В 5-м классе (по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова) первая картина, которую мы описываем на уроке, - картина Аркадия Александровича Пластова "Летом".
О художнике
Аркадий Александрович Пластов (31.01.1893-12.05.1972) происходил из семьи потомственных иконописцев, живших в деревне Прислониха (современная Ульяновская область). Эта работа ничуть не делала Пластовых в чём-то особенными по сравнению с земляками, они были такими же крестьянами. Сам знаменитый художник всю жизнь любил простой сельский труд, относился к нему с уважением, никогда не боялся физической работы и приучал к нему своих детей и внуков.
И все-таки семья Пластовых славилась среди односельчан как богомазы (то есть: иконописцы), поэтому именно отцу художника, Александру Пластову, сельское общество в 1908 году поручило надзор за реставрацией местной церквушки. Своему сыну он доверил подготовку красок.
И все-таки семья Пластовых славилась среди односельчан как богомазы (то есть: иконописцы), поэтому именно отцу художника, Александру Пластову, сельское общество в 1908 году поручило надзор за реставрацией местной церквушки. Своему сыну он доверил подготовку красок.
"Я ходил как во сне, - вспоминал Аркадий Александрович, - до того было всё пронзительно увлекательно. Но вот с отцом полезли под купол к весёлым кудрявым богомазам. Запах олифы, баночки с красками, саженные пророки, архангелы с радужными крыльями обступили меня кругом. … Как зачарованный, я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождается какой-нибудь красавец в хламиде цвета огня, и потрясающий неведомый восторг, какой-то сладостный ужас спазмами сжимал моё сердце. Тут же я взял с отца слово, что он мне купит вот таких же порошков, я так же натру себе этих красивых - синих, огненных красок и буду живописцем и никем больше…"
Аркадий Александрович Пластов |
В 1912 году Аркадий Пластов уезжает в Москву учиться живописи. Он поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище - но не на то отделение, куда хотел: на живопись его не взяли, ему пришлось идти на скульптуру.
Пластов ошеломлён жизнью столицы, мощью древнего Кремля и живописью, которую он увидел в Третьяковской галерее.
После 1917 года молодой Аркадий Пластов не стал искать способов оставаться в Москве, несмотря на то, что выбранный им путь художника раз за разом возвращал его в столицу. Как бы там ни поворачивались обстоятельства, он старался с весны до осени жить и работать в родном селе Прислониха. Только там был его настоящий источник вдохновения - трудящийся народ, лица односельчан, красота родной природы.
Пластов снискал славу сельского мудреца, духовного лидера среди своих земляков. Многие крестьяне отказывались решать тот или иной вопрос, пока не выскажет своё мнение "дядя Аркадий". Сам же Пластов был скромным человеком, никогда не хвалился своими заслугами. А ведь было чем похвастаться! Только после смерти художника его земляки узнали, что "дядя Аркадий" был награждён Сталинской премией, Ленинской премией, дважды орденом Ленина, стал академиком…
В ранний период творчества он написал много пейзажей и портретов своих колоритных земляков, мечтал создать большую картину о сельской жизни.
"Портрет Наташи Пластовой" 1926 |
1924 год отметился в жизни художника знаменательным и важным событием - он познакомился с Натальей фон Вик. После революции семья Натальи бедствовала. Из-за дворянского происхождения будущая жена Пластова была исключена из гимназии. События эти подтолкнули Наталью задуматься об уходе в монастырь, но встреча с художником изменила всю её дальнейшую жизнь. После долгих колебаний и получения благословения духовного отца Наталья обвенчалась с Аркадием Пластовым 14 октября 1925 года.
В 1925 году, после восьмилетнего пребывания на родине, Пластов поехал в Москву работать над плакатом к сельскохозяйственной выставке. С этого времени он всё чаще бывает в столице, но в основном в зимний период. Как истинный колхозник и человек, душой отдыхающий на родной земле, он живет в Прислонихе и много плодотворно работает.
В Москве же художник пишет не только плакаты, но и иллюстрирует произведения русских писателей: "Мороз, Красный нос" Н.А.Некрасова, "Капитанская дочка" А.С.Пушкина, "Холстометр" Л.Н.Толстого, "Счастье" А.П.Чехова и др. Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел также в акварелях к детским книгам.
Несколько лет художник собирал большой этюдный материал для написания картины о пугачёвском восстании, но позже всё это было использовано в создании целой серии иллюстраций к роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Шестнадцать листов больших полосных иллюстраций, не считая эскизов и рисунков, выполнены акварелью в свободной манере. Особое место среди них занимает лист "Суд Пугачёва". Все иллюстрации находятся в собрании семьи художника.
В Москве же художник пишет не только плакаты, но и иллюстрирует произведения русских писателей: "Мороз, Красный нос" Н.А.Некрасова, "Капитанская дочка" А.С.Пушкина, "Холстометр" Л.Н.Толстого, "Счастье" А.П.Чехова и др. Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел также в акварелях к детским книгам.
"Суд Пугачёва" |
Переломным моментом в биографии художника стал 1931 год, когда пожар уничтожил полсотни домов в Прислонихе, и дом Пластовых попал в их число. Сгорели все до единой картины, созданные им за десятилетия работы. После случившегося Пластов неделю пролежал без сознания, таким страшным оказался для него этот удар, но принятое им в итоге решение стало решением истинно русского человека: всё восстановить.
С этого момента он подчинил всю свою жизнь живописи, не отвлекаясь ни на миг. Он даже отставил в сторону столь любимый им крестьянский труд: до трагедии 1931 года Пластов старался не пропускать сенокосов, уборочных работ - там, где был коллективный труд, был и он. Теперь же он решил, не теряя времени, всего себя отдавать главному делу своей жизни, хотя односельчане и подшучивали над ним ("несерьёзное ты занятие выбрал, Александрыч").
"Базар" |
"Колхозный праздник" |
С 1935 года Аркадий Александрович писал преимущественно жанровые картины, а также портреты, проникнутые глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской современной деревни и её людей. С большой проникновенностью художник прославлял благородный труд и духовную красоту советского крестьянина.
В 1937 году Пластова приняли в Союз советских художников. А через год он получил в Москве на Верхней Масловке большую мастерскую.
"Немцы идут" |
"Фашист пролетел" |
Война не дошла до Прислонихи, но картины А.А.Пластова того периода, среди которых особенно знамениты "Фашист пролетел" и "Немцы идут", передают впечатление о войне на контрасте с жизнью села.
Полотно "Немец пролетел" впоследствии стало называться "Фашист пролетел". В ноябре 1943 года картина эта находилась в залах посольства в Тегеране, где проходило совещание глав трёх великих держав: СССР, США и Великобритании - по решению вопроса открытия второго фронта. Она так поразила Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта, что было принято решение второй фронт открыть.
"Первый снег" |
"Едут на выборы" |
В первые послевоенные годы художник создаёт полотна с ярко выраженным национальным характером и ощущением радостной полноты жизни. В 1946 году Пластов написал одно из самых лиричных своих полотен – "Первый снег". В 1947 году написана картина "Едут на выборы". Радость и весёлая праздничность разлиты во всём – в улыбках парней и девушек, в их нарядных платках, полушалках и в украшенных красными лентами дугах, в трепещущем на ветру алом флаге, в весёлом беге сытых коней по скрипящему под полозьями снегу и в ярко-синих тенях на снегу, в изукрашенных инеем деревьях и в утреннем зимнем небе с сияющим диском солнца.
"Жатва" |
"Сенокос" |
"Весна" |
"Юность" |
В 1953–1954 годах Пластов создаёт картины "Весна" и "Юность". Картина художника "Весна" – это гимн красоте человека. Присущее А.А.Пластову чувство цветовой гармонии приобретает в этом полотне изящество. Художник любуется красотой, молодостью, здоровьем и какой-то особой, чисто русской удалью молодой женщины. Восхищённые посетители Третьяковской галереи назвали картину "Северной Венерой".
Художественное искусство Аркадия Пластова является национальной гордостью России. Художник оставил после себя богатое художественное наследие. Число его произведений к концу жизни приблизилось к 10 000, несколько сотен из которых составляют портреты – в основном это портреты односельчан.
Картины художника хранятся в Ульяновском областном художественном музее, в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в Литературном музее в Москве, в Киевском музее русского искусства, музеях Волгограда, Екатеринбурга, Иркутска, Калуги, Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Новокузнецка, Перми, Ростова, Твери, Челябинска, Одессы.
Музей А.А.Пластова в Прислонихе |
Памятник А.А.Пластову в Ульяновске. Скульптор А.А.Бичуков |
Именем Пластова назван
- бульвар в Ульяновске, на котором воздвигнут памятник художнику,
- музей А.А.Пластова в Ульяновске (сайт),
- музей "Усадьба народного художника СССР А.А.Пластова" в селе Прислониха,
- международная премия в области изобразительного искусства,
- международная ассамблея художников "Пластовская осень" (ежегодно проводится в Ульяновске).
В советское время были выпущены марки с изображением картин А.А. Пластова.
"Я люблю эту жизнь, - говорил Пластов. - А когда из года в год видишь её… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные, будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. … Не стыжусь признаться, люблю всё, что вызвано к жизни солнцем, что обласкано его теплым светом, а больше всего люблю людей".
"Летом" |
О картине
Картина А.А.Пластова "Летом" была написана в 1952-1954 годах. Хранится в Музее А.А.Пластова в Ульяновске.
Размеры картины: 160х112,5 см
Большинство искусствоведов склоняются к версии, что художник написал свою картину в селе Прислониха, поскольку большую часть жизни он прожил именно там.
Полотно "Летом" передаёт и неповторимость российской природы, и жизнь простых людей, занятых будничными делами.
Изображая пейзаж средней полосы России, Пластов пишет женщину, которая от усталости прилегла на несколько минут в тень берёз и девочку. Грибники до утренней зорьки направились в лес за грибами и ягодами. А когда солнце достигло зенита, они уже успели наполнить свои лукошки и решили отдохнуть перед возвращением домой.
Собирали дары леса раньше, в основном, пожилые женщины и дети, которые не участвовали в сенокосе, сборе урожая на полях и других деревенских заботах. А ведь грибы и различные ягоды заготавливались на долгую российскую холодную зиму. Их приберегали для поста. В деревнях семьи были большими, и запасы на зиму должны были быть достаточными.
Грибы всегда были большим подспорьем для семьи. Поэтому, когда было время, крестьяне не упускали возможности пойти в лес за добычей. Грузди вымачивали, а затем солили в больших деревянных бочках. С белыми (боровиками) поступали так же или сушили их, а зимой варили ароматный суп.
Но не только грибы собирали местные жители летом, картина показывает, что ягоды также были желанной добычей "тихой охоты". Раньше малину не выращивали на огородах и в садах, а ходили за ней в лес. Из неё варили варенье, сушили, лакомились зимой или давали больным, чтобы вылечить простуду. Добытчицы собрали целый кувшин красных ягод, а девочка даже на привале срывает с веточек ароматные дары леса.
В эти годы у крестьян почти не было наличных денег, поэтому обувь зачастую не на что было купить. На зимнюю пору люди копили или валяли обувь сами из овечьей шерсти. Летом в основном ходили босиком, только в церковь надевали туфли. Вот и девочка сидит босая.
С непокрытой головой тоже тогда не ходили, это было неприлично. К тому же платки летом хорошо спасали от жары. Поэтому и у женщины, и у девочки на голове платочки. Женщина, уставшая от долгой ходьбы, уснула, подложив под голову руку. Девочку художник застал за занятием – она обрывает ягоды с веточки.
Рядом с девочкой отдыхает собака. Она служит путницам защитой. Если бы они сбились с дороги, верный пёс без труда бы нашел её. Что он верен своим хозяевам – это видно. Ведь собака легла у ног молодой хозяйки и никуда не отходит от неё. Предстоит ещё обратная дорога, поэтому животное и люди пока отдыхают.
Картины А.А.Пластова всегда приносят чувство радости, спокойствия и умиротворённости. Художник любил все времена года, но особенно когда природа находится в полном расцвете сил. В своем произведении "Летом" он воспевает щедрость земли, крестьянок, которые отдыхают после похода в лес.
Список использованной литературы
Здравствуйте, Ольга Николаевна!Люблю пластовские картины.В каждой - пристальное внимание к родной земле, культуре.Деткам нравятся уроки развития речи - написание сочинений по картинам.Иногда такие "шедевры" выдают)) Вот по этой картине больше всего внимания к собаке))Каждый желает рассказать о своем домашнем друге - собаке.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья Борисовна!
Удалить"Летом" - первая картина, с которой знакомится пятиклассник. Сколько перлов слышим! А сколько невероятных историй об этой девочке и то ли маме, то ли бабушке! Да и собака, Вы правы, не отстаёт по популярности от главных героинь.
Я прочитала о жизни А.Пластова и буквально открыла для себя этого удивительного доброго и искреннего человека. Ведь слава нисколько не испортила его. Он оставался человеком, преданным своей малой родине, человеком честным, скромным.
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо! Много интересного узнала. Кое-что вспомнила, кое-что узнала впервые. Заинтересовало, что иконописцев называли богомазами. Ваш пост - готовый урок по творчеству художника. Просто, интересно, доступно.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Антонина Валерьевна!
УдалитьВот и я много узнала об Аркадии Пластове.
Рубрику эту создала в блоге с целью сбора материала для подготовки к урокам развития речи. Кое-что ведь забывается. Можно в любой момент обратиться к материалам блога.
Если коллегам будет интересно, то мне приятно. Да и ученикам тоже можно больше прочитать о художнике. Время на уроке не всегда позволяет это сделать.
Вам огромное спасибо за интерес к посту!
Оля, здравствуй! "Летом" - картина хрестоматийная, а столько в ней тепла и покоя! Представляю себе, как сильно устанешь от чего-то, потом сядешь или ляжешь на траву, и так хорошо... А уж если поспать на свежем воздухе да под открытым небом - сказка! Грибы прямо в тему: сегодня первый день Успенского поста, и я сварила суп с лисичками. Вкуууусно!
ОтветитьУдалить"Весну" видела в Третьяковке, известная картина, а вот "Немцы идут" и "Фашисты пролетели" - не помню таких. Очень пронзительно и страшно, а главное очень необычно всё изображено. Мне нравятся картины В.В. Верещагина, они страшные и реалистичные, от этого очень жуткие. В Третьяковке целый зал посвящен ему. Мы там, как правило, подолгу стоим, как перед "Боярыней Морозовой". До бесконечности можно смотреть и каждый уголочек анализировать. Там каждая деталь бесценна. А "Боярыня Морозова" во всю стену - это нечто. Лишь один взгляд на отважное лицо этой женщины заставляет задуматься и об этом конкретном историческом событии, и о современности, и вообще о том, кем ты сам являешься. Очень вдохновляет. Я бы в Третьяковку только из-за этой бы картины и ходила. Ну, и конечно, к другим передвижникам бы заскочила, они у меня в почете.
Здравствуй, Света!
УдалитьКартины А.А.Пластова тоже реалистичны. Художник любил изображать людей труда. Часто на картинах писал своих односельчан.
Верещагин - это, конечно, другая песня, другая планета.
Третьяковку люблю и я. Но более всё же Русский музей. Зал с "Последним днём Помпеи" и картинами Айвазовского любимый.
Спасибо, Ольга Николаевна! Люблю картины Пластова!
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна, здравствуйте!
УдалитьДа, картины Пластова трудно не любить. На них - простые люди, люди труда.
Ольга Николаевна, здравствуйте! В удовольствием посмотрела полотна мастера!!! Согласна с высказыванием, что картины А.А.Пластова всегда приносят чувство радости, спокойствия и умиротворённости. Глаз радуется!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Владимировна!
УдалитьРада видеть Вас!
Спасибо за внимание к блогу и к данному сообщению.
Старалась адаптировать текст для детей. Думаю, читается легко.
А глаз-то точно радуется ))