ДЕМОВЕРСИИ ЕГЭ и ОГЭ-2018 уже в блогах "Просто о ЕГЭ" и "Просто об ОГЭ". Приглашаю!
НАПРАВЛЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ УЖЕ В БЛОГЕ "ПРОСТО О ЕГЭ". ПРИГЛАШАЮ!

четверг, 11 декабря 2014 г.

"Полезные мелочи", или О приёмах, помогающих запомнить трудные правила-2

Продолжение. Первая часть - здесь. 
"Не чавкать!"
http://vserisunki.ru/publ/
dlja_detej/62
А вот совет старшеклассницы прямо принять было невозможно. Она оказалась свидетелем того, как я бьюсь на дополнительных занятиях с нашими вечными
чувствовать – участвовать, снова напоминаю про часть («Если концерт сольный, нельзя сказать, что артист в нем участвует, участвовать – брать на себя не все дело, а часть» и т.п.). Успех был сомнительный, во всяком случае частичный. И тогда ученица сказала: «А нас учительница просто учила: 
кто чавкает, тот свинья!». 
Неприятная фраза. Но бывают тяжелые случаи, когда почти все средства хороши. И тогда я говорю: «Мне одна ученица даже так один раз сказала: кто чавкает...».

http://www.polyvore.com/
Искусство побеждать
   Ученики Людмилы Романовны Готлиб не ошибаются в написании слова искусство. Тем, кто уже хоть раз проиграл в схватке с этим коварным словом, она советует при новой встрече с ним сразу же настроиться на победу – показать себе два пальца:
V – victory – победа
И заодно, пересчитав пальцы, вспомнить: 2 буквы с – во 2-м случае.



Не вся правда
http://experience.tripster.ru/experience/4251/
   Рассказывает Адель Григорьевна Миримская: «Ученик ошибся в слове подлинный. Подчеркиваю слово, а рядом пишу красным: 
«Линь – орудие пытки?». 
Ученик недоумевает. «Давай посмотрим в словаре». У Ожегова приводятся омонимы: 1) пресноводная рыба; 2) (спец.) веревка для корабельных снастей. Никаких пыток. Но некоторые ученые полагают, что было такое веревочное орудие для битья, кнут – линь, линек. Сведения, произнесенные под пыткой, называли подлинными».
   «Этимологический словарь русского языка» Фасмера иначе комментирует слово подлинный:«...обычно сближают с подлинник «длинный шест» (см. длина) на том якобы основании, что при судебной расправе били «подлинниками» – длинными палками, чтобы выпытать правду». В любом случае удивительна уверенность наших предков в том, что сказанное для того, чтобы прекратить мучения, и есть самая настоящая правда (сейчас-то мы знаем, что это совсем не так).
   Подобный разговор, занимающий вместе с чтением словаря не больше пяти минут, заставляет обратиться к лексическому значению слова, задуматься о сложных связях между историей и языком, убедиться в том, что в науке о языке многое нельзя считать окончательно решенным; побуждает подумать над некоторыми моральными и юридическими вопросами... И, безусловно, помогает запомнить правописание прилагательного подлинный.

Продолжение следует...

10 комментариев:

  1. Спасибо, Ольга Николаевна, интересно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста, Анна Борисовна!
      Интересным материалом делюсь с коллегами и учениками. Есть обратная связь. Значит, всё не зря.

      Удалить
  2. Ольга Николаевна, спасибо в очередной раз!
    У меня дома есть словарь С. И. Ожегова (выпуск 1989г.), пользуемся мы им постоянно, вот и сейчас он лежит на столе, Андрей проверял вчера значение слова.
    Порой беру словарь в руки перед сном и листаю, каждый раз нахожу всё новые и новые для себя неожиданности. Научила и детей своих обращаться к словарю, если есть сомнения в написании или значении слова. А бывает и муж, когда пишет документы, составляет акты на работе, сомневается с написанием, звонит мне, спрашивает, как правильно написать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Витальевна, здравствуйте!
      В моей библиотеке "Словарь русского языка" С.И. Ожегова датируется 1984 г. Помню, как мы с мамой купили его в книжном магазине, в отделе, куда сдавали использованную литературу.
      Как часто обращаюсь и я к нему.
      Ваша семья - показатель ПРАВИЛЬНОГО отношения к языку. Сколько говорю ученикам, что словарь должен быть настольной книгой. Читаете книгу, встретили незнакомое слово - обратитесь к словарю, узнайте лексическое значение незнакомого слова. И кругозор же пополняется. Но, увы, слышат не все. Далеко не все.

      Удалить
  3. Ольга Николаевна, какие замечательные приемы запоминания Вы на продемонстрировали! Обязательно воспользуюсь с отстающими студентами)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, здравствуйте!
      Спасибо авторам брошюры за такие интересные приёмы запоминания непростых орфографических правил.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна. Вот и ещё одна загадка русского языка?
    Так как правильно разобрать по составу слово "Подлинный" ????
    По-длин-н-ый, или Под-лин-н-ый??? Судя по исторической версии - второй вариант верный... :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Иван!
      Этимология - очень интересная наука. Ведь только она отвечает на вопрос: "Почему мы так говорим?" С современной точки зрения разбор слова по составу, предложенный тобой, не верен. Корень "подлинн-". А вот с этимологической точки зрения твой разбор будет правильным.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Благодарю за полезные советы. Ну, пусть "чавкает", главное - помогает) Про удвоенные согласные запомню.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, здравствуйте!
      Пожалуйста!
      Думаю, у каждого учителя-словесника найдётся такая копилка "полезных мелочей". Спасибо авторам брошюры за бесценный опыт!

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...