, где работа ученика? Какова цель? Сделать вид работы? Увы, мои вопросы часто остаются без ответа. Видимо, и здесь точно так же. Среди представленных тем я бы некоторые вообще бы не пропустила. Там просто выписки из статей. А то и одной статьи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Света!
      Конференция в Самаре проходит всегда очень достойно! И плюс её ещё и в том, что дают возможность выступить всем желающим ребятам.
      Вот и со сленгом поэтому так получилось. Да, тема неактуальная, но для нас, учителей. Ребёнок же ИССЛЕДУЕТ это языковое явление. И подсказать о том, что тему брать нельзя, должен учитель.
      Про "наизусть" - это отдельная песня. Я же говорю: спектакли такие разыгрывают. Вот и у нас девочка про футбол рассказывала так выразительно. Пела даже! А вот исследования я там не увидела. Но дали девочке место )) Мне в таких случаях грустно становится. И что это моя дочь со своими зоонимами делает на НАУЧНОЙ конференции?)))

      Удалить
    2. Ольга Николаевна! Светлана Николаевна! Здравствуйте! Полностью поддерживаю! Представление проекта, исследовательской работы зачастую превращается в прямом смысле в представление. Театральное. Так и вспоминается : "мастер художественного слова". Мало того в критериях оценки можно увидеть " читает -не читает, рассказывает-не рассказывает". На мой взгляд, если ученик действительно исследовал, пропустил "через себя", то " читал-не читал"-это не показатель. Показатель, то как он потом отвечает на вопросы, какие комментарии даёт. Это мой взгляд на проблему.

      Удалить
    3. Елена Алексеевна, здравствуйте!
      Спасибо за поддержку! Но вот как донести до жюри именно эту мысль: важна исследовательская проблема и презентация этой проблемы, а не только театрально-постановочная презентация.

      Удалить
    4. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Полностью поддерживаю! Жаль, что жюри отработало не совсем профессионально, но у ребят, Лизы накапливается опыт представления проекта и исследовательский работы! Поздравляю Вас и Лизу! Удачи и успехов!

      Удалить
    5. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Не могу сказать, что жюри плохо поработало. Мне кажется, что на жюри производит впечатление артистическое выступление. Но где-то эмоции надо сдерживать: ведь мы говорим о науке.
      И всё ещё будет - Вы правы!
      Спасибо Вам огромное за добрые слова!

      Удалить
    6. Ольга Николаевна, иногда считается, что если ребёнок сделал работу сам, то он артистично и выступает... Я не согласна - теме должно соответствовать выступление, а не показывать уровень театральности...
      Вы молодцы с Лизой и ребятами - опыт получен колоссальнейший!

      Удалить
    7. Лилия Павловна, здравствуйте!
      Вот мы и нарабатываем опыт НАУЧНЫМИ исследованиями, а выигрывают артисты, рассказавшие про футбольные кричалки.
      Ваш комментарий принимаю полностью. Мнение дорого Ваше.
      Спасибо большое!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Поздравляю вас с участием в конференции, а Лизоньку с наградой! Какие прекрасные работы детей были представлены на конференции! Прекрасные куклы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте!
      Очень рада видеть Вас всегда в числе первых)) Вы внимательный читатель!
      Спасибо Вам большое за добрые слова!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Мне не понятно, при чём тут "славянская филология" и "Болеем за наших по-английски..."?
    У меня выражение "по-английски" ассоциируется только с одним - "уходим тихо, не прощаясь".
    И ещё интересно: оказывается из сказки о курочке Ряба можно написать целую научную работу? Вот бы почитать :)
    Поздравляю Вас и Лизочку с большим опытом и успешным выступлением на конференции.
    Уверен, Ваши абсолютные Победы не за горами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Иван!
      В Самаре будут сыграны несколько матчей ЧМ по футболу. Видимо, не смогли пройти мимо учителя мимо. Отсюда слабые сравнения русских и английских кричалок.
      И про курочку Рябу исследование может быть увлекательным. Здесь говорили о разных версиях сказки.
      Спасибо, Ваня, за поздравления!
      Я утешаю Лизу всегда тем, что главное - участие в таких мероприятиях и приобретение опыта.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна и Лиза!
    Поздравляю Вас с участием в конференции!
    Как хорошо что ребят из школы так много, это значит, что работа действительно проводится.
    Что могу сказать про критерий оценки "читал-не читал".
    Мне кажется, это самый несправедливый критерий.
    Иван тоже попадал под это с работами, в итоге - выпадал из победителей. Хотя его работы признавались лучшими, но вот то, что он "читал с листа" - ставилось в минус (а баллов по этому критерию снималось много()
    Именно "снималось", что вообще не должно присутствовать в детских работах.
    Представляете критерий "за чтение с листа" снималось 3 балла, а за то, что "рассказывал наизусть" - добавляли 3 балла.
    Сразу разница 6 баллов.
    Это очень навредило многим участникам "той" конференции, в итоге победила работа изначально слабенькая, серенькая, но участница в нарядном платьице (хотя всем оговаривали, что школьная форма обязательна!) рассказывала наизусть, звонким голосом, без запиночки, стоя прямо, совершенно не обращая внимание на экран с переключающимися слайдами (переключал учитель).
    Девочка просто очаровала всех своей выделяющейся красотой.
    Итог - победитель.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
      Даже добавить нечего. Как мама маму мы понимаем друг друга))
      Выступления не должны затмевать исследование. Но, к сожалению...
      Спасибо Вам большое!

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...