В 5-м классе продолжаем работать над описанием, одним из трёх типов речи. Описание пейзажа - одна из ключевых тем. Рассмотрим внимательнее картину Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960) "Февральская лазурь" и познакомимся с творческой деятельностью художника.
О художнике
"Игорь Грабарь родился в 1871 году в Австро-Венгрии (сегодня — Венгрия), в Будапеште. Его отец Эммануил Грабарь был юристом и депутатом венгерского парламента. Из-за своих русофильских (т.е. уважающий всё русское) взглядов он в 1876 году был вынужден уехать в Россию. В городе Егорьевске Рязанской губернии Эммануил Грабарь поступил учителем в местную гимназию. Позднее к нему перебрались жена и дети.
И.Э.Грабарь |
"Мне до смерти хотелось как-нибудь к нему забраться, чтобы собственными глазами увидать, как пишут картины и что это за масляные краски, о которых я знал только понаслышке. Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный, чудесный запах свежей краски", - признавался позже Игорь Грабарь.
В 1882 году 11-летний Игорь Грабарь отправился на учёбу в Московский Императорский лицей в память цесаревича Николая. Жизнь в лицее оказалась непростой. Он был там «живущим стипендиатом», а окружали его мальчики из состоятельных семей, которые не упускали возможности подшутить над бедностью Грабаря. Он ушел с головой в живопись и рисование: "У меня было четыре возможности работать с натуры в стенах лицея: писать из окон, писать портреты окружающих, ставить себе натюрморты и сочинять сцены из жизни и быта лицея, списывая детали с натуры". Он рисовал педагогов и работников лицея, знакомых и одноклассников. Выходные дни он проводил в Третьяковской галерее и на московских выставках.
Грабарь закончил учёбу в лицее с отличием, из Москвы он отправился в столицу. В 1889 году поступил сразу на два факультета Петербургского университета — юридический и историко-филологический. Он успевал писать биографии художников и юмористические рассказы для популярного журнала «Нива», рисовать иллюстрации и выступать как художественный критик с обзорами выставок.
Павел Чистяков |
И всё-таки Игорь Грабарь выбрал карьеру художника: после окончания университета он в 1894 году поступил в Академию художеств, где занимался в студии у Ильи Репина. Через год Грабарь отправился в своё первое путешествие по Европе, которое затянулось на несколько лет. Он побывал в Париже и Италии, учился в популярной у европейских мастеров студии художника-педагога Антона Ашбе в Мюнхене. Вскоре он уже и сам там преподавал, возглавив одно из отделений школы, и продолжал изучать живопись, скульптуру и архитектуру.
Весной 1900 года Игорь Грабарь побывал на Всемирной выставке в Париже. Он вспоминал: "Незабываемы впечатления, вынесенные мною от ретроспективного отдела выставки, в котором впервые столь полно были представлены такие гиганты французского искусства, как Милле, Курбе, Мане. Но эта выставка мне подсказала мысль, не дававшую мне с тех пор покоя, — мысль, что художнику надо сидеть у себя дома и изображать свою, ему близкую и родную жизнь. Милле, Курбе и Мане писали то, что видели вокруг себя, потому что понимали это своё лучше, чем чужое, и потому что любили его больше чужого». В 1901 году Грабарь вернулся на родину.
В столице он стал одним из главных критиков в художественном журнале «Мир искусства». В 1903 году живописец переехал из Петербурга в Москву. На одной из московских выставок он встретил художника Николая Мещерина, и тот пригласил Грабаря в свою гостеприимную усадьбу Дугино. С тех пор он подолгу бывал в усадьбе и здесь же встретил будущую жену Валентину, племянницу Николая Мещерина. Вокруг усадьбы располагались живописные места, русская природа очень вдохновляла художника. Он много работал: вставал в пять-шесть часов утра и шёл на этюды, писал, забывая об отдыхе и еде.
В начале 1900-х Грабарь увлекся импрессионизмом. Он любил зиму и зимние пейзажи, на эту тему создал произведения "Февральская лазурь" (1904), "Мартовский снег" (1904), "Иней" (1905). Изменения в природе и в освещении происходили быстро, и художник писал с азартом, "швыряя краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая".
"Грабарь писал иней в пасмурные и в солнечные дни, утром и вечером. В основном это были небольшие цветные наброски, так как краска на морозе быстро застывала. В картине "Иней" художник вывел грунт, обычно скрытый от зрителей, на передний план: его фактурой и белым цветом он передал снег и пушистые ветви берёз".
"Дельфиниум" |
"Хризантемы" |
Талант мастера проявился не только в живописи и графике, но и в архитектуре. Екатерина Захарьина, вдова знаменитого врача Григория Захарьина, предложила Игорю Грабарю возвести в их имении больницу-мемориал в память об умершем сыне. Он с увлечением принялся за проект. Инженеры-конструкторы и строители по проекту Грабаря построили большую современную больницу с несколькими корпусами, домами для врачей и операционной. После завершения проекта он хотел вновь заняться архитектурой, но пришлось выбирать между зодчеством и наукой: на тот момент он вёл обширную работу над многотомной "Историей русского искусства".
"Неприбранный стол" |
Первый выпуск "Истории" вышел в 1908 году, всего же до 1915 года было выпущено восемь томов. Книги успешно публиковались, но работу над многотомником остановили: во время Первой мировой войны издательство Кнебеля разгромили, многие стеклянные негативы были утрачены безвозвратно. Грабарь писал: "Ведь потому-то я и вынужден был прекратить выпуск "Истории", что все негативы — до 20.000 штук — снятые под моим руководством, а в значительной степени и мною лично, были уничтожены. Среди них были не сотни, а тысячи драгоценнейших документов, ныне уже не восстановимых, ибо я исколесил всю Россию, весь Север, все значительные усадьбы в центральных губерниях". После этого события художник несколько месяцев не мог работать. Монументальный труд "История русского искусства" стал важным этапом в отечественном искусствоведении.
Ансамбль больницы Захарьина |
Грабарь составил и первый научный каталог галереи: под его руководством проверили и заново описали более четырёх тысяч экспонатов. Он также приобрел для Третьяковской галереи картины классиков русского искусства Ореста Кипренского и Павла Федотова, а также полотна «новейших» художников — Ильи Машкова, Кузьмы Петрова-Водкина. Игорь Грабарь пробыл директором галереи до 1925 года.
После Октябрьской революции художник остался в России и занимался административной музейной работой. В 1918 году по его инициативе в Москве открыли Центральные реставрационные мастерские.
"Яблоки и астры" |
"Груши на зелёной драпировке" |
Портрет композитора С.С.Прокофьева |
Портрет писателя К.И.Чуковского |
В поздние годы художник был директором музея-усадьбы «Абрамцево», руководил Институтом имени В.И. Сурикова. На закате жизни Игорь Грабарь поселился в дачном посёлке Абрамцево, любимом месте многих русских художников. Он продолжил заниматься живописью и работать над «Историей русского искусства». В письме коллеге Грабарь писал: "Вы увидали бы, какой у меня с третьего этажа моей дачи русский простор открывается — просто дух захватывает. Всё лето занимался живописью…» Он создавал летние и зимние пейзажи, обращался к излюбленной зимней теме в работах "Иней" (1952), "Зимний пейзаж" (1954).
В 1960 году 16-го мая Игорь Грабарь умер в возрасте 89 лет. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
О И.Э.Грабаре в блоге "Пишичитай" ещё можно почитать здесь.
О картине
Идею для "Февральской лазури" (1904) подсказала художнику сама природа во время прогулки в лесу. Он засмотрелся на берёзу и выронил палку, наклонился за ней и случайно поднял глаза вверх. В книге "Моя жизнь" Грабарь так писал об этом случае: "Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывавшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба… Я тотчас же побежал за небольшим холстом и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины".
Чтобы достичь впечатления низкого горизонта, он сделал в глубоком снегу траншею и разместился там с мольбертом и большим холстом. Грабарь использовал для передачи цвета "голубой эмали неба" разные оттенки голубого. За две с половиной недели он закончил полотно полностью на натуре. Сам художник называл "Февральскую лазурь" самым значительным своим произведением.
Это интересно!
Материалы для сообщения взяты с удивительного сайта "Культура.РФ".
Список источников:
Ольга Николаевна, спасибо за информацию. Очень люблю творчество импрессионистов, поэтому с удовольствием прочитала о талантливом художнике, открыв для себя некоторые интересные детали творческой манеры, и полюбовалась его картинами.
ОтветитьУдалитьЛариса Евгеньевна, здравствуйте!
УдалитьНевозможно на уроке насладиться всем, чем хотелось бы. Вот для себя, учеников, коллег и открыла рубрику))
Я читала и тоже поняла, что мало знаю об Игоре Грабаре. Очень интересный текст опубликовал сайт "Культура.РФ".
Спасибо Вам за комментарий!
Здравствуйте, Ольга Николаевна.
ОтветитьУдалитьСпасибо за такой потрясающий рассказ о художнике.
Мне всегда были не совсем понятны эти творческие "мечущиеся" люди, которые ради подходящей нетуры готовы часами стоять на ветру, под дождём, на морозе...
Поэтому, когда смотрю на полотна, душой чувствую окружавшую художника реальность.
Ирина Валерьевна, здравствуйте!
УдалитьОчень приятно, что и этот пост заинтересовал друзей.
Я солидарна с Вами: художники - такие необычные люди.
Игорь Грабарь даже траншеи выкапывал, чтобы ракурс нужный найти.
А мы наслаждаемся такими светлыми картинами.
Чудесная зима! Чудесные натюрморты!
Ольга, очень содержательный пост! Фамилия Грабаря всегда сочеталась только с картинами, напечатанными в школьном учебнике))) Совсем недавно попалась информация о том, что он руководил реставрационной мастерской и много сделал для сохранения картин. Теперь вот в вашем посте столько нового узнала!
ОтветитьУдалитьСпасибо.
Лариса, здравствуйте!
УдалитьРада Вам, коллега!
Да, Грабарь был ещё и реставратором - он занимался некоторыми иконами. На сайте "Культура.РФ" есть об этом информация тоже.
Моё вИдение заканчивалось только "Февральской лазурью", а оказалось. У Грабаря огромное множество картин. Только инею посвящено несколько. И какая красота!
Надеюсь, что и мои пятиклассники вместе с родителями заинтересуются содержанием поста.
Вам, Лариса, спасибо за комментарий!
Поддерживаю любовь к импрессионизму, а также конкретно к "Февральской лазури" - с детства знакомой картины. Что я люблю в импрессионизме, - это ощущение того, что ты словно нырнул в картину и дышишь её красотой.
ОтветитьУдалитьОх, скучаю я по Третьяковке, пора туда съездить, если она не закрыта сейчас, конечно. В Питер вряд ли попадешь, в Русский музей очень хочется!
Света, здравствуй!
УдалитьВот и, к своему стыду, я, кроме "Февральской лазури" ничего и не знала у И.Грабаря.
Мечтаю в "Русский музей" попасть снова и, конечно, в Третьяковку ))
Вы сейчас выступаете в роди наставника, способного волшебным образом перенести своих подопечных в волшебный мир искусства. Со мной это так и произошло: всё началось с рассматривания мазков чистого света и драгоценных теней на снегу Грабаря. Учительница была хорошая!
ОтветитьУдалитьКсения, здравствуйте!
УдалитьСпасибо Вам )) Но я так высоко свою роль не оцениваю.
Да, Вы правы: очень хочу рассказать детям многое. Но за 40 минут урока это невозможно сделать. Все заинтересованные обратятся к посту в блоге.
Хорошо, что Вы свою учительницу вспоминаете. Это, действительно, важно.
Ольга Николаевна! Здравствуйте!
ОтветитьУдалитьПросвещать не каждому дано. Вы подвижник, просветитель, настоящий учитель!
Алина Ивановна, СПАСИБО!!!
УдалитьЗдравствуйте, Олга Николаевна! Обожаю "Февральскую лазурь" И.Э. Грабаря. Впервые репродукцию этой картины я увидела в феврале 2006 года во время преддипломной практики в педагогическом колледже. Мне как раз достался 5 класс. За этот урок меня очень хвалили. Уверена, что хорошие уроки получаются тогда, когда темы близки, проходят через душу, когда ты их внутренне переживаешь. Спасибо за публикацию.
ОтветитьУдалитьАнна Владимировна, здравствуйте!
УдалитьУроки развития речи для меня всегда трудные. Ищу материалы, чтобы научить писАть сочиение.
Спасибо Вам за воспоминания! Вы правы: урок должен быть внутренне прочувствован. А ещё всегда искренне нужно говорить с детьми. Вот Вы обожаете "Февральскую лазурь" - и это увидели дети. Урок-то ведь получился отличный!
Ольга, непростая жизнь талантливого художника. Когда читала о его учителе П. Чистякове, сердце щемило - художника может обидеть каждый. А если бы Грабарь его послушался и перестал заниматься живописью?
ОтветитьУдалитьА впрочем, иначе невозможно, жизнь каждого человека полна взлетов и падений.
Елена Сергеевна, здравствуйте!
УдалитьДа, в судьбе каждого человека есть эти "если"... Но вот Грабарь выстоял и не сдался. И это такое оскорбление сделало его великим.
Рада видеть Вас!
Ольга Николаевна! Увидела о вашем мастер-классе, который 20.01.21, и решила здесь спросить. (потом удалю)) А как бы и мне попасть на МК? Зная ваш творческий подход, представляю, сколько полезностей будет! Оч.хотелось посмотреть)
ОтветитьУдалитьСветлана Геннадьевна, здравствуйте!
УдалитьЗачем же удалять комментарий? Пусть будет ))
Завтра вышлю Вам памятку.
Но не обещаю много полезностей: дело в том, что дистанционный мастер-класс очень тяжело провести. Буду учить коллег работать на известных Вам платформах. Так что, может, совсем неполезен будет Вам мой мастер-класс.
Ольга Николаевна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьДавно ничего не писала, не читала. Болела. Ольга Николаевна, расскажите, пожалуйста, почему Вы стали учителем? Что повлияло на выбор профессии? Не жалели никогда об этом? Может, какие-то интересные случаи были в школе.... Было бы очень интересно! С уважением, Тамара В.