1 сентября 2018 г.

Итоговое сочинение - 2018

Источник

   Министр просвещения РФ О.Ю.Васильева 1 сентября объявила пять  направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год:
  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Время написания – 3 часа 55 минут. 
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Все дополнительные материалы будут опубликованы в блоге
"Просто о ЕГЭ".

8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Совсем недавно мы тоже волновались, готовясь к итоговому сочинению. Сейчас этот этап пройден... Хочу отметить, что итоговое сочинение в корне отличается от того, как надо писать сочинение на ЕГЭ... И уж оба эти сочинения вообще не похожи на то, что надо писать на творческим экзамене в ВУЗы.
    В общем, всем, а особенно тем, кто решил выбрать творческую профессию, советую серьёзно призадуматься...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
      Серьёзно задуматься надо всем одиннадцатиклассникам. Сочинение - непростая форма, но написать должны все.
      Вы правы итоговое сочинение, сочинение на ЕГЭ по русскому языку и по литературе - три разных работы. А если ещё и творческий конкурс!!! Да, творческому человеку придётся немало попотеть.

      Удалить
  2. Ольга Николаевна! Здравствуйте! Вы как всегда впереди! Спасибо огромное за постоянство, верность своему делу и жажду открытий!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Яна Алексеевна, здравствуйте!
      Стараюсь идти в ногу со временем )) Впрочем, как и Вы!
      Спасибо за пожелания! Взаимные поздравления и пожелания ))
      Предлагаю общаться чаще ))

      Удалить
  3. Трудные темы! Не знаю, как бы я написала, если бы была школьницей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, тем мы не знаем. Это только направления.
      А на мой взгляд, направления выбраны ОЧЕНЬ удачные!

      Удалить
  4. А я тоже приготовила материал в блоге, не успела опубликовать. есть над чем теперь работать педагогам и выпускникам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Направления интересные! Пусть у наших выпускников сложатся отношения с будущим сочинением ))

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.