http://hranitel-2.ru/wp-content/uploads/2014/08/domashnie.jpg |
В посте отражено частное мнение учителя и мамы
Ученик - учителю:
- Следует ли наказывать кого-нибудь за то, чего он не делал?
- Нет, разумеется, ни в коем случае нельзя!
- Хорошо. Я не сделал домашнее задание...
*****
- Катя, почему ты не записала домашнего задания? – спрашивает учительница?
- Вы сказали, что на праздники уроки не задаются. А у меня завтра день рождения!
*****
Отец Вовочки звонит соседу:
- Вы уже сделали сыну домашнее задание по математике?
- Да.
- Дайте списать!
В каждой шутке есть доля правды. И эти школьные анекдоты не исключение.
Учебный год вступил в полные свои права. И если вчера-сегодня учителя ещё "пощадили" учеников, то с понедельника "пощады" не будет: на вторник будет задано домашнее задание. И чем дальше в лес углубляемся в календарь, тем больше дров бОльший объём домашнего задания получают ученики.
http://s15.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/532862/ |
Смею напомнить ст. 10.30 раздела "Гигиенические требования к режиму образовательного процесса" СанПиН для школьников: "Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч."
А теперь честно ответим себе на вопрос: "Выдерживаются ли эти нормы?"
Если в начальной школе учитель представляет объём домашнего задания, то учителя-предметники - и в этом твёрдо уверена - не представляют, какой объём этих заданий получает ученик.
Предположим, что завтра у ученика 5 класса такие уроки: русский язык, математика, биология, изобразительное искусство, география. Домой приходит ученик или ученица в лучшем случае около 15:00 (к этим пяти урокам прибавляются ещё часы внеурочной деятельности и платные услуги). Отдохнуть нужно? Конечно. Часа будет достаточно. Итак, в 16:00 начинаем:
- учим орфограммы или определения, работаем с упражнением - по русскому языку,
- учим определения, выполняем несколько номеров - по математике,
- учим параграф - по биологии,
- дорисовываем начатое или рисуем заново - по изобразительному искусству,
- учим параграф - по географии.
И на это всё ДВА ЧАСА? На подготовку к каждому уроку - 24 минуты. Воскликну, как Станиславский: "Не верю!"
http://atkritka.com/upload/iblock/be0/atkritka_1419129495_630.jpg |
Приведу пример из собственной жизни: партнёр по танцам моей дочери в прошлом году учился во втором классе. Был дома около 16:00 (живёт недалеко от школы). К 18:00 нужно успеть на танцы. Уроки делать до тренировки не успевал. Тренировка часов до восьми. Дома - в 21:00. Согласитесь: ребёнок должен готовиться ко сну. Но нет - садились за уроки. Пишу "садились", потому что в последнее время домашнее задание делают вместе с детьми родители, иногда подключаются бабушки, дедушки. Мама или папа не знают, как решить задачу? Организуется настоящая родительская конференция: все ищут ответ на вопрос, поставленный в этой самой задаче.
http://my-life.ua/uploads/blog/redactor/mini_ 1958e4d9a7bfb2c3710cfac4044204d0.jpg |
А когда, например, читать книги? Нельзя говорить после этого, что дети наши читают мало или вовсе не читают.
Не один год меня тревожит вопрос: "Зачем мы, учителя, даём задание на дом? Какую ИСТИННУЮ цель преследуем?"
Коллега, учитель химии и биологии, как-то ответила на мой вопрос (см.выше): "Дома должен ребёнок закрепить, выучить, прорешать задачи". "Ты задаёшь подобные задачи, что и решали на уроке?" - спросила я. "Конечно".
Коллеги, ЗАЧЕМ ДОМА РЕБЁНКУ ДЕЛАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО ОН ДЕЛАЛ НА УРОКЕ? Неужели вы думаете, что если ученик не разобрался в изученном материале, то дома самостоятельно он с ним разберётся и решит то, что не понял на уроке?
Я как учитель русского языка НЕ ВИЖУ СМЫСЛА в списывании-переписывании упражнений из учебников с одним и тем же заданием: "Спишите. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Обозначьте графически..." Мне такое задание не нужно! Отличник или хорошист сделает, потеряет время на бессмысленную работу, слабый ученик либо не сделает, либо спишет из решебника, коих в магазине и в Интернете на любой вкус и цвет. И мне потом проверять тетради со списанным? Зачем?
Уверена в следующем: домашнее задание задавать нужно, но... только по некоторым предметам: иностранному языку, литературе, истории. Объясню свой выбор:
- ребёнок должен читать художественную литературу. Неумение читать влечёт за собой огромную проблему непонимания текстов на всех устных предметах;
- ребёнок, изучая иностранный язык, должен ежедневно учить лексику, составлять диалоги и пр. и пр. В общем - говорить;
- изучая историю, ребёнок должен знакомиться с историческими источниками, с мнениями учёных на то или иное историческое событие и пр.
И всё это должно быть в удовольствие.
В то же время не отрицаю выполнение домашнего задания по другим предметам, но только не стандартное: "прочитайте, спишите, решите" и объёмное, а творческое.
Своим ученикам стараюсь давать по русскому языку, например, задания, составленные в Google-формах или других сервисах. Если работаем над каким-то мини-проектом, то, конечно, обговариваем сроки. Это никак не следующий урок, хотя бы недели две.
Биология, география, химия - уроки, по которым домашнее задание должно быть просто желанным. Ведь можно понаблюдать, что-то создать, над чем-то "поколдовать".
Быть или не быть домашнему заданию решает каждый учитель. Моё мнение непоколебимо: если быть, то в новых формах и с продолжительным сроком выполнения; но то задание, в каком виде оно сегодня существует по большей части в школах, быть не должно.
Буду благодарна всем тем, кто выскажется по существу данного вопроса.
Ведь только в споре рождается истина.
Доброй ночи, Ольга Николаевна! Вот уж удивилась Вашему мнению. Честно - для меня оно необычно. В начальной школе я рассматриваю задание под другим углом. По русскому - пусть и "спишите", но я задам. Потому как же иначе выработается каллиграфический навык письма? Да и просто навык письма? К творческим заданиям, особенно к проектам, которые в изобилии появились в программе начальной школы, отношусь негативно. В первую очередь потому, что ребенок без помощи взрослых это задание сделать не сможет. А КОМУ в таком случае, мы это задание задаем?
ОтветитьУдалитьМеж тем - я ЗА домашние задания и в старшей школе. Как мама двух сыновей могу сказать, что не ахти-то как они его и выполняют.
Сейчас вспоминаю себя-школьницу. Активно занималась спортом, неплохо училась, много читала. Но не помню я, чтобы засиживалась с уроками допоздна. И мама со мной ничего не учила. Единственное, пару раз отчим с физикой помог и с черчением.
НИКОГДА не сидела за уроками со своими сыновьями - чтоб собака их выучила, соседи оглохли и т.п. Ровно месяц посидела с Саней, когда он пошел в 1 класс, и все. Максу помогала только сочинения писать. Все остальное ограничивалось: "Дети, уроки сделали?" Мальчишки мои звезд с неба не хватали, но твердыми хорошистами были долгое время.
Так что можете в меня стрелять сколько угодно - истерии по поводу домашних заданий у современных родителей не пойму...
Кстати, многое ведь зависит и от учителя - как он преподает предмет. Это я сейчас своего "педучилищного" преподавателя истории вспомнила. Он ТАК преподавал, что мне было все равно, что он задавал, а что нет - я сама все дальше узнавать хотела. А вот преподавателя русского и литературы обожала школьного. И уроки, соответственно, делала с огромным удовольствием. А вот "педучилищная" преподаватель русского и литературы таки смогла эту любовь отбить.
УдалитьИ вот еще думаю на счет творческих заданий по математике. Как мне кажется, математика - наука строгая и точная. Вряд ли 40 минут урока хватит, чтобы ребенок в совершенстве овладел навыками счета. Закрепление должно быть дома. Пусть считает, решает задачи.
Ваше мнение оспаривать не берусь. Ни грамма не сомневаюсь в Вашем профессионализме. Знаете, Ольга Николаевна, иногда нестандартный подход к обучению и к домашним заданиям в т.ч. может давать превосходные результаты. Тут главное, чтобы сам учитель понимал, что он задает, а главное - для чего...
Надежда Александровна, здравствуйте!
УдалитьИ всё-таки начальная школа - это отдельная тема. В бОльшей мере моё мнение относится к основной и старшей школе. У Вас "спишите" - отдельный вид работы. У нас - уже нет. Да и у Вас можно всё дополнить орфографическим проговариванием, например. Согласна и с тем, что в начальной школе ребёнок учится писать, поэтому списывание необходимо.
Надежда Александровна, Ваше мнение ещё раз доказывает мысль, что учителя начальных классов контролируют объёмы домашнего задания. Вы прекрасно понимаете: если завтра русский язык, математика, окружающий мир, то благоразумно отнесётесь к объёмам.
Не думаю, что для Вас удивлением является то, что родители сегодня делают уроки вместе с детьми. Домашнее задание, к сожалению, перестало быть самостоятельным. Худо-бедно мамы-папы-бабушки-дедушки выполняют всё вместе с детьми. И признАюсь: я благодарю родителей, когда домашнее сочинение, например, пишут ВМЕСТЕ, а не ЗА сына или дочь, читают и обсуждают прочитанное снова вместе, а не за.
Вы говорите, что сыновья учились самостоятельно. Верю! Ведь и со мной мама и папа совсем не сидели, но контролировали. Да и не было у нас столько отвлекающих предметов, сколько имеется сегодня. Не получается задача - посмотрю в Интернете, не пишется сочинение - снова "Гугл" или "Яндекс" в помощь. Вот я о чём. С 5-го класса списывания - переписывания никому по большому счёту не нужны.
Надежда Александровна, спасибо большое за мнение. Очень важно для меня услышать коллег и родителей. Тема непростая и дискуссионная.
Да, Ольга Николаевна, в полной мере согласна с Вами.
УдалитьЗнаете, и у меня в прошлом году одна умная девочка делала все домашние задания при помощи Интернета... Что уж и говорить о старших ребятах? Прям беда...
Вот и нашли точки соприкосновения, Надежда Александровна ))
УдалитьИнтернет не всегда помощник, поэтому и возник у меня вопрос о цели домашнего задания как такового.
Здравствуйте, Ольга Николаевна! По этому вопросу как мама выскажусь. Дети выросли уже, получили высшее образование, в школе учились хорошо, но процесс выполнения домашнего задания до сих пор вспоминаю с ужасом - объемы были просто неимоверные, где уж там за 2 часа справиться...
ОтветитьУдалитьОльга Анатольевна, здравствуйте!
УдалитьСпасибо большое за мнение!
И я вспоминаю, как учила, например, геометрию, делала русский язык, решала физику. Времени на устные предметы (биологию, географию, историю) не хватало. И всё из-за объёмов этого домашнего задания.
Не хотелось бы мне, чтобы мои ученики не любили русский язык и литературу из-за объёмных домашних заданий.
Я присоединюсь.
УдалитьНаблюдая сколько время уходи у моей дочери на домашнее задание, мне не только становится её жалко, я волнуюсь за её здоровье. В прошлом году (10 класс) дочка заканчивала выполнять д/з чаще ближе к 12 часам ночи и позже. И это происходит не из-за того что она неправильно организует свою деятельность, а из-за объема заданного задания.
Виктория Александровна, здравствуйте!
УдалитьРечь и идёт об объёмах. Они не поддаются никакому разумению. А 10-11-й класс - время серьёзной подготовки к экзаменам. Детям, поступающим, например, на иняз, необходимо учить много и долго естественнонаучные предметы. Да ещё и сочинение сейчас пишем в 11-м классе. Читать некогда.
Здравствуйте, Ольга Николаевна.
ОтветитьУдалитьА я вот полностью с Вами согласна!!!
Возможно, потому что Вы здесь описали больше взгляд МАМЫ, а не педагога. Действительно, ребенок приходит домой и только и делает, что уроки... А задает каждый учитель-предметник, да побольше!(мои мысли в этот момент: учитель думает, что только он задает задания, до того они необъятные? А уроков 6!) А в этом году 7, 8! (7 класс) и шестидневка! Но, Слава Богу, мой сын успевает, сидит и все исправно делает самостоятельно. Порой, когда уже нет сил к вечеру (это в те дни, когда есть тренировка по хоккею), читаю вслух ему историю, биологию...
А мне нравится творческий подход! Проекты! Мне нравится помогать сыну, делать это вместе с ним. Просто, действительно, такие задания нужно давать заранее, чтобы было время на подготовку, сложновато сделать на следующий день. Но в компьютере дети сейчас отлично разбираются и могут без нашей помощи сделать презентацию, просто нужно помочь собрать необходимый материал, подсказать, подкинуть идейку, ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ!
Вот, например, в прошлом году по английскому языку в конце года учитель стала давать дом. задания творческие... Так сын мне уже после урока звонил: "Мам, нужно игрушки на тему "Овощи", нужен костюм официанта и т.д." Делал презентации на английском языке...Возможно, да, здесь найдутся противники: где я возьму игрушки, костюм... Но... вообще-то это Ваш ребенок, родили-то его Вы, а у большинства родителей почему-то есть стойкое убеждение, что все это должна школа делать, а им нужно работать, деньги зарабатывать.
Правильно, и читать, читать и читать! Можно ведь и фильм посмотреть (теперь и искать не нужно и вести в кинотеатр, можно скачать). Вместо сухого конспектирования по истории, литературе, географии. Ведь, чаще всего дети лучше воспринимают информацию наглядно.
Методика преподавания предмета зависит от педагога, от требований, я думаю, администрации. В прошлом году нас в гимназии сына сделали очень удобный ход: предметы стали проводиться по два урока: и портфель легче, и ДЗ нужно меньше сделать и за два урока они больше успевают, чем за один.
И да, столько ненужного, неинтересного проходят... а вот опыты, экскурсии, работы группами,викторины - это только на открытых уроках, для комиссии...
В общем, Ольга Николаевна, мысли у нас с Вами одинаковые.
Спасибо за пост, будет любопытно узнать мнение других Ваших читателей.
Хочу поспорить с Жанной Витальевной по поводу открытых уроков для комиссии. Открытый урок - это как праздничный обед. К нему тщательно готовятся, подбирают лучшие блюда, чтобы порадовать или удивить гостей. Чтобы приготовить открытый урок, учителю приходится многое пересмотреть, изучить, проанализировать. А теперь представьте, что у Вас на столе каждый день праздничные блюда. Со временем они перестанут быть праздничными и превратятся в ежедневную еду. В открытых уроках должны быть изюминки и неожиданности. Единственно, чего не приемлю, так это наигранности, фальши, когда всё отрепетировано.
УдалитьНемного мысль не дописала: нужно помочь ребенку сделать домашнее задание - научить его это делать, научить работать с учебником, словарями, добывать информацию, работать правильно с Интернетом! Как правило, большинство детей в этом нуждается. Ни в коем случае не делать ДЗ вместо него и особенно при ребенке звонить друзьям, спрашивать помощь, списывать из решебника... Какая от этого польза, в голове-то все равно ничего не отложится.
ОтветитьУдалитьЖанна Витальевна, здравствуйте!
УдалитьСпасибо Вам большое за комментарий!
Наши взгляды на роль домашнего задания совпали. Вы высказались как заботливая мама. Учителям тоже доставляют радость моменты общения с адекватными родителями, понимающими и помогающими. Учёба - это огромный труд. Но отдых обязателен. При шестидневке ребёнок практически не отдыхает. Может, вечер субботы, а в воскресенье уже нужно делать уроки. Да и родители постоянно напоминают о домашнем задании.
В гимназии, где учится Ваш сын, пед.коллектив творчески подходит к домашнему заданию. Это говорит о профессионализме высочайшем: непросто отойти от устоявшихся традиций. И такие задания сближают родителей и детей, учат работать в команде.
О пользе чтения говорить даже и не следует. Жанна Витальевна, с Вами вместе напомним: без ежедневного чтения нельзя понять и выучить устные школьные предметы.
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Я- и учитель английского языка и мама восьмиклассника-гимназиста. Я полностью поддерживаю Ваше мнение по поводу домашних заданий. Однако, несколько раз замечала следующее .Когда домашняя работа по предмету не задаётся, на всю школу раздаются крики "Ураааа, халява". Освобождённые, ученики выбегают из класса с мыслью о том, что этот предмет - полная ерунда". Но я понимаю, что речь идёт не о полной отмене домашнего задания (пример Льва Николаевича Толстого: считая, что домашнее задание - это испорченный вечер ученика, он отменил их в своей яснополянской школе),а о смене его вида- на полезное, творческое, исследовательское, интересное для ученика. В этом мнение Жанны Витальевны мне близко.Я сама, как учитель, стараюсь задавать именно такие задания. Но здесь ещё нужно говорить и о разноуровневом домашнем задании. В блогах профессиональных сообществ довольно часто обсуждается эта проблема. Так вот, вспоминаю следующее.Всегда удивляла загадочная фраза "средняя температура по больнице"... Совершенный абсурд.. Одно для всего класса домашнее задание и есть та самая среднебольничная величина... Поэтому моё мнение: домашнему заданию быть, но разноуровневому, учитывающему индивидуальные способности и особенности ученика; посильному,имеющему личностный смысл, творческому. Таким образом, учителю следует тщательно продумывать, какое домашнее задание он задаёт, ЗАЧЕМ, было бы ему самому интересно его выполнять...
ОтветитьУдалитьНадеюсь, Ольга Николаевна, моё мнение было для Вас полезным.
Здравствуйте, Елена Алексеевна!
УдалитьБлагодарю и Вас за мнение!
Тема, затронутая в посте, оказывается интересует не только родителей, но и учителей. Только вот некоторым родителям нужно, чтобы учителя задавали объёмное домашнее задание. Качество не интересует. Есть и учителя, думающие, что задавать нужно много. Только ведь это "много" требуется потом и проверять. А ещё есть такие коллеги, которые дают на дом в нагрузку то, что не успели сделать на уроке. Вот наказание так наказание.
Несомненно, нужно менять подходы к домашнему заданию. Средняя температура нам неинтересна. Изменим подходы - изменится и температура каждого ученика.
Доброго сентябрьского утра!
ОтветитьУдалитьПо поводу объема ДЗ соглашусь на все сто. Я видела мучения своих девятиклассников, которые уже не знали, куда деться. Одному мальчику я даже разрешила в буквальном смысле поспать у себя на уроке. И ведь он не баловался, не смеялся, просто устал до такой степени, что его покинули все силы.
Я, как учитель, жалела учеников, давала много времени на заучивание и выполнение заданий. Так, когда мои 7-классники сдавали экзамен, я им задавала учить тему, но давала на это 1 неделю. Так же обстояло и с неправильными глаголами в начальной школе. Ну не выучит он за 2 дня, хоть ты тресни! И не надо! Ему действительно тяжело! А за неделю можно, и вполне.
Мне правда было небезралично здоровье моих учеников, поэтому так и относилась к ДЗ. Ресурсы человека небезграничны, и об этом нужно помнить, а особенно, что перед тобой ребенок, а не взрослый человек.
Меня возмущало, когда я слышала, что по математике задают решать до 15 задач за раз и НИ ОДНА решенная задача не проверяется учителем. Вопрос: а оно Вам надо? Или так уж необходимо создать имидж эдакого Великого Педагога, к которому ученики боятся идти на урок? Или по химии была такая же ситуация. Не думаю, что она изменилась. При всем уважении к этому предмету, ну вот что, все дети будут великими химиками? И всем так важно знать суперовые реакции? Знать, конечно, надо, но в определенных границах. Надо будет потом ребенку, он более углублённо займется этим вопросом.
Я считаю, что объем ДЗ должен контролироваться администрацией школы, чтобы не доходило до обмороков и снов на уроке от бессилия. Мне кажется, даже такой должен быть отдельный человек, с которым нужно это обговаривать и регламентировать, который будет разбираться в каждом отдельном случае.
А вот с тем, что ДЗ не нужны, не соглашусь. Нужны, но они должны быть мудро заданы, а не просто "сделай презентацию", которую он за 5 сек скачает в интернете, или "выучи 15 неправильных глаголов до завтра, а не то получишь два".
Здравствуй, Светлана!
УдалитьНачну с конца: ДЗ в том объёме, в котором существует сегодня, недопустимо. Я против. Каждый из нас думает, что его предмет самый-пресамый, да и важности необыкновенной. Английский язык - составьте диалог, прочитайте, выучите, математика - выучите, решите, литература - прочитайте, химия - зазубрите и пр. Вспоминаю фильм "Дом, в котором я живу", где героиня произносит: "А жить когда?" Вот этот вопрос сегодня школе следует задать.
Да, есть неперегруженные ученики, да ещё и халявщки: на перемене спишут у отличника-хорошиста. ДЗ мы задаём, ориентируясь на трудолюбивого ученика.
И только мы виноваты в том, что с этих учеников выжимаем все соки. Спят на уроке? Не удивляюсь: и у меня были такие случаи. Объясняли так: физику решал, алгебру учил и пр.
Подходить нужно аккуратно ко времени ученика. Почему мы думаем, что он должен работать круглосуточно, с перерывом на сон (часов так на 5-7, тогда как спасть должен не менее 8-10 часов).
И если нам небезразлично здоровье ученика, мы должны серьёзно отнестись к этому очень дискуссионному вопросу.
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Моё мнение по этому вопросу скорее совпадает с мнением Надежды Александровны Самойловой. Как Вы правильно заметили, оно происходит скорее из того, что мы ведём большинство предметов у детей и понимаем объём задания на день. Учителям старшего и среднего звена это отследить трудно. Творческие задания для старшеклассников как раз позволяют уменьшить риск копирования из интернета и проявить самостоятельность в применении знаний. А малышам это гораздо труднее. Все задания творческого характера за них, к сожалению, часто делают родители (презентации, отчёты, доклады). Я всегда прошу родителей делать это вместе. Покажи ребёнку, как вставить картинку, дай напечатать текст, дай высказать мнение и помоги отредактировать сказанное, объясни, как и о чём лучше сказать и т.п. Наблюдая за работой детей в классе, я вижу, что многие просто переписывают с доски, не вникая в суть. А делая задания дома, при правильном отношении родителей, конечно, ребёнок должен уже это сделать сам. А если не делает, то это сигнал для родителя и учителя, какие моменты надо отработать. По поводу индивидуальных ДЗ - это идеально. Но готовить каждый день такие задания по нескольким предметам .... Поделитесь, коллеги, как вы находите для этого время )))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Надежда Владимировна!
УдалитьСогласна с учителями начальной школы: вы учите учиться. Не научите вы - мы уже в пятом классе будем высказывать претензии. Поэтому "напиши, спиши, реши" - это основа начальной школы.
Творческие задания в начальной школе задают не детям, а родителям. И ничего с этим не поделаешь. Почему? Потому что ребёнка не научили ни в садике, ни в школе хорошо и правильно приклеивать, пользоваться ножницами и пр. Да, скажете, что это должны сделать родители, НО родители не профессионалы всё-таки, не педагоги в большинстве своём, поэтому всеми инструментами нужно учить пользоваться в образовательных учреждениях. Именно вам, учителям начальной школы, легче научить правильно держать пишущую ручку. Переучивать тяжело.
Вот так и делают творческие задания кто вместе с детьми, кто без детей - "чтоб быстрее получилось".
Вы говорите о том, что некоторые дети "переписывают, не вникая в суть". А это отчего? Отвечу: дети не читают или читают мало, не обсуждают, не говорят. Объёмы письменной речи у нас сегодня больше, чем объёмы устной речи. Это не совсем верно или совсем не верно. Чтение в большинстве случаев ограничивается программным материалом, сверх программы дети читают мало.
Согласна по поводу чтения, точнее, его отсутствия. Когда я просила приносить книги для пятиминуток чтения, были и такие, кто говорит, что нет дома книг. Ужас! А если и читают, то поверхностно, не рассуждают, не запоминают.
УдалитьНадежда Владимировна, а ведь Вы сейчас написали страшные вещи: дома нет книг. То есть мнение, что книги - макулатура, занимают много места, можно прочитать в электронном варианте, имеет место быть.
УдалитьА ведь очень важно читать интересные книги.
Ольга Николаевна, зацепили Вы своей статьёй. Пока читала, постоянно проецировала содержание на себя как ученицу, как учителя, как маму и как бабушку.
ОтветитьУдалитьНачну со школьных лет. Тогда никто не задавался вопросом о том, нужно ли домашнее задание, не перегружают ли учителя детей. Домашку надо было выполнять. И как всегда, кто-то это делал добросовестно, а кто-то не делал вообще. Все устные предметы учила вслух. Голос у меня громкий и все соседи во дворе (общий двор на 5 семей) учили историю, географию или биологию вместе со мной. Математика – это вообще отдельная песня. Если не получалась задача, шли к соседям. В результате задачу решали всем двором, а иногда попадались такие задачи, которые не мог решить никто. Но домашняя работа была святым делом. А были ещё и кружки, факультативы, занятия спортом, походы, сбор макулатуры и металлолома.
Чем больше мы сейчас говорим о загруженности детей, тем больше дети в это верят. У современных детей отсутствует самостоятельность. Они не умеют планировать своё время. Их занятия не продуктивны. Математика – это огромный труд. Многое строится на отработке навыков, в русском языке – письма, а в математике – счёта. Если это не отработано, не закреплялось дома, ученик будет испытывать большие трудности. Это я уже говорю как учитель. Хотя с некоторыми моментами статьи соглашусь. Задавать на дом, не перегружая. Давать разноуровневые задания, перемежать их творческими работами.
ОтветитьУдалитьСвоих дочерей особо не контролировала и никогда не напоминала, они твёрдо знали, что домашнюю работу надо сделать. Помогать – помогала: со старшей писали сочинения, а с младшей решали математику.
Теперь помогаю внуку. Здесь всегда вопросы: «Что задано?» или «Ты сделал домашнюю работу?». Кажется, если не напомню, то и не сделает.
Людмила Геннадиевна, здравствуйте!
УдалитьКонечно, интересно мнение Вас не только как коллеги, но и мамы, бабушки. Огромное спасибо!
Вы обозначили важное в развитии сегодняшних детей - нет самостоятельности. Это, увы, правда. Реалии сегодняшнего времени делают наших детей таковыми.
Я в пять лет уже самостоятельно ходила в ближайший магазин, в 9 - забирала из сада сестру за несколько остановок от дома. И ведь не было тогда не то что сотовых, а и стационарных телефонов. Лиза в 8 лет не остаётся дома одна. Боится.
Сегодня мы контролируем практически каждый шаг своего ребёнка. Работаем с воспитателями, а потом и с учителями. Знаем, как лучше всем сделать. Учитель, воспитатель находится в родительских тисках. В случае чего - родители тут же жалуются. И не заместителю директора или директору, а непосредственно в Департамент образования, Министерство образования, пишут жалобы Губернаторам, Президенту.
Может, родительская активность (которая иногда не очень-то нужна) и мешает детям быть более самостоятельными?
В первом классе уроки задавать не должны. У Лизы так и было: Надежда Владимировна не нарушила закон, хотя родители очень просили её что-нибудь задавать. Но знаю школы, где первоклассники делали это домашнее задание. Я понимаю, что можно попросить доделать то, что не успел на уроке, но вдобавок к этому шла ещё уйма заданий. Зачем? Ведь сегодня по большому счёту ребёнок учится 12 лет! Посчитаем-ка год подготовительный. Посмотрим в глаза дошколят, которые после сада идут учиться. Дети уже отработали в саду смену, а им ещё часа два учиться. И неудивительно, что сегодня первоклассники не хотят идти в школу.
Людмила Геннадиевна, да, времени сегодня катастрофически не хватает не только нам, учителям, но и ученикам. Программа изменилась. Изменились и учебники. А самое главное - изменились учителя.
Домашнее задание становится обузой для родителей.
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьПрочитала пост и все обсуждения. Не буду повторятся о ДЗ в началке, коллеги уже всё сказали. Сейчас хочу ответить как мама. Жаль, что нет согласования и какого-либо общения по поводу ДЗ в средней и саршей школе. Мой сын заканчивает выполнение всех заданий к 21-00. Иногда у него начинается головная боль, тогда сама прекращаю, хоть он и упирается. Миша у меня очень сознательный и ответственный. Особенно удивляет меня задание - выучить стихотворение или отрывок, а на следующий день сдать. Ещё приходится делать по 3-4 теста или комплексных анализа текста сразу.
Каждый раз поднимаю этот вопрос (о перегруженности) на педсовете или совещании. Учителя - предметники обещают пересмотреть объёмы, но...
А ещё одна боль - самостоятельные и контрольные работы, которых может быть в день от 3 до 4!!! Даже один за одним!!! Кошмар! Сын приходт от перенапряжения"зелёный" и ужасно уставший. Ребята говорят, что уже писали работу на предыдущем уроке, но учитель говорит, что ему всё равно, у него по плану стоит...
Животрепещущу тему Вы подняли, Ольга Николаевна! Это же здоровье наших детей! А потом мы удивляемся, откуда неврозы, срывы и болезни...
Да, Ольга Николаевна, по поводу количества КР в день - тоже НИКАК не регулируется, что является полным безобразием. Вообще-то в журнале раньше была соответствующая вставка, куда учитель обязан был вписать, когда он планирует КР. Но кто это соблюдал? Единицы, а то и вообще никто. Вот я и говорю: на уровне администрации это необходимо контролировать.
УдалитьОльга Николаевна, здравствуйте!
УдалитьТема, действительно, болезненная в прямом и переносном смысле. Два последних предложения в Вашем комментарии - суть всего моего поста.
Спасибо Вам за аргументированность. К сожалению, только на своих детях мы можем оценить все тяготы домашнего задания.
А знаете, нам повезло! Искренне порадовалась сейчас за наших детей. У нас регулируют количество контрольных в день, более того, их нельзя ставить ни на понедельник, ни на пятницу. Правда с понедельником я не согласна, наоборот, у детей было бы больше времени подготовиться. Но так или иначе, у нас эта тема под контролем, что уже радует.
УдалитьСколько людей, столько и мнений))) так было всегда и будет. Домашнее задание: "за" и "против". Уверена, чаша весом будет всегда перевешиваться то в одну, то в другу. сторону. А все зависит от того, какой предмет, какую цель учитель ставит, что хочет получить на выходе. Математика - предмет, необходимый не только для получения аттестата (и тут без д/з не обойтись слабому ученику, сильных и мотивированных можно освободить, что и делаю), но и для поступления в ВУЗ. И вот здесь не обойтись без д/з сильным учащимся. А потому, на мой взгляд, все должно быть дифференцировано, дозировано, логично.
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, здравствуйте!
УдалитьСоглашусь с Вами в полной мере. Задание должно быть дифференцированным. И никак иначе. Да ещё не каждодневным.
Здравствуйте, Ольга Николаевна!Да уж...С домашкой прямо беда...Отличникам-хорошистам очень даже достается. Мне их всегда жалко.Вот сегодня дочь целый день сидела с уроками, делала перерывы: читала понравившуюся книгу, выходила во двор на прогулку. И что это за выходной (у нас шестидневка), если весь день ушел на выполнение домашнего задания? Согласна с Анной Борисовной: все задания в пределах разумного. И по возможности творческого характера. Но некоторым ученикам по отдельным темам необходима отработка навыка, и никуда не денешься от "прочитай...спиши, вставляя..." и т.д. Поэтому здесь разноуровневые задания очень даже помогают. Я их всегда стараюсь давать на своих уроках.
ОтветитьУдалитьНаталья Борисовна, здравствуйте!
УдалитьС шестидневкой - полная беда. Ребёнок без выходных. В воскресенье нужно сделать уроки на понедельник. То есть все семь дней ребёнок учится.
Вот только некоторым ученикам возможно давать "спиши". И не всегда. "Спиши" должно быть осознанным, а не списанным из решебника.
Ольга Николаевна, как у вас здесь жарко! Новый учебный год начался ) Пусть он будет творческим и радостным для вас и ваших коллег!
ОтветитьУдалитьЛюбовь, здравствуйте!
УдалитьСолидарна с Вами в пожеланиях. Пусть всё так и будет ))
Ольга Николаевна, браво! Терпеть не могу домашние задания))). Нет, я не сижу с дочкой, я не проверяю, если она сама того не просит, я не помогаю, если ребенок иногда сам не придет за помощью по какому-то вопросу, моя дочка даже почти никогда не тратит больше 2,5 часов на выполнение домашнего задания, но... Я вижу пустую трату времени. Очень часто идет зубрежка, переписывание, ужасает расписывание задач и примеров по математике - когда все решено за 5 минут, а записываешь целых 30. И все же, например, для дочки я заметила необходимость той же математики дополнительно дома, потому что тогда у нее увеличивается скорость решения, что просто необходимо на контрольных и самостоятельных. Безусловное ежедневное изучение иностранного, даже все домашних заданий, чтение русской и, в нашем случае, белорусской литературы. Что касается биологии, физики, химии, географии, то я только за реальные задания, когда можно опытным путем, наблюдениями закрепить и проверить теорию, а также творческие проекты, но никак не перечитывание параграфа. Еще ужаснее, когда учитель и на уроке читает этот самый параграф (бывает и такое). По русскому люблю сочинения. И они, конечно, должны быть домашними. Сочинения дают возможность, думать, рассуждать, анализировать, развивают письменную речь, воображение, фантазию, а за одно закрепляют орфографию, пунктуацию, стилистику... История тоже легче учится не простым чтением, а именно творческим углублением - разобраться, проанализировать, проиграть, зарисовать. Даешь грамотный подход к учебе! Если честно, то мне жаль времени, которое дочка потратила на обязательное, но бессмысленное, когда могла бы узнать и понять в это время намного больше.
ОтветитьУдалитьАнна, здравствуйте!
УдалитьОчень рада видеть Вас! Вы как мама описАли все тяготы домашнего задания. Прибавить нечего.
Так хочется, чтобы наши дети были с нами почаще, а не сидели в заботах об уроках.
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Да, на выполнение домашнего задания, зачастую, уходит больше времени, чем по СанПИНам требуется, но тут вопрос двоякий: не будет его, то о каких знания речь может идти? А если задавать, то, как всегда, начинаются разговоры о перегрузке. Выход один - искать компромисс и творческий подход.
ОтветитьУдалитьАлександр Сергеевич, здравствуйте!
УдалитьИ всё-таки немного поспорю: не всегда домашнее задание углубляет или расширяет знания учащихся. Чаще всего - это подобие того, что было на уроке.
Вы предложили верный выход )) Вот к этому и надо нам всем стремиться.
Добрый день, Ольга Николаевна! Я с удовльствием прочитала ваш пост и все комментарии. Точно подмечено, что дом. задание выполняется учениками очень долго. теми учениками, которые готовятся всегда добросовестно к каждому уроку.Но есть и такие, кто только перекладывает книги, наспех выполняет письменные задания. В нашей сельской школе таких больше половины. Как с ними работать - для меня вопрос.
УдалитьСпасибо за пост.