13 июля 2015 г.

КаталОг, договОр, свЁкла, жалюзИ, булавА, или Говорим правильно!

Источник
Заговори, чтоб я тебя увидел...
Сократ

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно...
Д.С. Лихачёв

   "Да ну ваше ударение!" - иногда слышу от носителей русского языка. Иногда... Это было уже давно. Сегодня не исправляю ни знакомых ни тем более незнакомых (исключая, конечно, учеников). 

   Сцена №1. В банке. "Подпишите дОговор!"
   Сцена №2. В магазине. "Посмотрите наш новый катАлог мебели".
   Сцена №3. Где угодно. "Сегодня моЁ день рождения!"
   Сцена №4. В школе. "Математику будем изучать на углУбленном уровне".
   Сцена №5. Передача по ТВ. Говорит чиновник: "СредствА были выделены"...
   Думаю, каждому из вас вспомнится подобная сцена. Исправлять - не исправлять говорящего - дело каждого. Но, исправляя, будь уверен, что и ты прав! 
   Всегда, нисколько не стесняясь и не стыдясь, говорю ученикам: "Не уверена, посмотрю, что написано в словаре (справочнике, учебнике)". Орфоэпия - наука сложная.
Источник

   * * * * * * *
   Теоретическая справка (источник - студенческие лекции)
   Одним из существенных признаков литературного языка является наличие в нём более или менее отработанных норм. Литературный язык имеет нормы лексические, грамматические, орфографические, орфоэпические.
   Орфоэпия (от греческого orthos "правильный" и epos "речь") - это совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство её звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, выработавшимися и закрепившимися в литературном языке. (Р.И. Аванесов)
   Орфоэпия - 1. Совокупносцть произносительных норм национального языка, обеспечивающая сохранение единообразия его звукового оформления. 2. Раздел языкознания, изучающий произносительные нормы. (Лингвистический энциклопедический словарь "Языкознание"/ под ред. В.Н. Ярцевой)
   Орфоэпия складывается одновременно с формированием национального языка, когда расширяется сфера действия устной речи, развиваются новые формы публичной речи. 
   Орфоэпические нормы могут пройти несколько этапов, прежде чем стать нормами национального языка. Основные особенности русской произносительной нормы сформировались в первой половине XVII века как особенности московского говора, и лишь во второй половине XIX века окончательно сложились как нормы национального языка.
Источник
   Современная произносительная норма русского литературного языка включает черты и московского, и ленинградского (петербургского) произношения.
   Орфоэпическая норма - это единственно возможный или предпочтительный вариант произношения по сравнению с другими, менее соответствующими системе произношения и основным закономерностям развития данного языка.
* * * * * * *
   Задание по орфоэпии на едином государственном экзамене есть.
   В 2015 году оно звучало так:
   "В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
чЕлюстей
диспансЕр
ловкА
облЕгчить
снятА
Ответ: _________________________________________"
   Думаю, что читатель данного сообщения нашёл верный ответ (правильно говорить "облегчИть"). 

26 комментариев:

  1. Ольга Николаевна, добрый вечер! С удовольствием и интересом ответила на Ваши вопросы, некоторые вызвали сомнение. В далеком 1998 году писала дипломную работу по соблюдению норм литературного русского языка младшими школьниками. Конечно, таких слов там не было.
    Совсем скоро Ваша дочурка пойдет в первый класс и начнет писать буквы строчные и заглавные. Как правильно сказать: стрОчные или строчнЫе? Даже это слово вызывает затруднения у учителей начальных классов. Они и говорят "маленькая" и "большая".
    Будучи уже студенткой педагогического училища, я не понимала разницы между словами позвОнит или позвонИт. Однажды брат подруги, которые на тот момент учился в школе, услышал моё "позвОнит" и исправил, я не удержалась и сказала, что не вижу разницы. Вот тогда он мне и объяснил. А вот в школе я это объяснение запомнить не смогла)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, добрый вечер!
      Не думала, что такой быстрый отклик найдёт моё сообщение и тестовые задания, предложенные моим блогодрузьям и читателям блога.
      О буквах строчнЫх узнала, когда училась в университете. И ещё удивилась, когда услышала "фОрзац".
      Вот мы и делаем немало открытий уже не в школьном возрасте. Представляете, каково ученикам с нашими ударениями!
      Интересную историю о "позвоИт" рассказали. Надо же: брат подруги филологически подкованным оказался.
      Спасибо, Ольга Николаевна, за ответы на вопросы теста и за визит, конечно!

      Удалить
    2. Ольга Николаевна, в учебнике химии самые важные таблицы находятся на фОрзацах. Так вот, когда я просила детей открыть конкретный фОрзац, дети первое время меня поправляли, т.к. вокруг слышалось привычное им форзАц... Бывает и такое...

      Удалить
    3. Ирина Александровна, здравствуйте!
      Вы молодец! Произносите слово "фОрзац" абсолютно верно. Прекрасно Вас понимаю: меня начинают поправлять всегда со словом "квартАл". Ещё убеждают и взрослые, и дети, что я не права.

      Удалить
  2. Добрый вечер, Ольга Николаевна!
    Очень понравился пост! Спасибо огромное за урок русского языка! Выполнила практикум - над некоторыми словами "зависала", но делала сама. Буду ждать результат и делать работу над ошибками, если нужно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте!
      Думаю, уже некоторые читатели после прохождения теста побежали к словарям. По крайней мере, я точно так делаю всегда. Даже сейчас, как Вы сказали, "зависаю" над некоторыми словами.
      Ответы будут в срок.
      Спасибо большое, Ольга Николаевна, за работу!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Очень интересный тест! Выполнила его Я и поняла, что многие слова просто наугад выбирала. Стыдно... Но делала честно, сейчас пойду учиться правильному произношению...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, здравствуйте!
      Вот почему-то о Вас я и подумала, что побежите к словарям. Как мы в этом похожи :))
      Будем вместе учиться говорить правильно, если Вы не против, конечно. Сообщения об орфоэпии будут ещё. Тема эта актуальна и бессмертна!
      Спасибо Вам большое за работу!

      Удалить
  4. Ольга Николаевна, признаюсь, мне было нелегко. Не стала отвечать, хочу еще подумать, не стану искать готовые ответы. Да, я готова окунуться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, это очень сложное задание. Кажется, все слова мы используем в речи нередко. Часто не задумываемся над произношением. Оказывается, что при пристальном внимании к таким словам, нам становится сложно. Вас понимаю. Для меня это тоже сложное задание.
      Буду ждать Ваших ответов.
      Спасибо большое!

      Удалить
  5. Да, задачку Вы задали, Ольга Николаевна! Выполнила честно, никуда не подглядывая, но в ответах совсем не уверена. Кстати, как правильно произнести орфиЭпия или орфоэпИя?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Геннадиевна, здравствуйте!
      Орфоэпическая задачка иногда, думаю, посложнее математической. Спасибо большое Вам за ответы! Будем ждать итоговых результатов.
      Правильно говорить "орфоЭпия".

      Удалить
    2. Вот это я двоечница. Не ожидала от себя. Всегда говорила форзАц и даже не слышала другого произношения. оказывается надо фОрзац. Мне с непривычки режет слух.
      У меня вопрос. Когда-то давно, в школьные годы, учитель черчения поразил нас словом симметрИя. Мы же всегда произносили симмЕтрия. А как правильно?

      Удалить
    3. Людмила Геннадиевна, ну не наговаривайте на себя. Таких двоечников, как Вы, у нас пруд пруди. Думаю, чем чаще Вы будете произносить слово "фОрзац", тем быстрее привыкнете.
      Что касается симметрии.
      "Орфоэпический словарь" Р.И. Аванесова допускает оба варинта произнесения. Но лучше говорить "симмЕтрия".

      Удалить
  6. Ольга Николаевна, добрый вечер! Тоже захотела ответить на тест, но он будет "нечестным", так как подсматривала за тем, как Иван выполняет задание. (Не подсказывала, а именно подсматривала, потому что для меня было несколько довольно интересных открытий) Вы обещаете ещё тесты? Буду отвечать "не подсматривая". Вопросы очень интересные, особенно постановка "что лишнее", а это может быть и правильный и неправильный ответ? Здорово! Э
    то научит вчитываться именно в постановку вопроса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
      Иван пусть больше тренируется, набивает руку на тесты. Рада, что он не только выполняет бездумно тесты, сначала знакомится с материалами, повторяет что-то.
      Да, задания предложу ещё. Буду ждать и Ваших ответов.
      Спасибо за визит, Ирина Валерьевна!

      Удалить
  7. Да, Ольга Николаевна, "сколыхнули" мозг)). Ответила на вопросы с удовольствием, жду общих результатов. И, конечно, подробного разбора использованных вами слов.Кое-где пришлось призадуматься...
    Пришла к выводу: чем чаще мы слышим неправильное произношение, тем более сомнительным нам кажется правильный ответ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Александровна, добрый вечер!
      Вывод Ваш однозначно правильный. Это же касается и орфографии. Помню проверяла я словарные диктанты восьмиклассников, где все как один писали "мОгистраль". Я исправляла, исправляла. В итоге стала сомневаться: может, дети правильно написАли. Заглянула в орфографический словарь...
      А ударение - это отдельная песня.
      Спасибо Вам за визит и работу!

      Удалить
  8. Добрый вечер, Ольга Николаевна!
    Спасибо, что дали возможность проверить свои знания:)
    Некоторые слова, настолько редко встречаются в повседневной жизни, что задумывалась. Пробовала произнести делая ударения на разные слоги :)
    Теперь проверяйте наши знания. А мы будем ждать вердикт!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Виктория Александровна!
      Надеюсь, у Вас ещё будет не единожды возможность проверить знания. Я бы даже сказала: это такая игра "помню - не помню".
      Да, весь курс русского языка мы изучили в школе, но никогда не поздно узнать и в языке что-то новое. Орфоэпия даёт великолепную возможность это новое узнать в больших объёмах.
      Виктория Александровна, "вердикт" выносить, конечно, не буду :))
      Всем нам просто (по желанию), как сказала О.Н. Иващенко, нужно будет сделать работу над ошибками.
      Спасибо Вам большое за визит и выполнение практической работы!

      Удалить
    2. Ольга Николаевна :) какие я досадные ошибки сделала! А ведь я правильно произношу эти слова:) Всегда страдала от быстроты и невнимательности ))

      Удалить
    3. Виктория Александровна, если Вы сделали ошибки по невнимательности, то Вы - это яркий образец выпускника на ЕГЭ. Сколько у меня было учеников, потерявших баллы из-за невнимательности и быстроты.

      Удалить
  9. Спасибо, Ольга Николаевна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Владимировна, рада Вас видеть!
      Приятно, если материалы сообщения оказались Вам полезны.

      Удалить
  10. Ольга Николаевна, уезжала в отпуск, жила без интернета и Ваше приглашение поучаствовать прочла только сейчас... Очень интересное задание. Вот точно ошибалась в ответах!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Витальевна, здравствуйте!
      Не могла ответить раньше: отдыхала на море. Сейчас всё проверю и отпишусь.

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.