3 сентября 2023 г.

"Разговоры о важном": День знаний

Источник
Здравствуйте,
уважаемые дети и родители!
   Урок из цикла "Разговоры о важном" предлагаю начать с просмотра поздравления с праздником президента РФ В.В.Путина 1 сентября 2023 года.
   В прошлом году на первом занятии мы познакомились с полезными проектами платформы «Россия – страна возможностей». Мы говорили о проектах других молодежных организаций – РДДМ «Движение первых», «Большая перемена», «Больше, чем путешествие» и др. Участие в этих проектах даёт новые знания и умения, помогает выбрать траекторию развития.
   Почему сегодня снова мы говорим о знаниях? Почему они так важны для человека? Знания не только расширяют кругозор, но и увеличивают шансы на успешную карьеру. Это ценный ресурс, который определяет жизненный успех. Чем больше знаний у человека, тем больше возможностей у него раскрыться, самореализоваться, развить и воплотить в жизнь свои самые смелые планы.
   Наше занятие будет посвящено знанию как основному инструменту для саморазвития. Сегодня мы говорим о людях, которые, благодаря своим знаниям, смогли изменить мир. Россия - страна с тысячелетней историей, богатым культурным наследием и уникальными традициями. В России родились поистине великие учёные и полководцы, талантливые писатели и архитекторы, выдающиеся врачи и спортсмены. Каждый из них является носителем ценнейших знаний в своей области. Вспомните, кого из них мы обсуждали в наших разговорах в прошлом году?
   В нашем регионе проживали и проживают знаменитые люди, которыми прославлен наш регион (Самарская область) не только на всю Россию, но и на весь мир. Кто знает имена наших выдающихся земляков и их достижения? 
   Рекомендую вам познакомиться с интерактивной картой "Знание и люди, меняющие Россию", которую разрабатывает Российское общество "Знание". Каждый из вас может отправить свои предложения по включению в общий список знаменитых людей нашего региона.
   Иногда бывает сложно осознать пользу некоторых учебных предметов. Как вы думаете, Дмитрий Иванович Менделеев, наш великий химик, смог бы сделать свое открытие, изучай он в гимназии только одну химию? Может быть, не стоит тратить время на изучение ненужных предметов и сразу получать профессиональные навыки и компетенции?
   Изучение самых разных областей знаний, различных учебных предметов расширяет наш кругозор, формирует научную картину мира. Знания помогают нам развивать свое мышление, память, воображение, речь и другие умственные способности. Они также дают нам общее представление о культуре и цивилизации человечества.
   Знания о культуре и обществе также необходимы. Они лежат в основе эмоционального интеллекта человека.
   Пофантазируем: человек обладает обширным запасом знаний в какой-то области, он прекрасный специалист и профессионал. Но его эмоциональный интеллект не сформирован и не развит. Как будет себя вести такой человек? Как будет складываться его карьера?
   Знания, относящиеся к эмоциональному интеллекту, помогают вам понимать себя и свои потребности, ценности и мотивы. Они также помогают вам устанавливать контакт с другими людьми, уважать их мнение и позицию, сотрудничать и развиваться.
   Как видим, знания, которые вы получаете в школе, в дополнительном образовании; приобретаемые после школы каждым из вас профессиональные знания и навыки; развитый эмоциональный интеллект – всё это помогает нам принимать обоснованные решения в жизни.
   Мы сейчас познакомимся с людьми, которые добились очень больших успехов. И постараемся ответить на вопрос – как им это удалось? Обладают ли они широтой знаний? Как применяют их на практике? Можно ли считать их профессионалами своего дела? Узнаем для этого историю их успеха.
   В будущем мире, который будет постоянно меняться и развиваться, вам понадобятся разные виды знаний. Некоторые из этих знаний вы уже получаете в школе, а некоторые вы можете получить самостоятельно.
   Как вы думаете, какие знания могут нам понадобиться через 50 лет?
   Зачем нам будут нужны цифровые знания?
   Для чего понадобятся знания о культурах других людей, стран, регионов?
   Почему каждый из нас должен обладать экологическими знаниями?

Цифровые знания. Это знания, которые помогают вам работать с различными цифровыми технологиями, такими как компьютеры, смартфоны, интернет, искусственный интеллект, блокчейн, облачные сервисы и другие. Цифровые знания включают в себя умения поиска, обработки, анализа и представления информации в цифровом формате, а также программирования, дизайна, защиты данных и кибербезопасности. Цифровые знания будут необходимы для работы в любой сфере деятельности, так как цифровизация затрагивает все аспекты жизни.
Межкультурные знания. Это знания, которые помогают вам понимать и уважать разные культуры, традиции, ценности и обычаи людей из разных стран и регионов. Межкультурные знания включают в себя умения общения, сотрудничества, переговоров и конфликтного управления с людьми из разных культурных контекстов. Межкультурные знания будут необходимы для работы в глобальном мире, где вы будете сталкиваться с разнообразием культур и мировоззрений.
Экологические знания. Это знания, которые помогают вам понимать и оценивать влияние человеческой деятельности на окружающую среду и природные ресурсы. Экологические знания включают в себя умения по охране и рациональному использованию природы, по решению экологических проблем и по созданию экологически устойчивых продуктов и услуг. Экологические знания будут необходимы для работы в будущем мире, где вы будете сталкиваться с вызовами, связанными с изменением климата, загрязнением окружающей среды и дефицитом ресурсов.
Например, вы можете использовать свои знания по информационным технологиям для работы с различными цифровыми устройствами и программами, для программирования, дизайна, защиты данных и кибербезопасности. Вы можете использовать свои знания по машиностроению для разработки и производства разных видов машин и механизмов, для решения инженерных проблем и для создания инновационных технологий. Вы можете использовать свои знания по генетике для изучения и модификации наследственных свойств живых организмов, для решения медицинских и биологических проблем и для создания новых видов жизни.

   В современном мире постоянно появляются новые профессии на стыке научных сфер, поэтому важно владеть знаниями из разных дисциплин. Такой подход называется междисциплинарным.
   Междисциплинарность - это сочетание разных областей знания и практики для решения сложных проблем или создания новых продуктов и услуг.
   В современном мире междисциплинарность становится всё более важной и востребованной, так как она способствует инновациям и развитию науки и технологий. Какие примеры междисциплинарности профессий вы можете привести?
   Один из примеров междисциплинарного проекта – это искусственный интеллект (ИИ). ИИ - это наука и технология создания машин и программ, способных выполнять задачи, требующие человеческого интеллекта, такие как распознавание речи, обработка естественного языка, обучение с подкреплением, компьютерное зрение и т.д. Для разработки и применения ИИ необходимы специалисты из разных дисциплин.
   Как вы думаете, для чего ИИ нужны филологи и лингвисты?
   Можно ли при разработке ИИ обойтись без математиков? Физиков?
   Очевидно, что для ИИ нужны IT-специалисты. А как вы полагаете, для чего нужны психологи в разработке ИИ? 

IT-специалисты: они отвечают за программирование, алгоритмы, базы данных, облачные вычисления и другие аспекты, связанные с созданием и функционированием ИИ-систем.
Филологи: они изучают языки, литературу, культуру и коммуникацию. Они помогают ИИ понимать и генерировать тексты на разных языках, а также учитывать контекст, тональность, стиль и другие особенности речи.
Лингвисты: они изучают структуру, звуки, смысл и эволюцию языков. Они помогают ИИ анализировать и моделировать языковые данные, а также создавать грамматики, словари и корпуса для обработки естественного языка.
Математики: они изучают числа, формы, логику и абстрактные понятия. Они помогают ИИ решать математические задачи, а также разрабатывать теории и методы для ИИ, такие как статистика, оптимизация, вероятность и теория игр.
Физики: они изучают природу и свойства материи и энергии. Они помогают ИИ моделировать физические явления и процессы, а также создавать новые материалы и устройства для ИИ, такие как квантовые компьютеры и нейроморфные чипы.
Психологи: они изучают поведение, мышление и эмоции человека. Они помогают ИИ понимать и взаимодействовать с людьми, а также улучшать качество жизни и благополучие людей с помощью ИИ. 

   Это лишь некоторые из многих дисциплин, которые взаимодействуют с ИИ. Как видите, ИИ - это междисциплинарная область, которая требует знаний и навыков из разных сфер.
   Междисциплинарный подход используется в разных областях. Уже существует много примеров профессий из разных отраслей экономики, где используется междисциплинарность. Вы можете привести примеры таких профессий?

Инженер-композитчик - это специалист, который занимается подбором и созданием композитных материалов с требуемыми характеристиками для производства деталей, механизмов различной техники, в том числе с использованием 3D-печати.
Генетический консультант - это специалист, который предоставляет информацию и советы по вопросам, связанным с генетикой, таким как наследственные заболевания, предрасположенность к определенным состояниям, выбор доноров или родителей-заменителей. Генетический консультант сочетает знания из медицины, генетики, этики и коммуникации.
Инженер беспилотной авиации занимается как техническим обслуживанием летательных аппаратов, так и программированием. Он разрабатывает систему навигации — фактически «учит» беспилотники летать безопасно и ориентироваться в пространстве. Для этого специалист создает алгоритмы и коды, благодаря которым устройства работают наиболее эффективно. 

   Ребята, в нашей стране для школьников есть много разных проектов, где можно и получать знания, и применять их. Давайте познакомимся с проектами Российского общества «Знание». 


   Сегодня мы разговаривали о мотивах, которые движут людьми в получении новых знаний, познакомились с историями выдающихся людей и с интересными проектами, в которых вы можете получить и применить свои знания. Впереди у вас новый учебный год, и я очень надеюсь, что он поможет вам сделать еще один шаг к воплощению вашей мечты о своем профессиональном будущем. 

Предлагаю вам ответить на вопросы интеллектуальной игры.

   Каждый из вас может принять индивидуальное участие в интеллектуальной игре от Российского общества «Знание» (регистрация на игровой платформе Российского общества «Знание» доступна по QR-коду):

Спасибо, что внимательно ознакомились со всеми материалами!
Какие материалы показались вам интересными?
Жду комментарии.

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна.
    Поздравляю Вас с началом нового учебного года.
    Сейчас появляется много профессий, связанных с ИИ, но не стоит акцентировать внимание только на этом.
    Чтобы работать с ИИ - надо быть уникальным специалистом, больше, чем просто отличником и упорным зубрилкой).
    Надо уметь думать и быстро принимать решения.

    ОтветитьУдалить
  2. Добровольский Фёдор4 сентября 2023 г. в 12:18

    Здравствуйте, Ольга Николаевна! Данная информация на сайте была очень интересной. Я узнал много интересного .

    ОтветитьУдалить
  3. Ольга Николаевна! Поздравляю вас с Новым учебным годом! Интересные занятия вы проводите с ребятами вашего класса.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо урок. Куманяев Семён

    ОтветитьУдалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.