Источник |
Джорджия Хантер - американская писательница, которая в 15 лет узнала, что её родственники - выжившие во время Второй мировой войны евреи. В 21 год она поняла, что должна рассказать о семье Курцей, которых разъединила война, начавшаяся в 1939 г. Так появилась книга "День, когда мы были счастливы" (2017 г.).
Оговорюсь сразу: читать роман тяжело. Нет, язык хороший (даже несмотря на множественные опечатки и ошибки, о чём обязательно напишу в издательство; несмотря и на некоторые переводческие огрехи). Тема Холокоста... Тяжело осознавать, что люди это пережили и сумели спастись.
Семья Курцей собирается на главный еврейский праздник Песах. Глава семейства - Сол Курц (52 года), его жена Нехума (50 лет), их дети: Генек (31 год) с женой Хертой, Мила (29 лет) с мужем Селимом, Яков (23 года) с невестой Беллой, Халина (21 год) с женихом Адамом. Нет только Адди (25 лет). Он успешный композитор. Находится во Франции. Вот он день, когда ещё все счастливы. День, к которому в мыслях будут возвращаться все. День, который БЫЛ словно в другой жизни.
Идут разговоры о войне, но пока все думают, что она обойдёт их стороной, никого война не коснётся. Но... В сентябре 1939-го Германия напала на Польшу. И теперь нужно учиться жить и выживать.
Адди оказался тем, кому в этих страшных условиях повезло: он уезжает из Франции. Долгими и трудными путями попадает в Бразилию. И около восьми лет ничего не знает о своей семье. Он только лишь вспоминает каждого и надеется на то, что увидит всех живыми.
Евреи в радомском гетто в марте 1941-го г. |
30 000 человек лишились сразу всего: жилья, работы, личных вещей (нельзя без слёз читать страницы прощания Нехумы со своим любимым домом). Тридцати тысячам человек (и это только в Радоме) нельзя жить так, как живут все только потому, что они евреи. Почему? Ответ на этот вопрос искать некогда. Матери нужно спасти свою дочь (страницы, посвящённые Миле и Фелиции, читала затаив дыхание - от страха), мужчине нельзя показывать слабость перед своей женой и новорождённым сыном (повествование о судьбе Генека и Херты), дочери нужно помнить о своих родителях, спрятанных в доме незнакомых людей (только мысли о родителях и муже дают Халине силы выдерживать пытки в гестапо).
Семья - вот ключевое слово. Именно семья даёт силы. Курцам, к счастью, удалось спастись. К сожалению, спаслись меньше трёхсот радомских евреев. Страшная статистика. Страшная цена войны.
Читайте и помните!
Здравствуйте, Ольга Николаевна.
ОтветитьУдалитьЕсть такая книга у меня в закладках интернет-магазина, значит буду приобретать. Спасибо за отзыв!
Здравствуйте, Надежда Владимировна!
УдалитьКнигу выписала через сайт "63 покупки". Её стоимость - 256 руб. 32 коп. Сравните цену ))
Думаю, это Ваше чтение. Хотя и тяжёлое.
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьВы заинтересовали меня этой книгой.
Начала читать онлайн.
https://knizhnik.org/dzhordzhija-hanter/den-kogda-my-byli-schastlivy/
Меня сбивают многочисленные "энциклопедические" пояснения в скобках. Обычно эти пояснения размещают в конце книги, но тут что-то издатели намудрили.
Начало понравилось. Буду читать дальше.
Ирина Валерьевна, я мельком просмотрела книгу. Там эти скобки везде. К примеру, диалог на немецком, а в скобках перевод. Удобнее бы было просто видеть внизу страницы перевод. Может так и есть в печатном издании? Я пока тоже онлайн смотрела, но мне так неудобно читать. Хочу в fb2 подешевле найти.
УдалитьИрина Валерьевна, здравствуйте!
УдалитьВ книге в начале каждой главы есть историческая справка. Этим книга мне очень понравилась. Но более ничего нет. Ничто не отвлекало внимание.
Загляните, пожалуйста, в электронную почту.
Спасибо, Ольга Николаевна!
УдалитьОчень кстати ))
Бывает же так, что чей-то рассказ о книге, или просто одном прожитом дне, наталкивает на какие-то размышлизмы и воспоминания. Недавно читала у одного блогера из ЖЖ о сохранившихся во Вроцлаве и Варшаве домах еврейских Гетто. Смотрела на фото сохранившихся стен Гетто, на дома, в которых уже после войны ещё долго жили обычные поляки. Варшава же была почти полностью уничтожена, так что пока не восстановили, уцелевшие дома использовались. Каково тем полякам было осознавать, что прежние жильцы пропали где-нибудь в Аушвице...
ОтветитьУдалитьРасстроилась, что в Варшаве была совсем рядом с этим компактным районом, но не посмотрела.
Да и Познань считается польско-немецко-еврейским городом, а я там лишь старинную синагогу разыскала, которую во время оккупации немцы под бассейн переделали.
Вот, Ольга Николаевна, вы о книге, а меня она снова в путешествие подтолкнула, пусть и по волнам памяти)))
Галина Станиславовна, здравствуйте!
УдалитьПризнАюсь: читая книгу, вспоминала Ваши рассказы о путешествии по Польше.
Думаю, да: дома эти сохранились. Может, некоторые стоЯт до сих пор и в них живут поляки.
Поляки-то тоже ещё как сдавали евреев. Понятно: на войне как на войне. Но много было мерзавцев, забывших понятия дружба, милосердие, жалость в конце концов.
Многие заняли квартиры, принадлежавшие евреям, и не освободили их, а угрожали расправой. После мая 1945 г., когда Варшаву и Польшу всю освободили, поляки продолжали преследовать евреев.
Страшные страницы истории. Жуткие. Читать страшно. До прерывания дыхания, до дрожи в сердце.
Знаю об этих страницах истории. Еврейская община в стране лишь начинает возвращать былую стабильность.
УдалитьХорошо, что на жизнь граждан уже давно не влияют прежние разногласия. Я об обычных гражданах, прохожих, случайных попутчиках. Никак не об официальных заявлениях чиновников...
Самое главное, чтобы люди друг с другом нашли общий язык и жили, уважая друг друга, уважая веру друг друга, традиции и обычаи.
УдалитьА политическая составляющая... Зачем она нам?
Спасибо, Ольга Николаевна! Записала для себя эту книгу.
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна, здравствуйте!
УдалитьВам понравится. Но чтение непростое.
И ещё: загляните в почту ))
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо за то, что открыли для меня ещё одну книгу!
ОтветитьУдалитьСветлана Фёдоровна, здравствуйте!
УдалитьРада видеть Вас! Надеюсь на продолжительное общение ))
Читаем... Приятно, если советом воспользуйтесь.