"Я верю, что фотографии и вправду запечатлевают что-то навсегда. И хорошее и плохое. Запечатлевают и не дают забыть. Если человек помнит о чём-то хорошем, ему обязательно захочется это хорошее сделать снова. А если плохое не забыл, то, значит, никогда больше его не повторит".
Так заканчивается рассказ Марии Мартиросовой "Фотографии на память"
, прочитанный мной в рамках проекта "Читать не вредно - вредно не читать!".
Начиная читать этот рассказ, вспомнила о "Фотографии, на которой меня нет" В.П. Астафьева. В обоих рассказах ключевое слово - фотография. Что она есть для меня? Как и для многих - память. Как и для Марго (рассказчицы) - память о родителях, которых нет рядом с ней.
Читать рассказ трудно. Очень трудно. Небольшой по объёму (страниц 15), он бьёт в сердце, не оставляет равнодушным, заставляет плакать, думать, размышлять и не находить ответа. Пересказывать невозможно.
1988-й год. Карабах. Азербайджан и Армения ещё в составе Советского Союза, но уже решают самостоятельно (страшно решают), чей Карабах. Да даже и не решают, просто знают: МОЙ. А дети-школьники, которые ещё вчера были одним классом (учились и армяне, и азербайджанцы, и евреи, и русские, и...), сегодня стали непримиримыми врагами.
Национальная вражда - ключевое словосочетание в рассказе.
Решила, что обязательно прочитаю рассказ в классе. Детям. Они должны знать. Должны. Знать и помнить. Не забывать. Не забывать того, что во время Великой Отечественной войны за нашу Родину боролись ВСЕ и КАЖДЫЙ СОВЕТСКИЙ ВОИН (армянин, азербайджанец, узбек, таджик, украинец, белорус и др.). МЫ победили фашизм. Национализм ведёт к фашизму. Нужно уметь жить в мире и согласии. И помнить: Карабах - наша советская история тоже, которую мы не имеем права забывать, которую Марго никогда не забудет, пока будет жить сама, пока будут жить фотографии, где она с родителями, жестоко убитыми националистами=фашистами. А она живёт. Она должна жить и передать эти фотографии своим детям и нам. Потому что фотографии - это память, а память - жизнь.
Национальная вражда - ключевое словосочетание в рассказе.
Решила, что обязательно прочитаю рассказ в классе. Детям. Они должны знать. Должны. Знать и помнить. Не забывать. Не забывать того, что во время Великой Отечественной войны за нашу Родину боролись ВСЕ и КАЖДЫЙ СОВЕТСКИЙ ВОИН (армянин, азербайджанец, узбек, таджик, украинец, белорус и др.). МЫ победили фашизм. Национализм ведёт к фашизму. Нужно уметь жить в мире и согласии. И помнить: Карабах - наша советская история тоже, которую мы не имеем права забывать, которую Марго никогда не забудет, пока будет жить сама, пока будут жить фотографии, где она с родителями, жестоко убитыми националистами=фашистами. А она живёт. Она должна жить и передать эти фотографии своим детям и нам. Потому что фотографии - это память, а память - жизнь.
Ольга Николаевна, грустно, что такое просисходит. Вспомнилась циатата Александра Кушнера, с которой начинается книга Улицкой "Детство 45-53:а завтра будет счастье" - "Времена не выбирают, в них живут и умирают...". Кстати книга Улицкой привлекла меня как раз фотографиями и историями о поколении тех, чье детство пришлось на конец войны. Купила чтобы помнить и чтобы дети мои помнили.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Юлия!
УдалитьДа, рассказ грустный. Но в то же время есть и какая-то светлая грусть!
На книгу Улицкой давно смотрю. Очень хочу почитать. Но, думаю, несколько позже: очень уж тяжело приступать к чтению сразу подобных по тематике произведений.
Спасибо!
Ольга Николаевна, здравствуйте! Проводила открытый урок по фотографии моих учеников. Как-то всё пишем сочинения по картине, неплохо ребятишки справляются с такой работой. А тут придумала по их фотографии провести урок. Интересно узнать, какое было мнение после урока? Сама не ожидала! Мнения разделились! Одним очень понравилось, а другие сказали, что лучше по картине. Как Вы думаете, почему так получилось? Интересно мнение специалиста.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Яна Алексеевна!
УдалитьКак мне трудно проводить уроки развития речи! Нужно учить детей читать картину. И как неравнозначно сегодняшние ученики принимают то или иное произведение искусства.
Я, как и Вы, стараюсь разнообразить уроки. Конечно, не всем детям нравится писАть сочинения-стилизации, изложение по выбору, сочинение, предложенное несколько по иной теме, чем представленная в учебнике (хотя я уже писАла как-то, что УМК С.Львовой уникален и в этом плане: интереснейшие тексты для изложений, репродукции картин не избитые, а новые).
НО: никогда 100% учеников не будут довольны. Почему? Потому что нужно РАБОТАТЬ! Это моё глубокое убеждение. И даже вижу и Ваших, Яна Алексеевна, и своих детей, которым всё неинтересно. Хоть пляши, хоть пой.
В понедельник в 6-ом классе у меня намечается урок подготовки к сочинению по картине Н.А. Пластова «Саня Маликов». Над описанием портрета мои шестиклассники ещё не работали. И начать хочу не с описания картины, а с описания одноклассника или учителя. Интересно, что получится? Знаю: далеко не всем понравится моя задумка, но я и спрашивать не буду. Зачем? Просто знаю, что когда-нибудь и где-нибудь мой сегодняшний урок выстрелит. А это будет. Точно знаю.
Удачи Вам!
Спасибо за ценный совет и поддержку, коллега! И точно, никогда всем не угодишь! Делаем своё дело с чистыми помыслами и вперёд!
УдалитьЯна Алексеевна! Будем стараться делать своё дело (уж простите за тавтологию). Удачи во всём!
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьОчень бы хотелось прочитать этот рассказ. Сейчас читаю "Гимназия № 13" А. Жвалецкого и Е. Пастернак, "52 февраля" уже позади.
Что касается фото - так странно, что детям не всем нравится. Я проводила урок со своими второклашками, нынешними четвероклассниками. Они должны были сделать семейное древо. Кто мог - приклеил фото своих родственников. Вы бы слышали, с какой гордостью они рассказывали о своих родных. И всем понравилось.
Хотя могу понять, почему на русском языке им не нравится: уровень должен быть более высоким, чем 2 класс...
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
УдалитьРассказ М.Мартиросовой можете прочитать, пройдя по ссылке в тексте сообщения.
Я тоже скоро буду читать А.Жвалевского и Е.Пастернак "Время всегда хорошее". Книгу дала 6-тиклассница. Спасибо ей!
Что касается фотографии и работы с ней: у нас разная специфика предметов. Думаю, Яна Алексеевна со мной согласится.
Ольга Николаевна, тоже прочитала это произведение (только в рамках другого проекта "Зимнее чтение 2014" на сайте творческих учителей). Была потрясена до глубины души. Решила, что обязательно должна прочитать этот рассказ в 11 классе. И для ЕГЭ хорошо, и есть над чем задуматься...
ОтветитьУдалитьСовременные дети совсем не знают истории. А когда на литературе обсуждаем сюжет книги, искренне не понимают, почему лит. герой не мог поступить по-другому в тех условиях. И начинается:"А вот я бы в этой ситуации..." Так и хочется ответить, что ничего бы ты не смог сделать в той ситуации. Время было другое. (Это хорошо показано в книге Жвалевского "Время всегда хорошее") Ч
Читаю отзывы к вашему посту и понимаю, что надо это и в 8 классе читать. И урок начинать с фотографий, сделанных во время тех событий в БАКУ. Пусть начала посмотрят, подумают, попробуют увидеть в лицах людей чувства и мысли. Очень полезное занятие.
Спасибо за идею.
Здравствуйте, Лариса!
УдалитьСпасибо Вам за Ваш отзыв в рамках комментариев.
Да, многое нужно читать сегодня детям. Даже 11-тиклассникам. Даже не просто читать, а комментировать. Потому что очень плохо знают историю нашей страны.
Хочу прочитать рассказ в 9 классе. Отведу отдельный урок под этот рассказ. Считаю, что нельзя пройти мимо. Не имею права!