"Следует заметить, что начинать сочинение вы можете только тогда, когда определите проблему текста и поймёте, о чём именно будете писать...
Будем помнить о том, что основная проблема, идея текста, как правило, если называется, то называется неоднократно, автор возвращается к ней снова и снова.
Это может быть:
- простой повтор;
- повтор с развитием сюжета;
- структурный параллелизм изложения;
- повтор с антитезой.
Прочитаем текст, с которым нам предстоит работать. Внимание: читаем с остановками, выделяя ключевые слова текста:
(1) Вопрос "Кто виноват?" называют чисто русским вопросом, якобы выражающим особенную сущность нашего национального характера. (2) На эту тему без устали острят эстрадные сатирики, глубокомысленно философствуют политтехнологи... (3) У каждого готов свой ответ на заданный ещё Герценом вопрос. (4) Огромная, наполненная природными ресурсами страна обладает таким же огромным интеллектуальным потенциалом. (5) А большая часть населения прозябает в бедности! (6) Почему? (7) Кто виноват?
Вы заметили, что автор использует буквальный повтор вопроса в 1 и 7-м предложениях, а ещё в 3-м предложении указан автор этого вопроса. Можно сформулировать проблему. о которой рассуждает автор, так: "В чём причина того, что в богатой природными ресурсами и обладающей интеллектуальным потенциалом стране большая часть населения прозябает в бедности?"
(8) Мне кажется, что причина всех наших проблем коренится глубже, чем мы себе представляем: ни гуманистические призывы, ни экономические реформы, ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главного. (9) Она в нашем неуважении к человеку. (10) Надо сделать человека высшей ценностью. (11) Мы подсчитываем золотовалютный запас, радуемся, когда на внешнем рынке дорожает нефть, гордимся тем, что снизили уровень инфляции... (12) И что? (13) Что из того обыкновенному человеку? (14) Жила в ветхой избушке пенсионерка при уровне инфляции в 14 процентов, в этой же ветхой избушке она живёт и при уровне в 9 процентов! (15) Такие вопросы вызывают у наших уважаемых политиков высокомерно-снисходительную улыбку: дескать, товарищ нас не понимает! (16) Да нет, это вы, отделённые от реальности толстой стеной макроэкономических соображений, не видите микроскопическую клетку общественного организма - живого человека. (17) Неработающие лифты, перемороженные дома, закрытые двери, равнодушное "Ждите. нам некогда", - всё это симптомы самой страшной социальной болезни - пренебрежения к человеку. (18) О человеке никто не думает, когда строится дом, и в космос запускают очередную ракету, и голосуют за какое-то якобы судьбоносное решение. (19) О человеке подумали ровно настолько, чтобы он мог существовать в качестве некой полезной функции. (20) А раз так, что и человек перестаёт заботиться об окружающих, и ему нет дела до того, кто живёт рядом с ним, он считает себя мелкой деталькой в огромной государственной машине, снимает с себя ответственность за чистоту в подъезде, за порядок на улице, за процветание государства.
Вы, конечно, не могли пройти мимо 9 и 10-го предложений - именно в них сформулирована авторская позиция: причина бедности, неустроенности России - в неуважении к человеку. Если внимательно перечитать этот фрагмент, то выстраивается ряд синонимов: неуважение, пренебрежение, равнодушие, невнимание, унижение, оскорбление... Выход автор видит в том, чтобы сделать человека высшей ценностью (предложение 10).
(21) Не нужно призывов! Надо просто починить сломанный лифт, а иначе как пожилым людям подниматься на последний этаж? (23) Надо в больничном коридоре поставить кушетку, чтобы больные не стояли в очереди, надо засыпать гравием лужу у остановки, чтобы проезжающие мимо машины не обливали грязью пассажиров... (24) Надо, чтобы человек никогда не чувствовал себя униженным и оскорблённым, тогда поднимется и производительность труда, вырастет уровень благосостояния человека и никто не станет терзаться бессмысленным вопросом "Кто виноват?"
(По В.Тимофееву)
Продолжение автором мысли о возможном решении проблемы: не разговорами, а реальными делами помочь человеку почувствовать себя человеком (предложения 21-23).
После того, как внимательно прочитан текст, определена проблема, даже авторская позиция, можно продумывать начало работы.
С чего начать?
- С предложения об актуальности обсуждаемого вопроса.
- С обращения к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.
- Используя именительный темы.
- Используя попарное соединение однородных членов.
- Вопросно-ответное единство (задать вопрос и дать ответ на него).
- Используя риторический вопрос.
- С помощью пословиц, поговорок, высказываний.
Важно: не отрывайтесь от текста, используйте предложения из него, но не злоупотребляйте цитатами.
Предлагаем варианты того, как можно начать сочинение по данному тексту.
С предложения об актуальности обсуждаемого вопроса.
В наше время особенно остро стоит проблема неуважения к личности человека. Автор с волнением говорит "о симптомах самой страшной социальной болезни нашего времени - пренебрежения к человеку". (Предложение 17)
Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.
Не будем кривить душой - ну не знаем ничего о личности автора, значит, этот вариант не используем.
Использование стилистических фигур:
Именительный темы
Обыкновенный человек. Что стоит за данным понятием?
Русский национальный характер.
"Микроскопическая клетка общественного организма". Удивительно, но именно так говорит автор текста о жизни обыкновенного человека. (Предложение 16)
Попарное соединение однородных членов
Огромная территория и природные ресурсы, экономические реформы и гуманистические призывы... Может ли всё это стоить больше, чем счастье и благосостояние обыкновенного человека? (Предложения 4, 8)
Вопрос и ответ на него
В чём причина того, что большая часть населения огромной и богатой природными ресурсами страны прозябает в бедности? В.Тимофеев считает, что проблема кроется "в нашем неуважении к человеку". (Предложение 9)
Риторический вопрос
Надо ли думать о счастье и удобстве человека, когда строятся дома или в космос запускают очередную ракету?
Кто виноват? Над этим "бессмысленным", по мнению автора текста, вопросом задумываюсь и я.
С помощью пословиц, поговорок, высказываний
"Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга!... Человек! Это звучит гордо!" - восклицал герой пьесы М.Горького, написанной в начале ХХ века. Мысль о том, что надо уважать человека, осознавалась даже обитателями "дна жизни". Изменилось ли что-то спустя сто лет?
Автор вспоминает героев Достоевского, говоря о том, что человек не должен чувствовать себя униженным и оскорблённым. (Предложение 24)
Итак, начало сочинения может быть разным".
Материал взят из книги И.Г. Добротиной
"Русский язык. Теория, тренинги, решения"
(М.: Издательский дом "Учительская газета", 2013).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.