12 мая 2014 г.

"Это он, это ты, это вы, это я", или Как мы изучаем "Местоимение" в 6-ом классе

Это он, это ты, это вы, это я.
Это кофта чья? Моя.
Ну а шуба наша,
Уж никак не ваша.
Где-то некто вольно жил,
Делал нечто, не тужил,
С каждым он поговорит,
Всякого развеселит,
Никого и ничего
Не обидит ни за что.
Кто я, по вашему мнению?
Конечно же, я ...МЕСТОИМЕНИЕ
Екатерина Жуковская

 Такую часть речи, как местоимение, мы изучаем в 6-ом классе. 

   Кажется, что известно многое: о личных местоимениях говорится с начальной школы. Когда повторяем изученный материал, задаю ученикам шуточные вопросы:
1. Какие два местоимения мешают дорогам?
2. Какие местоимения всегда чистые?
3. За какое местоимение можно спрятать букву Ц , чтобы получилось животное из породы грызунов? 
4. Сколько личных местоимений в слове семья?
5. Первый слог - личное местоимение 2-го лица. Второй - звук, который издает лягушка. Вместе - название овоща.
6. В каком местоимении два звука, одна буква?
7. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица, второй и третий - синоним к слову «горе». Вместе обозначают человека, который любит жаловаться.
   Ответы не пишу, думаю, интересно читателям будет самим найти отгадки на эти загадки.
   Как только начинаешь изучать тему "Разряды местоимений", становится трудно. Оказывается, что местоимений в русском языке очень много. И они ещё и сгруппированы определённым образом. И эти группы принято называть разрядами. 
   На последующих уроках будем подробно говорить о каждом из разрядов, изучать особенности употребления в речи, орфограммы. Не изучать подробно местоимения нельзя: очень уж любят составители КИМов по русскому языку на ЕГЭ спрашивать о разрядах этой части речи.
   До ЕГЭ ещё 5 лет, поэтому есть время для более детального разговора о том или ином разряде. Но, когда мы знакомимся с разрядами местоимений, очень люблю творческие работы детей. Прошу их нарисовать эти самые разряды. Может, такой приём устарел, но так хочется, чтобы дети уже на первоначальном этапе изучения местоимения запомнили многое. 
  Спасибо моим шестиклассникам за интересные работы!
















   Скоро расскажу, как мы изучали тему "Притяжательные местоимения". Некоторые учащиеся составляли генеалогическое древо. 

10 комментариев:

  1. Ольга Николаевна, я с Вами не согласна, что прием рисования устарел. Очень даже популярен в свете mind map. У ребят получились настоящие интеллектуальные карты. Одним из признаков mind map является образность мышления. Думаю, что Вам интересно будет посмотреть урок по теме "Местоимения" с применением ИКТ и педтехнологии развития критического мышления, который я разработала в качестве примера для конкурса IT-activity в прошлом учебном году: http://goo.gl/mPZIJQ. Очень надеюсь, что на следующий год Вы что-то возьмете из него. (Помните, что для отображения некоторых объектов на странице сайта нужно отключить режим безопасности в виде щита в строке браузера).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина Геннадьевна!
      Переубедили меня конкретно! Я ж почему написАла, что приём устарел? Мне сегодня кажется многое устаревшим: ведь столько существует различных сервисов, а я всё по старинке (нарисуйте).
      Посмотрела все материалы по местоимению. Утонула. Буду разбираться, чтобы в следующем году наконец-то пользоваться если не всеми, то хотя бы некоторыми вещами! Спасибо огромное за помощь и советы!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна. Я в восхищении от работ учеников. Зря Вы говорите, что такой метод устарел. Сколько работ - столько характеров. Каждый внёс что-то своё.
    А какая фантазия. Понравились все работы, а особенно работа в японском стиле. Кстати, и для себя, повторила местоимения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Геннадиевна!
      Да, согласна, работы разные. Конечно, не обходится и без отписок, но таких работ мало. К счастью, шестиклассники очень увлекающиеся и увлечённые.
      Ребятам передам Ваши добрые слова. Спасибо!
      Ну, а то что повторили местоимения! Оказывается и здесь материал пригодился. Приятно!

      Удалить
  3. Добрый вечер, Ольга Николаевна. Разве творчество может устареть? Очень интересные работы у Ваших ребят. Вместе с выпускниками 11 класса на перемене отвечали на вопросы, ох, рассмешили! А еще, Ваш опыт транслировала коллегам. Все жду , когда же мои филологи начнут творить...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Спасибо большое за добрые слова! Завтра ребятам передам.
      Что касается опыта... Так громко сказано Вами! Засмущали... Думаю, и Ваши филологи творят. Никак нельзя учителям без этого. Просто, наверное, они скромно умалчивают о творчестве и своём, и своих учеников.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Рассматривала каждую детскую работу, увеличивая её! Мне всегда очень нравятся детские работы, которые они делают сами, без помощи родителей! Да и повторение местоимений было кстати! Спасибо, что поделились такой красотой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Я тоже люблю детские работы (у Вас в блоге всегда с удовольствием их рассматриваю). Но вот не могу с Вами согласиться, что работать нужно без помощи родителей. Я стараюсь привлекать и родителей. Но только чтобы они делали работы ВМЕСТЕ с ребёнком, а не ВМЕСТО него.
      Огромное спасибо Вам за добрые слова! Передам завтра ребятам!

      Удалить
  5. Здравствуй, Оля!
    А мне нравится "старый" рисуночный способ. Дети, особенно не очень старшие, просто обожают рисовать. Это и по сей день самый доступный способ. А с компьютерами могут быть сложности: станут ныть, что нет у них ни компьютера, ни интернета, ни того, ни сего. А здесь уже не отвертишься: уж бумагу с карандашами каждый купит.
    Работы просто великолепны!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Света!
      Мне кажется, что сейчас компьютер и Интернет легче найти, чем карандаш и бумагу. Спасибо за добрый отзыв!

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.