Если бы люди знали, как тяжело я трудился, постигая секреты своего ремесла, они бы вовсе не удивлялись моему мастерству.
Микеланджело
"Время исповедоваться! Существует множество вещей, в которых я как педагог полный профан. Я не всегда могу быстро поставить оценку ученику или быстро обеспечить его содержательной обратной связью. У меня есть свойство позволять ученическим работам накапливаться, в результате чего при их проверке я не настолько внимательно слежу за деталями, как мог бы, оценивай я все эти тесты и сочинения постепенно. Я не очень эффективно могу вести длительные групповые проекты. Когда мои ученики работают в команде, я не очень хорошо анализирую заслуги каждого из них. У меня нет идеального алгоритма для ситуации, когда один или два ученика делают бОльшую часть всей работы, а другие предпочитают халявничать. Я всё ещё работаю над тем, чтобы понять, как научить детей правильно составлять конспекты. Я мог бы гораздо эффективнее применять в классе современные технологии, особенно если бы снабдил ими своих учеников. Список моих недостатков может оказаться неприлично длинным..."
Так написал человек, шестнадцать лет отработавший учителем (мой стаж тоже 16 лет:)) То, о чём пишет он, на 100% моя педагогическая исповедь.
http://daveburgess.com/ |
Книга попала ко мне удивительным образом: на почту пришло письмо, в котором предложили её прочитать и написать отзыв. Я согласилась, только вот с чтением и отзывом затянула...
Заставили вспомнить о книге +Мария Сонина (отзыв), +Эльвира Шемякина (отзыв).
Подзаголовок книги "Как сделать уроки интересными и увлекательными" срабатывает сильнее названия. На мой взгляд, нет ничего необычного в том, о чём непринуждённо рассказывает нам автор. И в то же время необычно всё. Наконец-то я прочитала книгу практика!
"Не важно, какой предмет вы преподайте. Вы можете полностью завладеть вниманием своей аудитории, если она почувствует вашу страсть и любовь к тому, что вы делаете.. Страсть - это когда вы способны "пылать" перед своим классом".
Страстный учитель, по Бёрджессу, - креативный учитель. Любой педагог является творческой личностью.
"Многие убеждены, что все люди делятся на две категории: одни обладают творческими способностями, а другие нет. Тот, кто в это верит, обычно уже отнёс себя ко второй категории. Он считает, что творческие люди просто идут по своим делам и вдруг их, подобно яркой вспышке света, осеняет творческая идея. Он расстраивается из-за того, что в его жизни нет таких ярких вспышек. "Ах, если бы меня посещали такие же озарения и творческие порывы, - вздыхает он. - Это нечестно!"
В любом педагогическом коллективе есть такое разделение. Так ещё те, кто относит себя ко второй категории, частенько думают, что творческому педагогу легко провести урок, легко найти общий язык со всеми учениками, легко...
"Мне это легко. Правда, что ли? Этими тремя словами она [учитель] отбросила шестнадцать лет тяжёлого труда! Шестнадцать лет непрерывного мозгового штурма... Шестнадцать лет неудач и проваленных уроков...
Я вкалываю, занимаясь подготовкой уроков... Эта работа не была лёгкой, когда я начинал, она не была лёгкой на прошлой неделе, и она не будет лёгкой на следующей. Она и не должна быть лёгкой - она должна стоить того, чтобы её делать..."
Нелегко каждый урок сделать увлекательным. Но это возможно. Какой-то штрих, какая-то деталь способны приковать внимание учеников.
Д.Бёрджес
Вы только вслушайтесь в названия "крючков": "Пикассо", "Хобби", "Дизайн интерьера", "Таинственный мешок", "Плавание с акулами", "Миссия невыполнима", "Шеф-повар" и др. (всего 32 "крючка").
Работа "крючка" зависит от правильной постановки вопроса себе, педагогу. Урок возможно сделать увлекательным, если каждый из нас при подготовке к уроку будет задавать правильный вопрос.
Обратите внимание, какие простые вопросы задаёт Д.Бёрджес при подготовке к уроку, используя крючок "Умелые руки":
- "Как я могу использовать на уроке ручной труд?
- Что могут смастерить ученики, что было бы связано с учебным материалом?
- Можно ли научить детей складывать такую фигуру оригами, которая поможет им разобраться в материале урока?
Пример. Я показываю, как сложить журавлика на уроке, посвящённом последствиям атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки".
Говорить об этой книге можно долго. Но... лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Коллеги, читайте "Обучение как приключение". Ищите, находите, творите, действуйте!
Благодарю издательство "Альпина Паблишер" за безвозмездное предоставление книги!
Замечательная книга замечательного учителя! А мне еще (кроме тех цитат, что привели Вы, Ольга Николаевна) очень понравилась вот эта: "Если в вашем уроке нет содержания, то вы либо развлекаете детей, либо нянчитесь с ними". Эта книга не о том, как развлечь, а о том, как увлечь детей. Очень понятные и точные советы учителя-практика. Я очень рада, что она у меня есть!
ОтветитьУдалитьЭльвира Ульфатовна, согласна с Вами на все 100%!
УдалитьЦитировать можно бесконечно. Думаю, что если посмотреть на книги Вашу и мою, то можно увидеть закладочки или подчёркивание одних и тех же моментов.
Книга, действительно, уникальна. Повторю: рада, что написана она практиком.
Спасибо большое за Ваш визит!
Ольга Николаевна, рада, что Вы прочитали эту книгу. В ней, конечно, есть спорные, даже провокационные моменты, но в целом — просто копилка полезных идей для урока! У меня эту книгу брала читать десятиклассница в рамках подготовки к промежуточной аттестации (у них тема была "Тенденции развития современного образования"), так потом рассказывала, что книгу прочитала не только она, но и её мама — преподаватель вуза.
ОтветитьУдалитьЯ сама прочитала книгу весной. И это было, скорее, чтение с переложением на собственный имеющийся опыт. Знаю, что буду не раз обращаться к этой книге — уже с других позиций: поиска необходимых "крючков" к урокам.
Мария Николаевна, спасибо Вам огромное. Для меня Вы некий компас в чтении! Благодаря Вам прочитано немало интересных книг.
Удалить"Обучение как приключение", думаю, можно изучать в педагогических вузах. Педагогика и методика очень обогатятся, если студенты будут читать эту книгу.
Скоро отпуск, с такими интересными отзывами нельзя не прочитать книгу. Ставлю в очередь под номером 4!!! Спасибо, Ольга Николаевна Вам и коллегам за то, что акцентируете внимание на проблемах образования
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, книга читается на одном дыхании. Отличается ещё книга полиграфическим качеством.
УдалитьДумаю, Вам очень понравится, и, конечно, многие "крючки" Вы будете использовать на своих уроках.
Ольга Николаевна, спасибо за рекомендации! Я тоже заинтересовалась книгой и уже сейчас попробую ее заказать.
ОтветитьУдалитьВиктория Александровна, книга, действительно, заслуживает внимания. Можете посмотреть на автора и послушать его, если пройдёте по ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=Zs7Gdx-k3g8.
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьКнига и отзывы "зацепили", ужасно заинтересовалась содержанием. Хочу!!! Уже ищу, где купить (быстрее, "здесь и сейчас"!). Когда прочитаю,обязательно вернусь, чтобы описать свои впечатления.
У Вас изменился дизайн. Мне очень нравится! Голубой и все оттенки синего - это "моё". Блог стал воздушным.
Огромное спасибо, Ольга Николаевна!
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
УдалитьКнигу можно купить на "Ozon": http://www.ozon.ru/context/detail/id/31136185/
Впечатлений, думаю, будет очень много!
Ольга Николаевна, "ищу" своё оформление блога. Уже четвёртый год. И название тоже ищу. Может, когда-нибудь найду. Но постоянством уж я точно не отличаюсь :))
Спасибо, Ольга Николаевна, уже заказала в "Лабиринте".
УдалитьВ воскресенье привезут,начну читать.
Удачного поиска!
Какая Вы быстро реагирующая! Молодец, Ольга Николаевна! Пока отпуск, нужно заряжаться положительной энергетикой. Книга Вам понравится!
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна. Спасибо за рекомендацию. Постараюсь найти и прочитать книгу Дэйва Бёрджеса.
ОтветитьУдалитьСама я сейчас читаю очень остроумное психологическое произведение современного французского писателя Даниэля Пиннака, учителя французского языка и литературы, бывшего двоечника, «Школьные страдания». На очереди его же произведение «Как роман» о приобщении к чтению. Если заинтересуетесь, даю ссылку, где можно скачать его книги. http://www.litmir.co/a/?id=1666
Людмила Геннадиевна, здравствуйте!
УдалитьПрофессионально-популярную литературу читать изредка надо. Думаю, книга Д,Бёрджеса Вам понравится.
Заинтересовали своим списком чтения. Спасибо за ссылку. Буду читать, только позже. Сейчас читаю не менее сложное психологическое произведение "Дом, в котором...".
Спасибо, Ольга Николаевна, за отзыв. Эту книгу купила довольно давно, она лежит в громадной пачке непрочитанных книг. После Вашего отзыва попробую выдернуть её из пачки.
ОтветитьУдалитьА я очень рекомендую роман Джона Уильямса "Стоунер".
Здравствуйте, Светлана Георгиевна!
УдалитьПри Вашей читательской активности книгу прочитаете быстро.
Спасибо Вам за рекомендацию! Ничего раньше не слышала об авторе.
Здравствуйте, Ольга Николаевна. После почти двух месяцев перерыва ОЧЕНЬ рада вернуться в "клуб" учителей-блогеров.
ОтветитьУдалитьКнига"Обучение как приключение"(и еще несколько книг) появилась в моей библиотеке весной . А в июне я нашла время ее прочитать. Была в полном восторге! ОЧЕНЬ вдохновляет! Я тоже радовалась, когда находила "свои" идеи в книге ))))))))
Приятно, что Вы разделяете моё приятное впечатление о книге.
Ирина Александровна, здравствуйте!
УдалитьОтрадно, что среди учителей немало тех, кто прочитал эту книгу и пришёл в восторг. Значит, идеи Д.Бёрджеса с 1 сентября начнут воплощаться в учебный процесс. Мне хочется побыть пиратом. Но вот получится ли? Выберу-ка я себе другую роль...
;-)
УдалитьУ меня опыт преподавания русского языка 15 лет.Как прав автор когда пишет о неудачных уроках, они могут быть и у довольно опытного учителя. Тоже хочу прочитать эту книгу
ОтветитьУдалить