О фонетическом разборе писала здесь.
Как показывает практика, морфемный разбор - один из самых сложных не только для учеников, но и для учителей. А ведь правильное выделение морфем (частей слова) - залог грамотного письма. Вспомните, как звучат некоторые орфограммы: "Безударная гласная В КОРНЕ слова", "Одна и две буквы Н В СУФФИКСАХ прилагательных", "О-Е (Ё) после шипящих и Ц В КОРНЯХ, СУФФИКСАХ и ОКОНЧАНИЯХ разных частей речи" и т.д.
Никогда не стыдно обращаться за помощью к словарям. Я смотрю либо в "Школьный словарь строения слов русского языка" З.А.Потихи, либо в "Новый словообразовательный словарь русского языка" А.Н.Тихонова.
Морфемный разбор начинаем с выделения окончания.
Напомню, что окончание - это изменяемая часть слова, а значит эту морфему мы можем выделить во всех изменяемых самостоятельных частях речи. В 5-м классе всегда дети задают вопрос: "А нулевое окончание нужно выделять?" КОНЕЧНО!!! Если слово изменяется, то окончание в нём обязательно есть.
Измените слово по числам, или по падежам, или по лицам (глагол). Увидели, какие буквы изменились? Смело выделяйте окончание.
НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОКОНЧАНИЯ В НЕИЗМЕНЯЕМЫХ СЛОВАХ!
Переходим к выделению корня. Чтобы выделить его правильно, подберите 2-3 однокоренных слова РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ. Не путайте однокоренные слова и формы слова. Формы слова имеют одинаковое лексическое значение, а однокоренные слова - разное.
Сравните: календарь - календари, календаря, календарю и календарь - календарик, календарный. В первом случае - формы слова, во втором - однокоренные слова.
Осталось выделить приставку (приставки) и суффикс (суффиксы), если они, конечно, есть в слове. Хорошо, если приставка или суффикс одни в слове, а если несколько? Вот две-три приставки выделяются обычно с лёгкостью. Что касается суффиксов, то здесь наблюдаются некоторые сложности.
Вы должны понимать, что морфемы - это кирпичики, из которых слово состоит. Нужно внимательно посмотреть, какие кирпичики легли в основу слова. Помните, что ОКОНЧАНИЕ НЕ ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА. Суффиксы и приставки присоединяются к основе слова.
Изучая с шестиклассниками орфограмму "Одна и две буквы Н в суффиксах отымённых имён прилагательных" снова и снова разбираю слова по составу. Нам даже не столько важен морфемный разбор, сколько словообразовательный. Ученик должен понимать, как образуется слово. Привожу простой пример.
В слове старинный ученик делает ошибку. Доказывает, что в слове пишем одну букву Н, потому что оно образовано от слова старый. К основе прибавляем суффикс -ин-, в котором пишется одна Н. И исключения помнит: оловянный, деревянный, стеклянный.
Орфограмму-то ученик знает. Молодец! Но незнание того, как слово образовано, привело его к орфографической ошибке.
А вот так разберём слова по составу:
О словообразовательном разборе более подробно поговорим в следующий раз.
Здравствуйте, Ольга Николаевна.
ОтветитьУдалитьКакие важные темы и всё так понятно рассказано.
Ольга Николаевна. а тогда вопрос: а как разбирать слова "такси, какаду, суши"? У них выделяется только основа слова (всё слово), или есть какие-то особенности?
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
ОтветитьУдалитьМорфемный разбор слова очень важен.
В несклоняемых существительных мы выделяем основу и корень.
Например, в слове КИНО - основа совпадает с корнем.
Здравствуй, Оля!
ОтветитьУдалитьЭто действительно самое сложное. Мы на уроках английского частенько занимаемся разбором слова по составу. В будущем пригодится тем, кто будет сдавать ОГЭ и ЕГЭ, там есть задания на словообразование. Плюс, конечно, огромная польза избегать орфографических ошибок.
Да, Света, именно об орфографических ошибках и речь. Но сегодня, увы, многие дети не понимают, как складываются морфемы в слово. Уже и не говорю об ОГЭ или ЕГЭ. Для меня всё это не дело первой очереди. Хочу, чтобы ученики писали и говорили грамотно. Я хочу... Но хотят ли дети? Какие усилия прикладывают они? Мне грустно от ответов на вопросы.
Удалить