20 апреля 2019 г.

"Как исправить оценку?", или Непростой разговор с родителями

Что общего в этих картинах Ф.П.Решетникова?
"Опять двойка"
"Переэкзаменовка"
   Да, мы смотрим с улыбкой на героев картин Ф.П.Решетникова, но в то же время понимаем, как им горько, обидно, больно. Разве, уважаемые родители, вы не узнаёте в этих мальчишках своих детей? Ответим честно...

   Увы, не найдётся, пожалуй, ни одного ребёнка, который не получил хотя бы одну плохую отметку. Замечу: "плохую" - для родителей. Отправляя ребёнка в школу, мама, папа, бабушки, дедушки рисуют радужную картинку... Да вот, например, такую:
Н.Заболоцкий. Опять пятёрка!
   Вдруг... Сын или дочь получают не "5", а "4" или - какой ужас! - "3". И начинают мамы-папы-бабушки-дедушки хмуриться, сердиться, ругаться, негодовать. Как же! Их ожидания не оправдывает ребёнок. Так начинается конфликт. Так начинается нелюбовь к школе. 
Объясните ребёнку, в каких случаях и за что можно получить ту или иную оценку. Важно, чтобы у него не сформировалась такая негативная связь: «если у меня плохие оценки, значит я – плохой»...
Ребёнок, конечно, должен знать, что ему необходимо стремиться получать хорошие оценки, чтобы быть успешным в будущем. Но плохие оценки при этом не должны трактоваться как незнание, безалаберность и лентяйство. (Источник)
   Самое страшное может прийти с "2". К сожалению, многие родители воспринимают эту отметку неправильно: начинают детей ругать, унижать, оскорблять. А вот взять бы и разобраться в причинах получения неудовлетворительной отметки. 
Ребёнок получил «двойку». Стоит ли наказать?   Не нужно этого делать. Мотивация для прогресса и достижений должна быть позитивной. Если есть плохая оценка, значит, нужно больше стараться, чтобы улучшить результат. Наказывая ребёнка за плохую оценку, например, лишая прогулок, игры или общения с друзьями, его мотивация будет негативной. Она формирует страх. Ребёнок будет бояться проявлять инициативу. Это может реализовываться так: например, у одной задачи может быть несколько решений, но даже если они есть у вашего ребёнка, он будет молчать или использовать единственно допустимый ответ, потому что будет бояться ошибиться.
Дайте ребёнку понять, что плохая оценка – это лишь повод для дальнейшего улучшения результата. Это как в спорте, где проигрыш или пропущенный гол – не провал, а очередная тренировка и шаг к новому достижению, победе. Именно таким должно быть отношение у ребенка к отметкам учителя. (Источник)
   Исправление отметок - это просто какой-то бич современной школы. Ответственно заявляю: я этим не занимаюсь. Принципиально. Объясняю свою позицию.
   Мои предметы - русский язык и литература. По количеству еженедельных часов ни с кем из коллег не конкурируем, ибо мы вне конкуренции. Судите сами: в этом учебном году у меня 5-ые и 10-ые классы. В 5-м классе 6 уроков русского языка и 3 урока литературы в неделю, в 10-м физико-математическом - 3+3, в 10-м гуманитарном - 3+4. Письменные работы на уроках русского языка практически ежеурочные: и словарные, и цифровые, и буквенные, и цифровые диктанты, и тесты, и... Домашняя работа - много упражнений и заданий оставляю на Google-диске и в блоге "Домашнее задание от учителя русского языка и литературы". Литература: учим стихотворения, рисуем, составляем таблицы, схемы, странички в социальных сетях того или другого литературного героя и пр. Хочешь - не хочешь, а отметку получишь. Да, конечно, получаем и "5", и "4", и "3", и даже "2". Из последнего: пятиклассникам задала дома подготовиться к письму по памяти. Выучить 8 стихотворных строчек, в классе написать. В двух классах по 7 чел. не написали ни строчки. На листочках: "Не учил", "Не помню". Мои действия? Естественно, неудогвлетворительная отметка. Тут же: "Как исправить?" (родители отправляют детей ко мне с таким вопросом). А я к родителям: "Вы как-то проконтролировали выполнение этого задания своим ребёнком? Попросили прочитать наизусть?" 
Источник
   В тысячный раз (с сентября) - ОТМЕТКИ НЕ ИСПРАВЛЯЮ. Почему? Да потому что процесс исправления изначально НЕСПРАВЕДЛИВ. ВСЕ дети находятся в равных условиях. Кто-то получил "три", кто-то - "5". Получив "2", ученик может выучить это несчастное стихотворение и написать его на... "5" или "4". То есть изначально я даю сигнал: "Ребята, вы в принципе можете и не готовиться, ну получите "2", исправите на "5". И ничего, что мне снова нужно будет потратить время на проверку!" Несправделиво это по отношению к тем детям, которые готовились к данному виду работы и получили "5" или "4". И даже "3".
   Давайте будем приучать детей учиться на уроках! Не после, а НА. 
   Давайте будем вместе с ребёнком предолевать неприятные моменты школьной жизни!
   Давайте воспитывать в детях правильное отношение к выполнению работы. 
   Напоминайте, пожалуйста, сыночкам и дочкам, что обучение - это ТРУД. И учиться трудиться - это тоже воспитание.
   И самое главное - любите своего ребёнка. И сын, и дочь ДОЛЖНЫ знать, что никакая "2" или "3" не может изменить отношение к родителям и родителей. А все трудности мы преодолеем. ВМЕСТЕ. Правда?
Источник

25 комментариев:

  1. Со всем согласна, над чем-то еще раз поразмыслю... Спасибо, Ольга Николаевна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Михайловна, здравствуйте!
      Очень рада видеть Вас в числе комментаторов! Надеюсь, станете частенько заходить в блог )) Мне очень нужна обратная связь с родителями моих учеников.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Сегодня появилось немного свободного времени и я решил посетить любимые блоги. Очень хорошо, что Вы затронули эту тему. Я помню, как некоторые мои друзья боялись идти в школу после того, как получат плохую оценку. В этом случае я был для них "жилеткой", в которую они выплескивали все свои страхи. А это было ужасно, вплоть до решения уйти из дома или спрыгнуть с крыши. Сейчас я понимаю, что они просто выплескивали негатив, но тогда мне было очень страшно.
    И как удивлялись всё те же друзья, когда узнавали, что меня родители не ругают за двойки. Хотя, если честно, я каждый раз ждал каких-то нравоучений и наказаний.
    А было так: "Мам, я двойку получил" - " По какому предмету? - "По..." -" Почему?" - "Выучить забыл" ("Не понял задания") - "Сам справишься?" ("Помощь нужна?") - "Да" ("Спасибо, я сам попробую") - "Ну хорошо, что тебе вкусненького купить?" ("Пошли, я приготовила твои любимые...").
    С первого взгляда может показаться, что родителям всё равно как я учусь, но это ошибочное мнение. Я знал, что они тоже волнуются, переживают, но понимают, что от нотаций будет только хуже. Я же и так переживал, получив двойку, зачем же ещё усугублять ссорой с родителями.
    Мои родители очень много помогали мне в учебе, особенно в те моменты, когда видели, как я устал, или когда я сам просил о помощи. В чем же заключалась эта помощь? Прежде всего в том, что помогали мне найти дополнительный источник для выполнения задания (это мама), или помощь в решении сложной задачи (это папа), или просто поговорить на какую-то спорную тему - тут начиналась настоящая семейная дискуссия, которая не заканчивалась и после того, как я отправлялся спать.
    Уже лежа в постели я слышал, как они продолжают отстаивать каждый свою точку зрения, и всегда удивлялся, как они умудряются не ссориться.
    Школа-школа, прекрасное время! С теплотой вспоминаю своих учителей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иван, здравствуй!
      Рада видеть тебя, гуляющим "по любимым блогам"))
      Знаешь, я бы совсем отменила отметки в школе. Сделала бы какую-нибудь рейтинговую систему или суммировала бы как-нибудь баллы за различные работы. Отметка портит... родителей. Много зависти, переходящей на детей. Много ссор, недопониманий.
      И замечательно, что твои родители АДЕКВАТНО относились к твоим отметкам. Это правильный подход!

      Удалить
  3. Мы работаем только в электронном журнале, где у учителя просто нет возможности исправить оценку. Чтобы это сделать, доступ должен открыть администратор (а им являюсь я). а для этого должна быть масса объективных причин. увы, порой таковых нет. Так что мои коллеги тоже не исправляют учащимся оценки. С каждым Вашим словом согласна, Ольга Николаевна. "2" и "3" - это оценки за работу, значит, она была недостаточной. А наказывать за это не следует, нужно помочь

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы тоже работаем в электронном журнале, Анна Борисовна! Я и не говорю об исправлении отметок в нём. Вот написали работу, я её проверила, раздала, отметки ещё не выставила, а уже вопросы об исправлении. Вот про эти случаи я писала.
      Конечно, ругать не следует. Нужно разобраться и понять, в чём дело, почему не получается.
      Спасибо Вам за поддержку!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Мне понятна Ваша точка зрения по этому вопросу, с ней можно согласиться: конечно, дети должны быть в равных условиях, нужно учитывать и Ваше время, но... Может нужно знать причины неудовлетворительной оценки? Если простое не выучил, то ... А если другая? Не понял материал, плохая память, дома проблемы? Если честно, то я двойки в журнал не ставлю (первые), у меня стоит маленькая точечка). Ребята знают, что в любое время могут подойти и исправить плохую оценку. Нужно давать шанс ребятам. Может в начальных классах это проще. Я сама с ними отрабатываю, то что они не поняли или не доучили, а затем даю повторную работу. На родителей никогда не надеюсь. Индивидуальные способности у детей разные: кто-то выполнит работу за один урок, кому-то нужно больше время на выполнение работы (разрешаю доработать после уроков). Есть у меня такой ученик. На контрольную работу ему всегда нужно два урока, но выполнит же. Конечно, в 5 классе таким ребятам будет сложно, под них подстраиваться не будут.
    Не знаю, что я делала бы, если вела электронный журнал. Не ведем мы его пока, вели одну четверть, потом отключили и сейчас отдыхаем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, здравствуйте!
      Конечно, вхожу в разное положение. Но знаете... Честно... И Вы отметили это, потому что понимаете: учителю начальных классов легче отработать с таким учеником. Да, и я стараюсь работать с теми, кто не доучил: спрашиваю на уроках. И эта "3" может быть, действительно, случайной. Но для тех, кто не учит, такие вещи далеко не случайны.
      Грамматическое задание не успели сделать? Пожалуйста, приходите, дописывайте, я в школе. Идут? Те, кто пишет на "4", "5" и даже хорошую "3" - приходят. Те, кто пишет стабильно на "2" - НЕТ. Хотя грамматическое задание можно сделать минимум на "3". Ну и зачем мне входить в положение таких недисциплинированных детей? И родители многие считают, что Я ДОЛЖНА заниматься дополнительно с их ребёнком. В 5-м классе 6 уроков русского языка! Повторение материала начальной школы! Где были они 4 года?
      Принципиально: никакой дополнительной работы не даю. Должны приучаться дети делать работу сразу хорошо. Неужели во взрослой жизни у каждого будет несколько вариантов для исправления ошибок?
      А вот про электронные журналы Вы зря )) С ужасом вспоминаю бумажные журналы...

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Приведу пример из практики , своей. Не выучил ребенок стихотворение один раз, второй. Оставляю после уроков и начинаю учить с ним сама. Выясняю, что ребенок просто не владеет навыками заучивания. Не знает , как это делать, не научился. Учим по строчке, две, четверостишие Потом ребенок говорит:" А теперь я понял, как это делать, учить". Были случаи, когда дети не делали задания к упражнению, оставляла после уроков. Выяснялось, что не понимают, не знают, как это делать. Делаем алгоритм. Главное - не затянуть, понять, что ребенок не владеет тем или иным навыком, умением, чтобы это не вошло в систему. Потом будет сложно. Все дети разные, кто- то схватывает материал сразу, кому-то нужно время,тренировка. Не спорю, есть и лентяи, но они получились из-за того, что когда-то не поняли, не доучили.
      Электронные журналы мы бы вели, если у нас в срок их проплачивали. А сейчас оплатили, но нам не платят за работу в Эл. журналах. Во всех школах производят оплату, а у нас нет. Из принципа не заполняю.

      Удалить
    3. Ольга Александровна, а почему не выучил? Родители где в этот момент были? Почему Вы, а не мама с папой помогают учить стихи? На родительском собрании расскажите, как нужно учить. И родители пусть проконтролируют этот процесс. Иначе... Придут потом эти дети в 5-ый класс и будут говорить: "А вот учительница со мной учила". И родители будут вторить: какая замечательная учительница в начальной школе была, она же и стихи учила, и таблицу умножения, и...
      А вот про оплату работы в электронных журналах Вы меня удивили... Что это за оплата? У нас в должностных обязанностях прописано ведение документации. За это платят?

      Удалить
    4. Ольга Николаевна, родители не учат! Наверное, работы много)))На собрании говорю и учу родителей. кто ходит на собрания, проблем нет. У других "работымного") А про "хорошую учительницу" не говорят.
      Во всех школах у нас платят 10% от оклада за ведение ЭЖ.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Вы, несомненно правы. Оценка не должна быть камнем преткновения.
    Однако, как Вы хорошо знаете, с введением электронного журнала отрицательные оценки основательно "портят репутацию" хорошо обучающихся ребят.
    А для "отличников" (и их семей) может стать действительно трагедией.
    И хотя сейчас практически никто не смотрит на оценки в аттестате, для большинства - главное чтобы он был...
    Вот представьте, написал выпускник ЕГЭ на 100 баллов, а комиссия потребует подтверждения... а у него текущие двойки... Это же катастрофа!
    Конечно, умный человек поступит в ВУЗ, но будет проблема с бюджетом.
    В итоге, каждая "не хорошая" оценка - это удар по семейному бюджету.
    И основательный.
    Ольга Александровна права, бывают разные причины - почему ученик не готов к уроку. К каждому случаю надо подходить индивидуально.
    Но ни в коем случае не делать поблажек, так как это расслабляет, заставляет поверить в собственную ненаказуемость и порождает безответственность.
    В общем, быть педагогом - это очень и очень непросто.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
      Поверьте: никому не интересны чьи-либо текущие отметки. Есть только аттестат. И точка. И поэтому о каких проблемах с бюджетом может идти речь? Да и - честно - из области фантастики, чтобы двоечник написал ЕГЭ на 100 баллов. Этого просто не может быть.

      Удалить
    2. Ольга Николаевна, я как раз говорю об отличниках, которые в силу разных причин не подготовились к уроку. А причин может быть множество: от болезни, до элементарного "я просто устал".
      Вы же, как я поняла, НЕ делаете разницы между махровым двоечником и неподготовившимся отличником?
      А "проблемы с бюджетом" - я приведу конкретный пример: с Ваней учится девочка (не из нашего региона), которой НЕ дали медаль из-за того, что у неё были текущие двойки в году (учитель наказывал весь класс из-за срыва контрольных работ). А медаль - это те самые +5 баллов, которых ей как раз не хватило, чтобы поступить на бюджет.

      Удалить
    3. Ирина Валерьевна, я же понимаю, что и как бывает: кто регулярно, а кто случайно не готов к уроку. Да, и отличник могу отругать, и двоечник похвалить.
      Про "не дали медаль" - это вообще судебное дело. Оценка в аттестат идёт в соответствии с Приказом. Смотрят полугодовые, годовые отметки за два года и выставляют среднее арифметическое в аттестат. Какие текущие! Неужели такие некомпетентные члены администрации в этой школе? И потом: девочке нужно было лучше сдавать ЕГЭ, а не надеяться на эти +5 баллов.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Олга Николаевна! Я на все 100% согласна с Вашей точкой зрения! К сожалению, в нашем учебном заведении совсем другая политика относительно выставления отметок. Например, у нас есть негласное правило, что первый месяц мы вообще не ставим двойки первокурсникам, дабы не испугать их и не стать причиной ухода из колледжа. И чего в итоге мы добиваемся? Того, что некоторые учащиеся просто привыкают, что даже если у них задание не выполнено, то двойка все равно стоять не будет. Я читаю, что это в корне неправильно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, здравствуйте!
      Вот Ваша администрация хитрит: удерживает студентов таким образом. Кто потом учит их? Конечно, Вы и Ваши коллеги. Согласна с Вами: такой подход неправильный. Он расхолаживает, не позволяет требовать. В учении требовательность необходима.

      Удалить
  7. Ольга Николаевна, здравствуйте! А в школе тоже такое правило - двойки не ставить. И что? Дети этим пользуются... Не все, но некоторые даже наглеют: выпрашивают оценки, даже грозят, что будут жаловаться. Тяжело сейчас учить школьников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна, здравствуйте!
      У нас уже давно трёхбалльная система оценивания. Пользуются этим ВСЕ. А уж жалобщиков сколько! Все грозят. Устала я бояться ))
      Трудно работать, согласна. Но иду каждый день с надеждой на мир.

      Удалить
  8. Ольга Николаевна, здравствуйте.Классическая пятибалльная система, по-моему, никак не желает сочетаться с требованиями новых федеральных стандартов, потому как её "подгоняли" под традиционную школу, где где самым важным аспектом было получение знаний. В них не заложена оценка творческой активности, индивидуального роста, самообразования.Согласна, что необходима рейтинговая система!Я, помнится, в каком-то классе вводила её, но коллеги не поддержали.( А обучать сейчас, действительно, сложно.(Поэтому молодежь особо не рвется в школу.(Неадекватная родительская позиция в последнее время бьет рекорды.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Борисовна, здравствуйте!
      Вот своим комментарием Вы обозначили всё проблемы: ни прибавить, ни убавить.
      Спасибо! Мы с Вами абсолютно одинаково думаем ))

      Удалить
  9. Ольга Николаевна, прочитав пост Юрия Ээльмаа к ИТНШ-2019 под многообещающим названием А НЕ ЗАИГРАЛИСЬ МЫ В КУЛЬТ ДЕТСТВА, провела тематическое родительское собрание. Основной темой было то, как нынешние дети решают свои проблемы в плане НЕХОРОШЕЙ оценки. Вы не заметили, что чаще всего "исправить" оценку означает ДОГОВОРИТЬСЯ? Договориться, что её уберут, если будет выполнено какое-то задание, или договориться просто исправить, если дальше ученик будет более усерден. А как это исправляли мы в свое время?.. Да просто сидели часами за учебниками в надежде, весьма незначительной, что все-таки что-то получится в плане ИСПРАВЛЯЛКИ. Учителя, ведь, были непреклонны.
    Сегодня, когда сама учу, никаких исправлений не допускаю. Возможность закрыть положительной оценкой неадекватную всегда присутствует, но для этого надо не просто "взять дополнительное задание", но и выполнить его на должном уровне, показав хорошие знания и результат. Иначе - оставайся при своих...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Станиславовна, читала и я этот пост. Соглашусь: мы заигрались. А дети хитрят: где им выгодно, они договариваются, прикидываются детьми, где им невыгодно, становятся взрослыми.
      Исправлялки не допускаю и я... "2" могу прикрыть "3" или "4", но никогда "5". Да и чтобы задание подготовить, сколько уходит времени. Поэтому пусть остаётся при своих.

      Удалить
  10. Вот совершенно согласна, Ольга Николаевна! Никаких исправлений! Позволишь однажды-понеслааась! В своем блоге я совсем недавно писала на тему отметок. Тенденция такова: к сожалению, дети учатся не для СЕБЯ, а для РОДИТЕЛЕЙ. А родители подменяют понятия, для них " плохая отметка"-"плохой ребенок", Хорошая-хороший мальчик или девочка. Здесь любовью и не пахнет! Не умеют видеть в чаде своём доброго человека, а лишь "добывателя пятёрок" или предмет для хвастовства перед другими: "Вот, мол, мой какооой! Только "пятёрки" получает!" Печально...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Алексеевна, а ведь это страшно. Родителям сегодня (большинству) не знания нужны, а "4" и "5". А что за ними стоит? Неинтересно. Самое главное, чтобы похвастаться могли, что ребёнок - отличник.
      Я и родителям, и детям говорю: мне нужны ваши знания. Очень хочу, чтобы вышли мои ученики в мир и не было им стыдно за неправильно написанное слово, например.

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.