ЗДРАВСТВУЙТЕ, уважаемые и дорогие коллеги, друзья, гости! Приветствую вас на страницах блога "ПИШИЧИТАЙ"!
ДО НОВОГО 2018 ГОДА - 17 ДНЕЙ

суббота, 15 марта 2014 г.

Материалы для подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

   И снова в преддверии экзамена по русскому языку в 9-ом классе обращаюсь к сочинению как одному из самых сложных видов работы. 
   ВСЕ материалы, размещённые ниже, перепечатаны из книги "ГИА-2014", автор - С.Ю. Иванова.
   "В каждом варианте КИМа будет своя (отличающаяся от других) тема сочинения - цитата учёного-языковеда, писателя или философа.
   Чтобы понять её смысл, попробуйте найти ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку, - они подскажут, о чём писАть в сочинении...
Структура сочинения-рассуждения

   
   
Цель написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:
1) раскрыть понимание содержания приведённой в задании цитаты лингвистического характера;
2) убедить в своей правоте с помощью подобранных из текста примеров-аргументов, указав их роль в тексте.

Композиция (план) сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
I. Вступление: введение предложенной в задании цитаты, выражение согласия с компетентным мнением учёного-лингвиста (писателя, поэта, филолога, философа).
II. Основная часть:
  1) теоретическое рассуждение, т.е. краткий комментарий к цитате (понимание смысла); (возможно сделать во вступлении);
 2) доказательства (аргументы; языковой материал только из предложенного текста):
    а) пример 1, соответствующий теоретическому рассуждению и иллюстрирующий языковое явление, его роль в тексте;
           б) пример 2 и его роль в тексте.
III. Заключение (вывод).
   Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
   Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное.
   Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
   Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

   Помните, что задания С1 (изложение) и С2 (сочинение) будут проверять эксперты. Поэтому необходимо писАть не только ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было прочитать без труда.


Примерный алгоритм написания
сочинения-рассуждения С2,
речевые клише

I. Вступление
  • Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста (<или> филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора), который писал: "..." (выпишите цитату из задания).
  • Известный лингвист (<или> филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора) утверждает (<или> пишет, замечает): "..." (выпишите цитату из задания).
  • Прав был лингвист (учёный, филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора), утверждавший, что "..." (вводится цитата).
  • Трудно (нельзя) не согласиться с мнением компетентного человека, известного учёного-лингвиста (филолога, писателя, философа), утверждавшего, что "..." (вводится цитата).
  • Я (полностью) согласен с...
  • Не могу не согласиться с...
  • Я разделяю точку зрения...
  • Я поддерживаю мнение...
   Используйте
  • глаголы: (Автор) считает, утверждает, пишет, убеждает нас в том, что...;
  • вводные слова: по мнению..., по словам...
II. Основная часть
     Переход к рассуждению. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:
  • Попробуем разобраться в смысле этих слов...
  • Я согласен с этим высказыванием...
  • Как можно понять это высказывание?
  • Попробуем объяснить данное утверждение...
  • Это высказывание я понимаю так: ...
  • Что имел в виду писатель (учёный)?
  • О чём же заставляет задуматься автор данного высказывания?
  • Как понять смысл этих слов?
  • Мне предстоит поразмышлять над этими словами.
  • Задумаемся: что стоит за этими словами?
  • Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
  • Смысл этих слов (высказывания) я понимаю так: ... (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1-2 предложения).
  • Высказывание лингвиста (имя, фамилия) подтолкнуло меня к следующим размышлениям...
  • Мне кажется, что здесь речь идёт о...
  • Я считаю, что...
  • Я понимаю эти строки так: ...
  • Я думаю, что...
  • Речь идёт о том, что...
   Введение примеров
  • Попробую доказать справедливость своего суждения...
  • Моё рассуждение легко подтвердить примерами из текста (имя, фамилия автора).
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению ... текста.
  • Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения... текста.
  • Пример этого языкового явления можно найти в предложении...
  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения ...
  • В подтверждение приведу пример из предложения ... текста.
  • Рассмотрим предложение ...
  • Подтвердить данный аргумент можно примером из предложения ... текста.
  • Предложение ... подтверждает мысль о том, что...
   Используйте для введения примеров вводные слова: во-первых..., во-вторых...
   Во-первых, автор пишет в предложениях ... - ... "..." (вставляется цитата, возможно, сокращённая; далее даётся комментарий (1-2 предложения) к цитате). Во-вторых, предложения ... - ... также доказывают, что...
   Помните: вводные слова на письме выделяются запятыми!

   III. Заключение.
  • Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора) справедливо.
  • Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что...
  • Следовательно, утверждение лингвиста (имя, фамилия автора) верно (справедливо).
   Используйте в заключении вводные слова: таким образом, значит, итак, следовательно, или клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д." 

9 комментариев:

  1. Ольга Николаевна, все мы переживаем за наших выпускников, все ищем способы их заинтересовать новой подачей материала. Спасибо, обязательно обращу внимание на Вашу статью школьников и своих коллег.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Спасибо Вам большое за "приход" на эту страницу. Буду рада общению и с Вашими учителями-словесниками.

      Удалить
  2. Спасибо большое я вам очень благодарна!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста!
      Если материалы оказались Вам полезны, то рада.

      Удалить
  3. Можно ли не согласиться с данным высказыванием какого либо писателя/критика/др., если аргументы верные, и доказывают мою правоту и мое несогласие?

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо большое я вам очень благодарен!

    ОтветитьУдалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...