13 апреля 2018 г.

Как Фёдор Шаляпин играл главную роль в комедии Леонида Гайдая, или Как я была экспертом-4

Источник
   Свершилось! 13 апреля 2018 г. Самарская область впервые приняла участие в апробации устной части экзамена по русскому языку в форме итогового собеседования. Да, одна школа Тольятти участвовала в феврале. Но чтобы все сразу…
   Немного предыстории. Только ленивый сегодня не говорит о том, что наши дети не умеют разговаривать. Нет, конечно, со своими друзьями, в социальных сетях, с родителями все – большие умельцы. А вот взять и порассуждать прямо-таки на тему… Трудно. Вот и придумали в Министерстве образования и науки Российской Федерации такой экзамен – устное собеседование по русскому языку (совсем, правда, не по-русски называется), который с 2019 г. станет обязательным для всех девятиклассников нашей необъятной Родины. А пока 2018-й. Апробация во многих регионах проходит. Самарская область никогда не отказывалась от того, чтобы где-нибудь да не поучаствовать (я сейчас исключительно об образовательной деятельности). Вот и мы все включились в эту процедуру.
   Немного о регламенте. Лучше инструкции может быть только другая инструкция. 

   В нашей школе три девятых класса. А это без малого 86 человек. В аудитории одновременно могут находиться три человека: участник итогового собеседования, экзаменатор (учитель НЕ русского языка и литературы), эксперт (учитель русского языка и литературы). Каких-то 15 минут - и экзамен можно сдать или... не сдать. Отметки нет. Есть только "зачёт" или "незачёт". Наберите 10 баллов и выше (из 19 возможных) - и Вы счастливчик ))
   Я сегодня "играла" роль эксперта. Вместе со мной "играла" учитель географии Наталия Анатольевна Кирсанова, умница и красавица, естественно, которая кого угодно разговорить может. Через нашу аудиторию прошло 14 чел. (а должно было 16 чел., но по уважительным причинам эти двое отсутствовали). Экзамен начался в 09:00 (по местному времени). Материалы начали распечатывать на двух принтерах в 08:00, как только они появились на сайте http://topic-9.rustest.ru/. Времени еле хватило! 81 ученик, 5 экспертов, 5 экзаменаторов. 91 экземпляр, 910 листов бумаги! Впечатляющие цифры, правда?
   Итак, итоговое собеседование началось... "Тихо! Ведётся аудиозапись!" - такие сигнальные листы были развешены сегодня по всему второму этажу. Экзаменатор сидит за партой, перед ним - ноутбук, рядом с экзаменатором садится ученик. Дети переживали абсолютно все! Как бы ни храбрились до этого дня! Кто забывал представиться, кто забывал назвать класс, в котором учится, кто забывал указать задание, к которому приступал. И здОрово, что этап апробации мы проходили за год до экзамена, потому что учились в первую очередь не наши девятиклассники, а мы, учителя. Экзаменатор успокаивал учеников, искренне улыбаясь и поддакивая (головой), задавал во время диалога вопросы, близкие детям (вышли за рамки тех трёх вопросов, которые были на карточке экзаменатора). И какие перлы мы только не услышали!    
Ф.И.Шаляпин
Г.Я.Седов
   У наших девятиклассников было два варианта. Для чтения и пересказа предлагались тексты о Георгии Яковлевиче Седове, известном российском полярном исследователе, и Фёдоре Ивановиче Шаляпине, выдающемся оперном певце.

   Искажений слов было достаточно: "популярный" вместо "полярный", "Григорий" вместо "Георгий", "Антарктика" вместо "Арктика", "Каренин" вместо "Каверин" и т.д.
   Самым сложным заданием для учеников было задание № 2 - пересказ с включением цитаты. Многие напрочь забыли, что нужно включать цитату - это полбеды. Пересказы просто изобиловали перлами, которыми со мной поделились экзаменаторы.
   В тексте: "Шаляпин создал целую галерею гениальных образов оперного репертуара: царь Борис Годунов, Иван Сусанин, царь Иван Грозный и другие".
   Говорят дети: 
- Фёдор Шаляпин играл на сцене роли (и по списку)...
- Фёдор Шаляпин сыграл роль Ивана Грозного в комедии "Иван Васильевич меняет профессию".
Мариинский театр
   В тексте: "В 1918-1921 годах Фёдор Иванович Шаляпин является художественным руководителем Мариинского театра".

   Говорят дети:
- Материнского театра,
- Мартынского театра и т.д.
Источник
   В тексте "История экспедиции Седова была отражена в романе Вениамина Каверина "Два капитана".

   Бедный писатель! Ладно уже имя кое-кто так и не смог выговорить, но фамилию-то! И Каренин, и Краверин, и... просто Вениамин (ученик забыл фамилию и решил назвать просто имя, правда со второго раза получилось).
   В тексте "В пути он [Седов] заболел и умер. В его могилу положили флаг, предназначенный для установки на Северном полюсе". Что мы слышали и узнали? И что флаг в гроб положили, и что флаг воткнули в могилу.
   Было бы смешно, если б не было так грустно. В 15-16 лет ученик ВПЕРВЫЕ слышит, видит настолько известные имена Седова и Шаляпина! В 15-16 лет ученик ВПЕРВЫЕ услышал название книги "Два капитана"! 
   Устное собеседование - повод поразмышлять не только учителям русского языка и литературы. Кругозор ученика формируют родители и, конечно, учителя-предметники на своих уроках. А начать нужно с устных ответов. Сегодня безумно много на устных предметах дети пишут,  а не говорят. Связно, полно. Итоговое собеседование - это прерогатива не только учителей русского языка и литературы, но и ВСЕЙ школы. Не заговорит свободно ребёнок, если он только пишет и молчит. Не будет знать ребёнок ни имени Седова, ни имени Шаляпина, если МЫ не будем говорить о людях, которые принесли гордость и славу нашему Отечеству.
   Только всем миром мы справимся с этой непростой задачей - НАУЧИТЬ ученика свободно и связно говорить, ПОЗНАКОМИТЬ с выдающимися людьми нашей Родины.

Ещё о том, как я была экспертом, можно почитать здесь:
"Как "Евгений Онегин хотел насолить Владимиру Ленскому", или Как я была экспертом";
"О "ходячей проблеме - Элен Курагиной", или Как я была экспертом-2";
"Как "Раскольников покаялся и сдался полиции", или Как я была экспертом".

13 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    С успешным завершением эксперимента Вас и ваших учеников!
    Всё новое всегда испытывалось на "подопытных" (так и хочется продолжить "кроликах"), но не всегда. Иногда подопытными становились "добровольцы", или наиболее выносливые.
    Думаю,что вас выбрали, как сильную и смелую школу.
    Теперь у вас есть опыт, который Вы передадите другим.
    Спасибо за такой интересный рассказ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Спасибо за поздравления! Эксперимент не провалился - это точно. И принимали участие в апробации ВСЕ школы Самарской области. Я так поняла, что и Краснодарский край не стал исключением.
      Очень рада видеть Вас!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Да уж... Ошибки у наших детей похожие.... Я вчера была "собеседником" у 15 детей, в школе было 11 аудиторий задействовано. Так такого наслушалась! Самое обидное,дети не обращают внимания на ударения, а ведь таких просчётов можно было и избежать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Такое количество аудиторий! Потрясающе! Сколько же в гимназии у Вас 9-х классов и учителей русского языка и литературы?
      Конечно, ошибки будут одинаковыми. Да и с ударениями согласна. Подсказка есть перед первым заданием, но дети даже не обращают внимание на это! Жаль!

      Удалить
    2. У нас 6 классов... а учителей русского языка хватило)))) но тяжело было.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна! В Туле тоже все образовательные организации принимали участие в апробации итогового собеседования. А проблемы у всех одни и те же: читают и запоминают плохо и т.д.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, здравствуйте!
      Чтение - основа основ. Никак многие ученики и РОДИТЕЛИ не понимают это. Отсюда и многие проблемы. Будем всё равно учить и готовить к экзамену. Может, родители начнут осознавать важность чтения?

      Удалить
  4. Ольга Николаевна, довелось же Вам в это день услышать. Мои коллеги тоже обещали поделиться своими заметками. Не со всеми успела пообщаться, отправились на уроки во второй смене.
    Апробация шагает по России, а пока эта процедура войдет в штатный режим, много волнений и тревог ожидают всех участников образовательного процесса. Не знаю, что уже успели услышать нынешние восьмиклассники, но педагоги задумались над проблемой чтения. Не умеют правильно наши дети читать... Мало этому вопросу уделяют и в семьях, несмотря на огромную работу, которую проводят и педагоги, и библиотекари

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, думаю, волнения и тревоги будут ежегодно: перед нами пример живого общения.
      Проблема чтения ГЛОБАЛЬНАЯ! Жаль, что дети и РОДИТЕЛИ практически не читают, не находят времени. Будем работать дальше по продвижению чтения ))

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Я тоже наслушалась :) У нас 6 классов, так что задействованы были все. Очень разные дети. Но многие затруднялись во 2-ом задании. Ударение, фактические ошибки, неточное прочтение, искажение смысла.
    Как же хочется, чтобы дети говорили, и говорили осознанно, на определенную тему. Было над чем задуматься и нам, учителям начальных классов, побывавшим в роли экзаменатора на ИС...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, здравствуйте!
      Вот и говорю много о роли учителя начальных классов в экзамене в 9 классе: учить говорить нужно уже с начальной школы. А что значит "говорить"? Начать с пересказа не только текстов, изучаемых в курсе "Литературное чтение", но и текстов из "Окружающего мира". А потом Ваши начинания должны подхватить учителя-предметники. Не тесты на уроках только писАть, а читать и говорить. Только так и кругозор развивается, и умение читать и говорить.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Апробация проводилась впервые в нашей стране? Спасибо за интересный рассказ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте!
      Да, апробация впервые проводилась. В следующем году этот экзамен войдёт в штатный режим.

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.