30 ноября 2013 г.

Как шестиклассники открыли "Музей слов"


Молчат гробницы, мумии и кости, — 
Лишь слову жизнь дана: 
Из древней тьмы, на мировом погосте, 
Звучат лишь Письмена. 


И нет у нас иного достоянья! 
Умейте же беречь 
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, 
Наш дар бессмертный — речь.
И.А. Бунин, 1915


   А что значит беречь "наш дар бессмертный - речь"? Думаю, взрослые, подумав или не подумав, сразу дадут ответ на этот вопрос. А вот дети, кажется, не смогут ответить на поставленный вопрос. (Или я ошибаюсь?)
   Сегодня, когда наш язык претерпевает разного рода изменения (не всегда лучшие), так необходимо внимательно относиться к СЛОВУ. 
   Любовь к СЛОВУ, конечно, воспитывается: школой (учителями - и не только словесниками), родителями, окружением. Мне, например, очень хочется, чтобы мои ученики знали: "нет у нас иного достоянья", только русская речь, русское слово, русский язык - самый главный дар, к которому мы должны относиться очень внимательно и, конечно, ЛЮБИТЬ РУССКОЕ СЛОВО, РУССКИЙ ЯЗЫК.
   Учащиеся 6 "Б" класса на одном из уроков русского языка (занимаемся по учебнику С.И. Львовой) получили домашнее задание: составить рассказ о слове. Главным условием было следующее: дать лексическое значение слова и раскрыть его этимологию.

25 ноября 2013 г.

"Читать не вредно - вредно не читать!": путешествие в Бермудию

Источник
Позади 12-ая неделя участия в проекте "Читать не вредно - вредно не читать!". Сейчас я читаю двухтомник: роман Грегори Дэвида Робертса "Шантарам". Пока не могу раскрыть все тайны этого произведения.

   Но так как не хочу терять отчётную неделю, сегодня расскажу о книге для детей и взрослых Алексея Слаповского "Пропавшие в Бермудии", которую прочитала ещё прошлым летом. В подзаголовке так и написано: "Детско-взрослая книга, раскрывающая тайну удивительной страны, где исполняются все желания, включая те, исполнение которых нежелательно". А я бы ещё добавила: "Читать взрослым обязательно!"
   Книга немаленькая - 445 страниц, но читается как любое приключение с азартом и быстро. 
   Как часто мы говорим вслух или про себя: "Хочу... дом на Канарах!", "Чтоб ты провалился!", "Желаю... денег много!" и пр. Думаем ли мы о том, что желания могут сбыться? В большинстве своём - нет. Представляете: есть такая страна Бермудия, где исполняются все желания. Да-да, ВСЕ! 

23 ноября 2013 г.

Поздравляю с Днём Матери!

   В первое воскресенье ноября (с 1998 года) в нашей стране отмечается, на мой взгляд, самый нежный и трогательный праздник - День Матери! В этом году наша страна в 15-ый раз поздравит всех женщин-матерей.
   Мне тоже хочется быть причастной ко всем поздравлениям мамам!
 Особо, конечно, поздравляю свою мамочку, Лидию Николаевну! Мамулечка! Ты у меня молодец! Благодаря тебе и только тебе, я живу, учусь, работаю. Сегодня, когда у меня у самой есть дочка, стараюсь ей прививать всё то доброе, честное, справедливое, чему ты когда-то учила меня. И ты, конечно, помогаешь мне растить, воспитывать нашу Лизочку!
   Спасибо тебе, родная! Живи ещё долго-долго, держись вопреки всему! Мы тебя любим!
   Всем мамам искренние поздравления! Будьте здоровы! Живите долгие годы на радость детям и внукам! Улыбок побольше!

21 ноября 2013 г.

"Вредные советы" от пятиклассников, или Как мы изучаем виды предложений по цели высказывания


Источник
Многие из вас (если не все), конечно, знают книгу Григория Остера "Вредные советы". Кто не улыбался при чтении такого, например, совета:
"Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: "пожалуйста", "спасибо"
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун".

  В 5-ом классе мы сейчас изучаем раздел "Синтаксис" (раздел языкознания, изучающий словосочетания и предложения, правила их построения). 
   Вчера на уроке мы с пятиклассниками повторяли-изучали-углубляли знания по теме "Виды предложений по цели высказывания". (Все вы, конечно, помните, что предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.) Почему я написала про книгу Г.Остера? Домашнее задание по изученной теме звучало так: "Сочинить свой вредный совет" (упражнение 273, учебник "Русский язык", автор С.И. Львова). Ребята учились употреблять побудительные предложения в своей речи, да ещё и сочиняли "советы". Работа отнюдь не простая.

20 ноября 2013 г.

Готовимся к Всероссийской олимпиаде

   В течение октября в нашей гимназии проходил школьный тур Всероссийской олимпиады среди учащихся 9-11-х классов.
  Учащихся-олимпиадников было много практически по всем школьным предметам. Но самым большим количеством участников может "похвастаться" русский язык: около 130 человек решили проверить себя, выполняя олимпиадные задания.
   И вот с 16 ноября по 14 декабря будет проходить городской тур Всероссийской олимпиады.
   Имена учащихся 9 "А" класса, показавших высокие результаты олимпиады во время школьного тура, можно увидеть в блоге "Наш "А" класс гимназии 77 города Тольятти".
   Кроме того, в нашем городе организованы учебно-тренировочные сборы для финалистов городского тура предметных олимпиад. Вести занятия будут лучшие преподаватели и учителя нашего города. График смотрите ниже:

17 ноября 2013 г.

Читаем все вместе, или В проекте "Читать не вредно..." участников прибыло

  Долгое время меня очень беспокоил вопрос: "Почему мои ученики (5 "Б" и 6 "Б" классы) мало читают?" Этот вопрос, на мой взгляд, могут задать практически все учителя литературы.
   И вот с сентября участвуя в Международном проекте "Читать не вредно - вредно не читать!", еженедельно делюсь впечатлениями о прочитанных книгах. Кроме того, ученица 6 "Б" класса Вероника Карпова и ученица 9 "А" класса Ирина Иризбаева вместе со мной участвуют в проекте с самого начала. Их отзывы о книгах можно прочитать в блоге "Наш "А" класс гимназии 77 города Тольятти". Я ожидала, что со мной включатся в проект не менее 15 человек, а оказалось...
   И вот перед осенними каникулами дала задание шестому классу: прочитать за неделю книгу объёмом не менее 150 страниц. В блоге разместила статью "Как много книг, хороших и разных...", в которой снова рассказала, чтО можно почитать.
   И вот лёд тронулся. Понемножку, но дети делятся своими впечатлениями о прочитанных книгах.
   Хочется надеяться, что каждый из учеников 5 "Б" и 6 "Б" классов прочитает до конца года не менее 15 книг. Буду считать это маленькой победой!
   Итак, какие книги читали мои ученики в последние две недели (со 2-го по 16-ое ноября):

15 ноября 2013 г.

"Читать не вредно - вредно не читать!": "Страна чудес" и другие рассказы"

   Книгу, которую прочитала буквально за три дня, написал протоиерей Андрей Ткачёв, настоятель киевского храма во имя преподобного Агапита Печерского.
   "Страна чудес" и другие рассказы" - обладатель "Книжной премии Рунета 2013".
   Эта книга стала второй для меня после "Несвятые святые" издательства Сретенского монастыря.
   Пожалуй, лучше всего о книге может рассказать автор. Некоторые выдержки из интервью протоиерея с сайта "Сретенский монастырь":
   "Я не ставил перед собой какой-то определенной цели, когда начинал писать “Страну чудес и другие рассказы”... Я писал, что-то слепливалось, редактировалось, отмежевывалось. Не было такого – а дай-ка я напишу книгу. Главным посылом был постулат – если есть, что рассказать, нельзя не рассказывать".
   "Своей книгой я хотел обратить внимание человека на повседневные чудеса, которые нас окружают повсюду. Я опасаюсь прямого влияния на читателя, проповедничества. Современный человек не любит, когда ему все разжевывают. Поэтому очень важно было оставить свободу читателю – это главное, мне думается. Я рассказал историю – почитай и подумай. Коснулось, заплакал – замечательно. Не тронуло – ну, значит, не созрел вопрос..."

10 ноября 2013 г.

"Читать не вредно - вредно не читать!": "Облачный полк" - книга о Подвиге

   "Забуду я этого Сашу Котова, и Вовчика, и мальчика... Лишь чёрное семечко, поселившееся где-то в лёгких, справа от сердца, там, где душа, это семечко выпустит ещё один корешок, и станет больше, и крепче врастёт в мясо, так что выдрать его будет уже никак нельзя".
   "Герои - это ненадолго... Как война закончится, так и всё. Другие дела найдутся... Забудут. У нас вообще героев много, тысячи, разве их вспомнишь?  Сейчас война через всю страну протянулась - каждый день бои. Каждый день кто-то подвиг совершает... Даже вспомнить по именам не получится... Вот и обидно - жил, вроде, человек, а ведь как и не было".
   "Тринадцать лет прошло, всё улеглось, можно взглянуть по-новому. А мне кажется мы начинаем забывать. То есть не хотим помнить. А это опасно, правда ведь? Если мы в пятьдесят восьмом уже не помним, то что потом будет?"
   "Я считаю, что всё ещё не закончено... У нас с немцами. И никогда не будет закончено. Каждый немец, пусть он через сто лет родится даже, каждый немец нам должен... Они нам должны не за то, что они у нас сделали. Они должны за то, что мы у них не сделали".

9 ноября 2013 г.

Удивительная Флоренция

   Постоянные читатели блога, конечно, читали сочинения, размещённые в блоге "Наш "А" класс гимназии 77 города Тольятти". Эти творческие работы посвящены летним каникулам. Автором последней опубликованной работы был Матвей Демидов. Его фотосочинение "Римские каникулы" было опубликовано 26 октября 2013 г. и сегодня лидирует в статистике просмотренных сообщений (101 просмотр).
   Я очень просила Матвея продолжить свой рассказ об увиденном в Италии. Он (и Матвей, и рассказ) не заставил себя долго ждать. Пост о Флоренции решила разместить здесь, в своём профессиональном блоге. Думаю, можно его считать гостевым.  
   P.S.  Выражаю огромную благодарность Татьяне Анатольевне Демидовой, маме Матвея.

***************  

8 ноября 2013 г.

500 дней: это много или мало?

   500... Чего может быть 500? 500: это много или мало?
   Каждый из вас, конечно, ответит на этот вопрос по-разному. 
   Для меня сегодня (за полчаса до окончания дня) цифра эта, очень красивая, стала ещё краше и заставила задуматься о многом.
  500 дней назад я создала свой блог (особая благодарность сестре Светлане). Было это 25 июня 2012 года.
   Вообще мало представляя, ЧТО такое блог, не думая о том, ЧЕМ буду наполнять содержимое, окунулась туда, откуда и не выплыву теперь, к своей, кстати, радости.
   Можно подводить итоги после 500 дней работы в блоге? "Конечно, можно!" - воскликнут многие. А мне пока что-то не хочется. Почему? Да потому что, если признаться, по-настоящему блог стал МОИМ не 500 дней назад, а гораздо позже. Тогда, когда, благодаря блогу Лилии Павловны Казанцевой "ГЕОГРАФОЧКА" и её "Мыслям вслух", поняла, что только СВОИ мысли в блоге принесут настоящее удовлетворение от созданного детища. Случилось это в июле 2013 года. Через год после создания мною блога, в котором до этого момента я размещала интересные, на мой взгляд,  статьи разных авторов, СМИ, Интеренет-порталов и пр. и пр.

6 ноября 2013 г.

О проведении VII Общероссийской Интернет-викторины


  Уважаемые учащиеся 1-11-х классов! Приглашаю вас и ваших родителей поучаствовать в дистанционной интернет-викторине, посвящённой 400-летию дома Романовых.
   О желании участвовать в данном мероприятии прошу сообщать с 11 ноября (очно, по электронной почте, в комментариях - как удобно).
   Вся информация, размещённая ниже, взята с "Образовательного портала".
  *****************************
   "В 2013 году отмечается 400-летие дома Романовых. Празднование приурочено к воцарению Михаила Фёдоровича Романова на московский престол 11 июня 1613 г. (в Успенском соборе Московского Кремля по решению Земского собора). Воцарение Михаила Фёдоровича стало началом новой правящей династии Романовых.

3 ноября 2013 г.

"Читать не вредно - вредно не читать!": "Норвежский лес" Харуки Мураками

   Вот и я добралась до суперпопулярного японского писателя Харуки Мураками. Очень многие любят его книги. Восхитительные отзывы о произведениях Мураками прочитала в очень любимых мной "Блоге учителя математики Солодёнковой Галины Станиславовны" и на сайте учителя начальных классов Шемякиной Эльвиры Ульфатовны "Грамотейкин".
   В аннотации к прочитанной мной книге написано: "В нашей стране Мураками-мания началась десять лет назад, и все его книги, выходившие на русском, стали национальными бестселлерами".
   Честно говоря, последний раз японскую литературу читала в университете, на 5-ом курсе. Это был роман Кобо Абэ "Женщина в песках". Надо сказать: произвёл впечатление. Ведь мы практически ничего не знаем о Японии, тогда как их жизненный уклад, их жизненная философия, их нравы в корне отличаются от всего нашего - российско-русского. 

2 ноября 2013 г.

Как много книг, хороших и разных, или Что почитать учащимся 5 "Б", 6 "Б", 9 "А" и 10 "А" классов


  Со 2 сентября стартовал уникальный (на мой взгляд) международный проект "Читать не вредно - вредно не читать!". На исходе уже 9-ая неделя участия в проекте. К счастью, меня поддержали ученицы: Вероника Карпова (6 "Б") и Ирина Иризбаева (9 "А"). О книгах, прочитанных девочками и мной, можно найти информацию в блоге "Наш "А" класс гимназии 77 города Тольятти" и "Блоге учителя русского языка и литературы Ольги Николаевны Голубевой".
   К сожалению, никто больше нас не поддержал: очень трудно, оказывается, убедить читать. Хотя я знаю, что многие учащиеся и 5 "Б", и 6 "Б", и 9 "А", и 10 "А" классов читают книги, кроме тех, что мы изучаем на уроках литературы.
   На последнем уроке литературы, перед каникулами, все учащиеся 6 "Б" класса получили задание: прочитать книгу и написать отзыв. Кто-то из учеников съязвил: "Что ж, прочитаю "Репку", "Колобок", "Гуси-лебеди". Кто-то подумал о том, что можно прочитать "Дубровского" А.С. Пушкина или "Принца и нищего" М.Твена, кто-то задумался над тем, чтО вообще читать. В общем, через неделю увидим список чтения моих шестиклассников. 
   А пока всем, выбирающим книгу, ещё раз предлагаю познакомиться со списками литературы, рекомендованными для чтения. Эти списки я неоднократно публиковала в блоге.

1 ноября 2013 г.

И "Слон и Моська", и "Лебедь, Щука и Рак", и... в прочтении учащихся 5 "Б" класса

   Имя И.А. Крылова известно практически всем. В начальной школе дети знакомятся с его баснями: "Ворона и Лисица", "Квартет", "Стрекоза и Муравей" и др.
   В программу "Литература" (5-й класс) также включены басни. Правда, мы изучаем уже не только басни И.А. Крылова, но и М.В. Ломоносова, и В.К. Тредиаковского, и А.П. Сумарокова, и С.В. Михалкова. Но, конечно, в бОльшей степени говорим о темах и образах таких басен И.А. Крылова, как "Волк на псарне", "Свинья под Дубом", "Демьянова уха".  Завершается процесс изучения чтением наизусть.
   Учащимся 5 "Б" класса предстояло впервые в этом учебном году прочитать произведение наизусть. Кто-то волновался, кто-то ошибался, кто-то выступил, как артист, кто-то старался передать мораль басни интересной интонацией... Никто не остался в стороне. Плохо ли, хорошо ли - рассказали все. Я же для себя открывала новые страницы в изучении каждого ребёнка. Никогда не сужу детей строго! Некоторые из них пересилили себя и рассказали басню перед всем классом. Согласитесь, это немаловажно.
   Фотографии и видео размещаю только с разрешения детей. 
Вот они, мои пятиклашки!
5 "Б" класс