16 сентября Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (СИПКРО) на базе МБОУ Школы №132 г.о. Самара проводил региональную научно-практическую конференцию "Эффективные педагогические и управленческие практики реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Самарской области".
13 учителей русского языка и литературы школ города Тольятти вместе с методистом Ириной Петровной Пигарь стали участниками конференции.
Насыщенная программа конференции: доклады, открытые уроки, мастер-классы, круглый стол - ничто не осталось без внимания учителей-участников конференции.
Пленарное заседание открыла Ольга Юрьевна Ерофеева, заведующая кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО, кандидат педагогических наук, доцент. Её доклад назывался "Система оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС". Развитие системы оценки качества образования в Самарской области, по словам О.Ю. Ерофеевой, началось 15 лет назад:
с 2001 г. - ЕГЭ,
с 2003 г. - Международные исследования (PISA, TIMSS, PIRLS),
с 2006 г. - ГИА-9,
с 2011 г. - комплексная оценка эффективности (качества) работы руководителей образовательных организаций и педагогов для начисления стимулирующей части ФОТ,
с 2014 г. - НИКО и региональные контрольные работы,
Далее Ольга Юрьевна остановилась на результатах ГИА-9 и ГИА-11 в Самарской области в 2016 г. Средний балл на ОГЭ по русскому языку - 31,6 (максимальный балл - 39), 4,2 б (по 5-тибалльной шкале), на ЕГЭ - 73,9 б.
О.Ю. Ерофеева отметила высокое качество подготовки выпускников как по русскому языку, так и по литературе.
Кроме того, она напомнила о Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. №286 г. "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги".
Пленарное заседание продолжила Наталья Альбертовна Родионова, кандидат филологических наук, доцент кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО. Её доклад назывался "Критерии мониторинга образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями ФГОС".
Н.А. Родионова подробно объяснила, что такое "метапредметный результат". По словам Н.А. Родионовой, основным показателем метапредметного результата можно считать "степень сформированности того или иного способа действия: познавательного или когнитивного, коммуникативного и, наконец, регулятивного".
Интересной стала и информация о метапредеметных результатах изучения русского языка и литературы. Главным видом работы, позволяющим формировать все УУД, на уроках русского языка и литературы можно считать работу с текстовой информацией. Определить уровень достижений учащегося возможно только при помощи критериального подхода. Наталья Альбертовна познакомила участников конференции с примерной схемой оценки.
Анна Владимировна Синицкая, кандидат филологических наук, доцент кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО, выступила с докладом "Проблемы качества современного литературного образования в контексте ФГОС: обсуждение примерных образовательных программ".
Она напомнила о том, что рабочая программа должна содержать только информацию о планируемых результатах освоения учебного предмета, о результатах учебного предмета (курса), тематическое планирование. Кроме того, Анна Владимировна остановилась и на ключевых противоречиях, существующих в программах по литературе: с одной стороны, в Стандартах нет понятия "обязательный список" для чтения, с другой - кодификатор ЕГЭ такой список содержит.
А.В. Синицкая обратила внимание на важные для каждого учителя Интернет-ресурсы:
Общественная экспертиза нормативных документов в области образования,
Реестр примерных основных общеобразовательных программ,
Гильдия словесников.
Светлана Владиславовна Дашевская, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с. Большая Глушица, выступила с докладом "Формы и виды работы на уроках литературы в рамках направления "Духовно-нравственное воспитание учащихся".
На уроках литературы вместе с учениками она исследует внутренний мир героев с позиции православной этики. По словам С.В. Дашевской, в основе всех произведений русской литературы лежит христианская этика.
Так, например, изучая повесть А.С. Пушкина "Дубровский", ученики сопоставляют поступки героев с христианскими заповедями, приходят к выводу, что нельзя быть благородным разбойником, каким стал главный герой повести. Изучая роман в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин" и роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", учитель и ученики говорят о том, что главное качество для Онегина и Печорина гордыня.
Ирина Олеговна Анпилогова, учитель русского языка и литературы МБОУ школа № 15 г.о. Самара, выступила с докладом "Использование механизмов визуализации на уроках литературы (на примере буктрейлера)".
Ирина Олеговна дала определение понятию "буктрейлер", рассказала о программах, которые помогут создать фильм о книге.
В своей работе И.О. Анпилогова буктрейлеры использует нередко. Ученикам нравится новый вид работы.
Ирина Олеговна познакомила нас с буктрейлером к повести А.С. Пушкина "Дубровский".
Марина Алексеевна Янцен, учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей "Технический" г.о. Самара, выступила с докладом "Определение уровня квалификации педагогических работников в соответствии с требованием ФГОС".
Очень подробно Марина Алексеевна рассказала о целях, задачах и принципах аттестации по должности "учитель", познакомила с нормативными документами.
По окончании пленарного заседания участники конференции посетили по два открытых урока из четырёх заявленных.
Ольга Владимировна Григоревская, учитель русского языка и литературы МБОУ школа № 132 г.о. Самара, проводила урок на тему: "Работа в парах на уроках системного повторения в начале учебного года в 8 классе (русский язык)". В то же время Светлана Анатольевна Бахарева, учитель русского языка и литературы МБУ "Школа № 89" г.о. Тольятти, знакомила всех с технологией дифференцированного обучения на уроках русского языка в 6-м классе.
С.А. Бахарева великолепно организовала с незнакомыми учащимися работу по тексту, показала различные приёмы дифференцированного обучения.
Кроме того, она напомнила о Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. №286 г. "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги".
Пленарное заседание продолжила Наталья Альбертовна Родионова, кандидат филологических наук, доцент кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО. Её доклад назывался "Критерии мониторинга образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями ФГОС".
Н.А. Родионова подробно объяснила, что такое "метапредметный результат". По словам Н.А. Родионовой, основным показателем метапредметного результата можно считать "степень сформированности того или иного способа действия: познавательного или когнитивного, коммуникативного и, наконец, регулятивного".
Интересной стала и информация о метапредеметных результатах изучения русского языка и литературы. Главным видом работы, позволяющим формировать все УУД, на уроках русского языка и литературы можно считать работу с текстовой информацией. Определить уровень достижений учащегося возможно только при помощи критериального подхода. Наталья Альбертовна познакомила участников конференции с примерной схемой оценки.
Анна Владимировна Синицкая, кандидат филологических наук, доцент кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО, выступила с докладом "Проблемы качества современного литературного образования в контексте ФГОС: обсуждение примерных образовательных программ".
Она напомнила о том, что рабочая программа должна содержать только информацию о планируемых результатах освоения учебного предмета, о результатах учебного предмета (курса), тематическое планирование. Кроме того, Анна Владимировна остановилась и на ключевых противоречиях, существующих в программах по литературе: с одной стороны, в Стандартах нет понятия "обязательный список" для чтения, с другой - кодификатор ЕГЭ такой список содержит.
А.В. Синицкая обратила внимание на важные для каждого учителя Интернет-ресурсы:
Общественная экспертиза нормативных документов в области образования,
Реестр примерных основных общеобразовательных программ,
Гильдия словесников.
Светлана Владиславовна Дашевская, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с. Большая Глушица, выступила с докладом "Формы и виды работы на уроках литературы в рамках направления "Духовно-нравственное воспитание учащихся".
На уроках литературы вместе с учениками она исследует внутренний мир героев с позиции православной этики. По словам С.В. Дашевской, в основе всех произведений русской литературы лежит христианская этика.
Так, например, изучая повесть А.С. Пушкина "Дубровский", ученики сопоставляют поступки героев с христианскими заповедями, приходят к выводу, что нельзя быть благородным разбойником, каким стал главный герой повести. Изучая роман в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин" и роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", учитель и ученики говорят о том, что главное качество для Онегина и Печорина гордыня.
Ирина Олеговна Анпилогова, учитель русского языка и литературы МБОУ школа № 15 г.о. Самара, выступила с докладом "Использование механизмов визуализации на уроках литературы (на примере буктрейлера)".
Ирина Олеговна дала определение понятию "буктрейлер", рассказала о программах, которые помогут создать фильм о книге.
В своей работе И.О. Анпилогова буктрейлеры использует нередко. Ученикам нравится новый вид работы.
Ирина Олеговна познакомила нас с буктрейлером к повести А.С. Пушкина "Дубровский".
Марина Алексеевна Янцен, учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей "Технический" г.о. Самара, выступила с докладом "Определение уровня квалификации педагогических работников в соответствии с требованием ФГОС".
Очень подробно Марина Алексеевна рассказала о целях, задачах и принципах аттестации по должности "учитель", познакомила с нормативными документами.
По окончании пленарного заседания участники конференции посетили по два открытых урока из четырёх заявленных.
Ольга Владимировна Григоревская, учитель русского языка и литературы МБОУ школа № 132 г.о. Самара, проводила урок на тему: "Работа в парах на уроках системного повторения в начале учебного года в 8 классе (русский язык)". В то же время Светлана Анатольевна Бахарева, учитель русского языка и литературы МБУ "Школа № 89" г.о. Тольятти, знакомила всех с технологией дифференцированного обучения на уроках русского языка в 6-м классе.
С.А. Бахарева великолепно организовала с незнакомыми учащимися работу по тексту, показала различные приёмы дифференцированного обучения.
Светлана Александровна Корнаухова, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №1 г.о. Самара, показывала, как организует смысловое чтение на уроках литературы в 6-м классе. В это же время Валентина Александровна Рамзаева, учитель русского языка и литературы МБОУ школа № 101 г.о. Самара, показывала открытый урок на тему: "Формирование понятия "культурное наследие" у учащихся 5-х классов на уроках литературы при изучении сказок А.С. Пушкина".
Вместе с Валентиной Александровной и пятиклассниками мы следовали по определённому маршруту, чтобы понять, чтО такое культурное наследие. Ученики и гости "посетили" и школьную библиотеку, и архив, и музей.
Мастер-классы стали не менее замечательным продолжением конференции. Тематика мастер-классов интересная:
"ФГОС: системно-деятельностный подход. Некоторые аспекты организации учебного процесса в малых группах", Светлана Николаевна Мурзабекова, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1 г.о. Нефтегорск;
"Методы работы с кинофрагментами на уроках литературы", Елена Николаевна Тузова, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" им. Т.А. Смолякова с. Большая Черниговка;
"Приёмы проектирования "исходной мотивации" на уроках литературы. Из педагогической практики реализации ФГОС", Нина Григорьевна Черезова, учитель русского языка и литературы МБОУ школа №6 г.о. Самара.
Н.Г. Черезова рассказала об организации начала урока. На примере урока по теме "Пословица - малый фольклорный жанр" она показала различные приёмы начала урока: "Прерванное чтение", "Убери лишнее слово", "Кубики", "Знакомый незнакомец" и др.
Подведение итогов работы конференции состоялось за круглым столом. Участники конференции поделились впечатлениями, получили рекомендации.
Конференция закончилась. Впечатления положительные. Атмосфера потрясающе дружелюбная. Все участники конференции получили сертификаты.
Очень хочется встречаться с коллегами из разных городов и сёл нашей области чаще. Может, следующая конференция не за горами?
ЗдОрово, когда учителя учатся друг у друга, а в выигрыше будут дети.
ОтветитьУдалитьОльга Николаевна, здравствуйте! Соглашаюсь с Вами: в выигрыше от хорошей гашей учёбы только наши ученики.
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьОчень интересное мероприятие - было познавательно узнать темы выступлений.
Лилия Павловна, здравствуйте! Тематика разная. Но всё подчинено ФГОСам. Надеюсь, на следующей конференции и мне удастся что-нибудь рассказать ))
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна! С первых дней школьного года такая активность учителей! Радует, что немалое время уделяется смысловому чтению.
ОтветитьУдалитьЛюдмила Фёдоровна, здравствуйте! К сожалению, на урок по смысловому чтению не попала. Буду надеяться что-то услышать подробнее о нём.
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьНа таких мероприятиях есть возможность познакомиться с опытом коллег, понять проблемы с которыми сталкиваются другие педагоги. Пользу ощущают и участники-выступающие, и присутствующие.
Виктория Александровна, здравствуйте! Не всегда конференции проходят интересно. Эта - исключение. Понравилось многое. Самое главное - знакомимся с коллегами из области, наблюдаем за тем, кто чем живёт.
УдалитьКомментарий от Аллы Юрьевны Госсман: "Здравствуйте,Ольга Николаевна,интересно было бы познакомиться с материалами конференции. Спасибо!"
ОтветитьУдалитьАлла Юрьевна, здравствуйте!
УдалитьНадеемся, что материалы конференции будут доступны на сайте СИПКРО.
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьИ не слышала, и не знала о мероприятии...((( Спасибо большое за репортаж!
Наталья Борисовна, здравствуйте! О конференции тоже не знала. Пригласили в качестве слушателя от сетевого методического объединения города.
УдалитьБыло бы здорово встретиться с Вами!
Ольга Николаевна, здравствуйте! я тоже об этом думала )
УдалитьПервая моя развиртуализация прошла в 2012 году в Москве. Тогда в МГУ проходил Всероссийский съезд словесников, на котором мне посчастливилось встретиться с коллегой из Екатеринбурга.
Ольга Николаевна,я так поняла, что "рабочая программа должна содержать только информацию о планируемых результатах освоения учебного предмета, о результатах учебного предмета (курса), тематическое планирование". У меня вопрос: а что значит "результаты учебного предмета (курса)?
Наталья Борисовна, говорят, уже есть документ о рабочих программах. Сама пока с ним не знакома.
УдалитьРезультаты учебного курса - это то, что ученик должен знать по окончании изучения литературы или русского языка (говорю о наших предметах только).
Надеюсь, что и мы с Вами увидимся скоро ))
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Научно-практические конференции всегда помогают не только учащимся, но и педагогам выйти на новый уровень в исследовательской деятельности, достичь нового. Сам и учащиеся часто участвуем в подобного рода мероприятиях. У Вас тоже все прошло на уровне - другие пусть подчеркивают тематику и методику проведения))
ОтветитьУдалитьАлександр Сергеевич, здравствуйте! Люблю и я это дело)) Интересно узнать, над чем работают коллеги, о чём рассказывают.
УдалитьОльга Николаевна, всегда интересно узнать, как проходят методические мероприятия у коллег. Есть чему поучиться, на что обратить внимание, сравнить
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, здравствуйте! Мечта - побывать на Всероссийской конференции высокого уровня )) Вот уж где, наверное, размах.
УдалитьДобрый вечер, Ольга Николаевна!Хорошо, когда на конференции не только обсуждаются, но и решаются насущные проблемы, противоречий в нашей работе немало - еще и потому, что и документы противоречат один другому как в примере со списком литературы для чтения...
ОтветитьУдалитьОльга Анатольевна, здравствуйте!
УдалитьМне всегда кажется, что те, кто пишет документы, не всегда знают реальную ситуацию в образовании. Вот учителя и решают насущные проблемы ))
Что касается списка литературы, то и Вы, разумеется правы: мы изучаем по разным учебникам разные произведения. Хотя, конечно, есть стабильные.