Источник |
12-го февраля 2020-го года все девятиклассники стали участниками итогового собеседования. При всей кажущейся нам, взрослым, простоте экзамен этот наисложнейший. 15 минут девятиклассник говорит. Говорить-то мы умеем все, но говорить по теме, да ещё около трёх минут, да ещё логично, да ещё отвечая на вопросы экзаменатора, да ещё... Много этих самых ещё, о которых я буду говорить и неоднократно возвращаться.
Роль моя - это роль эксперта, человека, прослушивающего запись устного собеседования. "Ох, нелёгкая это работа из болота тащить бегемота", - так и хотелось говорить каждый раз, когда... Обо всём по порядку.
В этом сообщении речь пойдёт только о первом задании устного собеседования - о чтении текста.
Примерный вариант итогового собеседования размещаю ниже.
В этом сообщении речь пойдёт только о первом задании устного собеседования - о чтении текста.
Примерный вариант итогового собеседования размещаю ниже.
Итак, первое задание: прочитать вслух текст о каком-то известном человеке. Буду откровенна: читают вслух дети плохо (не буду говорить обо всех, но те, кого я слушала...). Причина этого безобразия всего-навсего одна: бОльшая часть девятиклассников практически не читает книг. От слова совсем. Поэтому и вслух прочитать текст не могут. Послушайте отрывок (то, как читает текст об Александре Михайловиче Горчакове девятиклассник):
КАК готовить к чтению вслух учеников? Вопрос этот стоИт перед многими коллегами. Конечно, в 9-м классе уже поздно. Я уверена, что читать вслух необходимо ВСЕ годы обучения. А начинать нужно с начальной школы. И однозначно всем педагогическим коллективам понять: итоговое собеседование - это прерогатива не только учителей русского языка и литературы. Читать вслух должны на всех уроках. И, конечно, читать вслух нужно и художественную литературу.
Со своими учениками уже второй год веду такую работу. Напомню: летом (в течение трёх месяцев) дети читали НЕ программную литературу и начитывали на диктофон отрывки из различных книг (фонохрестоматия наша здесь).
На прошедших только что уроках литературы (и во время дистанционного обучения в том числе) мы читали рассказы А.П.Чехова. Домашнее задание ребята получили следующее: прочитать вслух ЛЮБОЙ рассказ писателя (можно читать одному человеку, можно группой). В итоге я получила 26 звуковых файлов: "Толстый и тонкий" - 13 раз прочитали, "Лошадиная фамилия" - 4 раза, "Вверх по лестнице", "Глупый француз", "Радость" - по 2 раза, "Анюта", "Гриша", "Шуточка" - по одному разу.
Чтение разное: кто-то торопится, кто-то неправильно ставит ударение в словах, кто-то глотает слоги, кто-то читает невыразительно, кто-то... Но всё же... Все стараются. И к 9-му классу, уверена, читать вслух научатся все.
Приглашаю всех вас послушать наши аудиоспектакли. Конечно, смело мы назвали наше чтение спектаклем, и всё-таки будем стремиться к этому.
1. "Анюта",
2. "Вверх по лестнице",
3. "Вверх по лестнице",
4. "Глупый француз",
5. "Глупый француз",
6. "Гриша",
7. "Лошадиная фамилия",
8. "Лошадиная фамилия",
9. "Лошадиная фамилия",
10. "Лошадиная фамилия",
11. "Радость",
12. "Радость",
13. "Толстый и тонкий",
14. "Толстый и тонкий",
15. "Толстый и тонкий",
16. "Толстый и тонкий",
17. "Толстый и тонкий",
18. "Толстый и тонкий",
19. "Толстый и тонкий",
20. "Толстый и тонкий",
21. "Толстый и тонкий",
22. "Толстый и тонкий",
23. "Толстый и тонкий",
24. "Толстый и тонкий",
25. "Толстый и тонкий",
26. "Шуточка".
Вот так мы готовимся к итоговому собеседованию. Но всё это для меня вторично. Да, конечно, должна подготовить детей к государственному экзамену. Но так хочется, чтобы дети читали не потому, что им надо сдать экзамен, а потому, что душа просит. Надеюсь, что душа победит...
На прошедших только что уроках литературы (и во время дистанционного обучения в том числе) мы читали рассказы А.П.Чехова. Домашнее задание ребята получили следующее: прочитать вслух ЛЮБОЙ рассказ писателя (можно читать одному человеку, можно группой). В итоге я получила 26 звуковых файлов: "Толстый и тонкий" - 13 раз прочитали, "Лошадиная фамилия" - 4 раза, "Вверх по лестнице", "Глупый француз", "Радость" - по 2 раза, "Анюта", "Гриша", "Шуточка" - по одному разу.
Чтение разное: кто-то торопится, кто-то неправильно ставит ударение в словах, кто-то глотает слоги, кто-то читает невыразительно, кто-то... Но всё же... Все стараются. И к 9-му классу, уверена, читать вслух научатся все.
Приглашаю всех вас послушать наши аудиоспектакли. Конечно, смело мы назвали наше чтение спектаклем, и всё-таки будем стремиться к этому.
1. "Анюта",
2. "Вверх по лестнице",
3. "Вверх по лестнице",
4. "Глупый француз",
5. "Глупый француз",
6. "Гриша",
7. "Лошадиная фамилия",
8. "Лошадиная фамилия",
9. "Лошадиная фамилия",
10. "Лошадиная фамилия",
11. "Радость",
12. "Радость",
13. "Толстый и тонкий",
14. "Толстый и тонкий",
15. "Толстый и тонкий",
16. "Толстый и тонкий",
17. "Толстый и тонкий",
18. "Толстый и тонкий",
19. "Толстый и тонкий",
20. "Толстый и тонкий",
21. "Толстый и тонкий",
22. "Толстый и тонкий",
23. "Толстый и тонкий",
24. "Толстый и тонкий",
25. "Толстый и тонкий",
26. "Шуточка".
Вот так мы готовимся к итоговому собеседованию. Но всё это для меня вторично. Да, конечно, должна подготовить детей к государственному экзамену. Но так хочется, чтобы дети читали не потому, что им надо сдать экзамен, а потому, что душа просит. Надеюсь, что душа победит...
Хотелось бы верить, дорогая Ольга Николаевна, что победит!
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, вот так и работаем, потому что верим ))
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна!
ОтветитьУдалитьЭто совершенно правильно, что читать "заставляете" вслух.
Может хоть так "разомнётся" самая сильная мышца человека (язык) ))
Я недавно наблюдала, как Иван читает старославянские тексты (задавали в универе). Сначала было "бе-ме", но со временем "разговорился".
НО там и буквы немного другие, и слова давно вышедшие из употребления.
Интересно, а Вы не пробовали с ребятами читать на старославянском?
Изучают же в школьной программе древнерусскую литературу?
Да, прослушать аудиозаписи не удалось. Мой компьютер бунтует, новорит, что источник ненадежный, можно подцепить вирус). Конечно, это просто перестраховка, я понимаю, но не рискнула спорить с умной железякой.
УдалитьИрина Валерьевна, здравствуйте!
УдалитьСтарославянский язык очень непростой. Я ведь и его изучала в университете.
С учениками не читала на старославянском. Только говорим о старославянизмах, особом пласте лексики. Иногда в 9-м классе при изучении "Слова о полку Игореве" читаем текст на древнерусском. Конечно, Вы понимаете, что школьники и студенты - разные категории, отношение, конечно, тоже разное. Не всё, что интересно и нужно в вузе, необходимо применять в школе.
Насчёт аудиозаписей: они все положены на гугл-диск. Поэтому не могу ничего сказать про вирус.
Добрый день, Ольга Николаевна! Я в этом году тоже поучаствовала на экзамене - почти все 15 ребят читали отлично, пересказывали в основном точно, грамотно. А вот с последним заданием справлялись плоховато (почти все выбирали описание фотографии) - очень маленький словарный запас. И вот здесь поможет только чтение - много и осмысленно... Ваши аудиоспектакли помогут непременно!
ОтветитьУдалитьАнна Анатольевна, здравствуйте!
УдалитьПолучается, что Вам несказанно повезло.
Описание фотографии тоже не все умеют делать. И так скучно и неинтересно, что... грустно.
Буду надеяться, что мои шестиклассники подойдут через три года к экзамену достойно.
С телефона почему- то не получается прослушать))) Завтра попробую с компьютера. Мне кажется, когда сегодняшние шестиклассники окажутся в девятом, опять что-нибудь поменяют. Одно радует: умение выразительно читать никому ещё не повредило! Моя студентка , кстати, на эту тему написала небольшой рассказ. Завтра спрошу у неё разрешение его опубликовать
ОтветитьУдалитьАнна Владимировна, здравствуйте!
УдалитьДа уж: менять у нас любят многое. Но вот соглашусь, конечно, что выразительное чтение никому не повредит.
Ольга Николаевна! Ваше стремление донести до ребят радости чтения очень впечатляет! Когда-нибудь кто придёт к этому, а кто-то нет... Каждому своё! Но даже если таких ребят будет немного, стоит работь, стоит открывать для них мир!
ОтветитьУдалитьЛюдмила Фёдоровна, здравствуйте!
УдалитьОчень хочется верить, что мои ученики будут любить книгу. Как же тогда работать, если не доносить, не вдохновлять, не верить? Надеемся ))