И снова в преддверии экзамена по русскому языку в 9-ом классе обращаюсь к сочинению как одному из самых сложных видов работы.
ВСЕ материалы, размещённые ниже, перепечатаны из книги "ГИА-2014", автор - С.Ю. Иванова.
"В каждом варианте КИМа будет своя (отличающаяся от других) тема сочинения - цитата учёного-языковеда, писателя или философа.
Чтобы понять её смысл, попробуйте найти ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку, - они подскажут, о чём писАть в сочинении...
Структура сочинения-рассуждения
1) раскрыть понимание содержания приведённой в задании цитаты лингвистического характера;
2) убедить в своей правоте с помощью подобранных из текста примеров-аргументов, указав их роль в тексте.
Композиция (план) сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
I. Вступление: введение предложенной в задании цитаты, выражение согласия с компетентным мнением учёного-лингвиста (писателя, поэта, филолога, философа).
II. Основная часть:
1) теоретическое рассуждение, т.е. краткий комментарий к цитате (понимание смысла); (возможно сделать во вступлении);
2) доказательства (аргументы; языковой материал только из предложенного текста):
а) пример 1, соответствующий теоретическому рассуждению и иллюстрирующий языковое явление, его роль в тексте;
б) пример 2 и его роль в тексте.
III. Заключение (вывод).
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Каждая часть сочинения пишется с красной строки.
Помните, что задания С1 (изложение) и С2 (сочинение) будут проверять эксперты. Поэтому необходимо писАть не только ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было прочитать без труда.
Примерный алгоритм написания
сочинения-рассуждения С2,
речевые клише
I. Вступление
- Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста (<или> филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора), который писал: "..." (выпишите цитату из задания).
- Известный лингвист (<или> филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора) утверждает (<или> пишет, замечает): "..." (выпишите цитату из задания).
- Прав был лингвист (учёный, филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора), утверждавший, что "..." (вводится цитата).
- Трудно (нельзя) не согласиться с мнением компетентного человека, известного учёного-лингвиста (филолога, писателя, философа), утверждавшего, что "..." (вводится цитата).
- Я (полностью) согласен с...
- Не могу не согласиться с...
- Я разделяю точку зрения...
- Я поддерживаю мнение...
Используйте
- глаголы: (Автор) считает, утверждает, пишет, убеждает нас в том, что...;
- вводные слова: по мнению..., по словам...
II. Основная часть
Переход к рассуждению. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:
- Попробуем разобраться в смысле этих слов...
- Я согласен с этим высказыванием...
- Как можно понять это высказывание?
- Попробуем объяснить данное утверждение...
- Это высказывание я понимаю так: ...
- Что имел в виду писатель (учёный)?
- О чём же заставляет задуматься автор данного высказывания?
- Как понять смысл этих слов?
- Мне предстоит поразмышлять над этими словами.
- Задумаемся: что стоит за этими словами?
- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
- Смысл этих слов (высказывания) я понимаю так: ... (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1-2 предложения).
- Высказывание лингвиста (имя, фамилия) подтолкнуло меня к следующим размышлениям...
- Мне кажется, что здесь речь идёт о...
- Я считаю, что...
- Я понимаю эти строки так: ...
- Я думаю, что...
- Речь идёт о том, что...
Введение примеров
- Попробую доказать справедливость своего суждения...
- Моё рассуждение легко подтвердить примерами из текста (имя, фамилия автора).
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению ... текста.
- Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения... текста.
- Пример этого языкового явления можно найти в предложении...
- Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения ...
- В подтверждение приведу пример из предложения ... текста.
- Рассмотрим предложение ...
- Подтвердить данный аргумент можно примером из предложения ... текста.
- Предложение ... подтверждает мысль о том, что...
Используйте для введения примеров вводные слова: во-первых..., во-вторых...
Во-первых, автор пишет в предложениях ... - ... "..." (вставляется цитата, возможно, сокращённая; далее даётся комментарий (1-2 предложения) к цитате). Во-вторых, предложения ... - ... также доказывают, что...
Помните: вводные слова на письме выделяются запятыми!
III. Заключение.
- Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора) справедливо.
- Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что...
- Следовательно, утверждение лингвиста (имя, фамилия автора) верно (справедливо).
Используйте в заключении вводные слова: таким образом, значит, итак, следовательно, или клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д."
Ольга Николаевна, все мы переживаем за наших выпускников, все ищем способы их заинтересовать новой подачей материала. Спасибо, обязательно обращу внимание на Вашу статью школьников и своих коллег.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна!
УдалитьСпасибо Вам большое за "приход" на эту страницу. Буду рада общению и с Вашими учителями-словесниками.
Спасибо большое я вам очень благодарна!!
ОтветитьУдалитьПожалуйста!
УдалитьЕсли материалы оказались Вам полезны, то рада.
Спасибо. Полезно
ОтветитьУдалитьИнна, пожалуйста!
УдалитьНадеюсь, буду полезна ещё.
Можно ли не согласиться с данным высказыванием какого либо писателя/критика/др., если аргументы верные, и доказывают мою правоту и мое несогласие?
ОтветитьУдалитьДумаю, что нельзя ))
УдалитьСпасибо большое я вам очень благодарен!
ОтветитьУдалить