15 августа 2016 г.

"Педагогический блог: вчера, сегодня, завтра", или Блогоинтервью с педагогом-блогером. Выпуск №9

Продолжение. Выпуски №1-№8.
   Совсем скоро прозвенит школьный звонок. Для сегодняшней гостьи он, конечно, будет не первым, а вот для её первоклассников... Она станет для детей той волшебницей, которая умеет всё.
   Я очень благодарна Ольге Николаевне Комаровой, учителю начальных классов бюджетного образовательного учреждения города Омска "Лицей №145", хозяйке блога, за интервью. В не совсем простое время она отвечала на вопросы. И это время, думаю, всё-таки окупилось: Ольга Николаевна стала победителем конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Российской Федерации. Поздравляю Вас, Ольга Николаевна!
   Приглашаю познакомиться с Ольгой Николаевной и вас, уважаемые читатели.

- Вы педагог. Почему Вы выбрали именно эту профессию? Кто Вам помог в решении этого вопроса?
- В педагогику я попала совершенно случайно. После одиннадцати лет обучения в школе подала документы в технологический институт, но моих знаний при хорошем аттестате не хватило для поступления. Решила, что год где-нибудь поучусь и буду поступать через год.
Знакомая на тот момент уже год училась в педагогическом училище и рассказала, как там здорово и интересно. Выбор был сделан. За лето сдавала экзамены трижды, каникул вообще не было. Вот вам и прелести ЕГЭ: один раз сдал экзамены и два месяца живешь в ожидании результатов поступления, но уже ничего не учишь, не волнуешься.
Год просто пролетел, уходить уже в другую профессию передумала.
Вот так я и стала единственным педагогом среди всех своих родных.
Когда в одиннадцатом классе спрашивали каждого о будущей профессии, то я отвечала, что буду домохозяйкой, потому что не могла определиться с выбором. Прошло несколько лет после окончания школы, мой классный руководитель сказала, что была уверена в том, что я пойду в педагогический. А в этом году моей выпускницей (4 класс) стала её внучка.

- Что, по-Вашему, является сложным в Вашей профессии?
- На мой взгляд, самым сложным в профессии учителя начальных классов является первый класс, когда нужно так проводить уроки, чтобы ребенку было интересно в школе, чтобы он не только в сентябре, когда все в жизни по-новому, бежал с желанием в школу, а все четыре года. А дальше уже многое зависит от учителей среднего звена.
Бывает трудно найти общий язык с некоторыми родителями, которые хотят «сделать» из ребенка того, кто из них (из родителей) не получился.
Для меня сложным всегда является рассаживание детей за парты. Каждую четверть детей нужно пересаживать, чтобы менялся угол зрения, за исключением детей с отклонениями в здоровье, которым рекомендована конкретная парта, и детей, которым трудно учиться (они долго привыкают к новому месту и соседу). А всегда есть в классе те, кто постоянно вертится и мешает всем окружающим, даже если занят делом, успевает кого-то спросить, кого-то дёрнуть, залезть в портфель и еще 33 дела. Он реально мешает.
В прошлом выпуске были очень маленькие по росту и очень высокие, много с проблемами зрения. Вот и ищем компромисс. А если еще в этот процесс вклиниваются родители
В общем, хотелось бы программу рассадки детей.

- Что, по-Вашему, является самым простым в Вашей профессии?
- Просто заполнять документацию, электронный дневник, проверять контрольные и текущие работы по математике, тесты по другим предметам. Просто составлять разные отчёты, потому что использую возможности Excel. Просто подготовить презентацию для урока, НО если уже составлен урок (а это вызывает иногда определенные сложности).

- Каким людям Вы бы порекомендовали быть педагогом (учителем, воспитателем)?
- Тому, кто может меняться, учитывать мнения другого, принимать его.
Тому, кто готов постоянно учиться.
Тому, кому интересно с детьми и взрослыми.
Тому, кто готов, что его ученики станут его частью, частью его семьи и жизни.

- Как Вы думаете, нужны ли специальные знания для работы по Вашей профессии?
- Конечно, нужны! Это знание психологии ребенка младшего школьного возраста, методики преподавания предметов, а в последнее время очень актуальны знания по работе с детьми с ОВЗ.
Раньше всегда поражала эрудиция экскурсоводов: как же много они знают, как много они запоминают! А теперь понимаю, что это их работа, они готовятся к экскурсиям, которые могут постоянно повторяться. Так и нам нужно постоянно готовиться к урокам, изучать новые технологии.

- Насколько важно постоянное развитие в Вашей профессии?
- Количество информации растёт с каждым годом. Если учитель будет оставаться на прежнем уровне, он не будет интересен детям.
Думаю, что учителя постоянно развиваются.

- Как Вы думаете, Ваш блог помогает Вам развиваться?
- Блог - это информационное пространство, а значит ведение блога помогает развивать умение преподносить информацию, используя не только текстовые сообщения, но и инфографику в виде схем, таблиц, диаграмм. Вот в этом году из-за карантина освоила сервис для записи видеоурока.
Ещё я не очень люблю писать подробные репортажи, а иногда в блоге это очень важно. Значит и в этом направлении я развиваюсь через блог.

Ю.С. Нечкина
http://4.bp.blogspot.com/-Ti69lPhVXo4/ViUIpxruyaI/
AAAAAAAABGU/nBDSu078Nww/s1600/
image%2B%25281%2529.jpg
- Когда Вы решили создать блог и кто стал Вашим наставником?
- Блог был результатом работы в творческой группе в центре «Тьютор».
Наставников не было, показали азы блоговедения и пустили в открытое плавание. Но очень благодарна Кузнецовой Надежде Михайловне (руководитель центра «Тьютор»), Нечкиной Юлии Сергеевне (блоги Web 2.0 - сервисы для школ, Портфолио учителя).
Не могу вспомнить педагогические блоги на тот момент, которые стали бы основой. Смотрела блоги-инструкции для «чайников».

- Что для Вас, педагога-блогера, главное в Вашем личном интернет-общении с коллегами и обучающимися?
- Мой блог больше не для коллег, а для учеников и родителей. Важно, чтобы информация была интересна, полезна и востребована.

- Какие статьи, репортажи в блоге Вы считаете самыми интересными? Почему?
- Много лет мне дети пишут письма летом, мне нравятся статьи, которые написаны детьми о своих летних каникулах «Летние истории».
А ещё мне понравился проект, который реализовала в блоге «За семью замками» для первоклассников. Каждый день выкладывала задания, ответы присылали в разных форматах.
- К каким статьям, репортажам в блоге Ваши читатели обращались чаще? Как Вы думаете, что заинтересовало читателей?
- Самой популярной является страница, которая уже снята с публикации, но показывается при поиске в Интернете. На неё ведет ссылка со статьи. Это страница с требованиями к уровню подготовки выпускника 4 класса. Она была опубликована в 2011 году (без учёта требований ФГОС) и содержит требования программы. Интерес вызывает у родителей, они хотят знать, чему должны научить детей на момент выпуска из начальной школы.
Посты с тестами тоже вызывают интерес не только моих ребят. Вот тест по окружающему миру. Он с автоматической проверкой, поэтому сразу можно увидеть свой результат. Программу для создания тестов можно совершенно бесплатно скачать с сайта «Образовательные тесты».

- Важны ли для Вас комментарии к Вашим постам? Почему?
- Комментарии всегда нужны, если пост не просто информативный, а побуждает к обсуждению.
У меня таких сообщений не так много, поэтому особо комментариев не жду от родителей и детей.
Так получается, что в большинстве моих знакомых блогах пишут комментарии педагоги-блогеры. Это не значит, что блог не читают дети и родители, но ведь методики и технологии интересны учителям, они видят ценность, а вот родителям интересен результат.

- Какие посты «собрали» самое большое количество комментариев?
А из тех, которые были интересны содержанием: "Мое лето - 2014", "Осенний квест, или Поход состоялся!", "А мы белок кормили".

- Ваш блог сегодня отличается от Вашего блога вчера (вчера=первый год создания)?
- Отличается очень сильно. Поменялась цветовая гамма, добавились гаджеты, в сообщениях есть ярлыки, по которым можно легко ориентироваться. Несколько раз менялась шапка блога. А вот цветовую гамму выдерживаю в голубых тонах.

- Каким Вы видите свой блог завтра (в будущем, хотя бы лет через 5)?
- Не думаю, что будут кардинальные изменения. Поменяется шапка блога, когда будут фотографии новых первоклашек. Несколько дней назад на встрече с пятиклашками услышала от них фразу, сказанную с большим сожалением: «Скоро фотографии в блоге поменяются… Вы уже написали - здравствуйте, первоклассники…». Теперь точно знаю, что в шапке будут фотографии и пятиклассников!
Хочется поменять название, но нет никаких идей.
Очень хочется видеть в авторах родителей и детей.
Но это только предположение. Может быть будет новый блог, а этот останется жить в нынешнем виде.
Вообще, я так далеко не загадываю. Будет проблема - буду её решать.

- Является ли Ваш блог инструментом взаимодействия с обучающимися и их родителями?
- Блог и был создан с целью взаимодействия. Кроме объявлений, которые очень важны для родителей, это и фотоальбом, привлекающий внимание мам и пап, не всегда приходящих на праздники, и доска почета ребятни. Каждому приятно, если похвалят, а значит и мотивация повышается к участию в конкурсах и олимпиадах.
Очень важным стало координирование проектов с созданием коллективных продуктов (презентаций, онлайн-досок, кластеров, карт памяти).

- Ведение блога – это работа или хобби? Много ли времени отнимает у Вас блог?
- Буквально месяц назад подруга, которая далека от педагогики, спросила: "А зачем тебе это, если не платят?" Ответила просто: "Мне это интересно".
Работа предполагает регламент, оплату, а ведение блога не соответствует этим критериям. Значит, это хобби.
Времени занимает достаточно много. Когда в этом году работали дистанционно на карантине, то работа в блоге составляла 3-4 часа в день, но это с составлением заданий в разных сервисах, с созданием таблиц для обратной связи, с анализом полученных ответов.
Так как блог класса, то он носит не только образовательную направленность, но и информационную.
Для создания объявления не нужно много времени, а вот для сообщения о поездке или о празднике нужно обработать фотографии, создать коллажи, составить текст.
Но блог - это моё личное, поэтому, если не успеваю, то могу и отложить сообщение, либо вообще его не создавать. Так в этом году не успела написать про то, как зимой отдохнули за городом, как съездили к страусам.

- Блоги педагогов (учителей, воспитателей), которые Вам интересно читать. Охарактеризуйте эти блоги двумя-тремя определениями.
- Этих блогов достаточно много, поэтому я не буду их называть. В основном это блоги учителей начальной школы. Нравится то, что учителя делятся со всеми своими идеями.
Если человек опубликовал идею в Интернете, то она становится доступной для использования всеми. И это не плагиат, а возможность реализовать эту идею со своими учениками, чтобы и им было интересно. Иначе, с какой целью люди публикуют идеи уроков и творческих работ?
А вот блоги не об уроках и методике, но очень интересные:
блог Татьяны Пироженко «Это интересно!» Идеями просто фонтанирует. Многое уже использовала на уроках. Особенно привлекли внимание лепбуки.
Всегда с интересом читаю блоги «ЧУМотека» Ирины Коткиной и Елены Ворониной «Оно вам надо!». Читаю и восхищаюсь, как легко читать их сообщения, сколько юмора, позитива, рассуждений и идей. Я так не умею…

- Необходимо ли сегодня педагогу иметь свой блог? Почему?
- С появлением электронных дневников, думаю, что такая функция, как информирование через блог, может совсем исчезнуть. В этих системах можно и файлы прикреплять, и фотографии размещать. Доступны эти материалы будут только родителям и ученикам, а это значит, что будет соблюдаться закон о персональных данных. Мне такой вариант не очень нравится. А как же бабушки, тёти, дяди, сёстры, братья, которые тоже хотят видеть школьную жизнь своих малышей?
Если учителю интересно транслировать свой опыт, свои идеи, то блог - это реальная возможность для этого.

- Что бы Вы пожелали педагогам, как начинающим, так и опытным блогерам?
- Если блог создали, то он должен жить! Хотя бы раз в неделю в учебное время выкладывайте материалы. Каникулы могут быть и у блога.
Не увлекайтесь всем блестящим и ярким, главное - содержание.
Помните про авторство и плагиат. Обязательно ставьте ссылки в сообщение на источник информации и графики.
Используйте разные формы информации: текст, презентации, фотографии, коллажи, интеллект-карты.
Постарайтесь найти свой стиль в дизайне и в изложении материала, чтобы блог был узнаваемым.

Ольга Николаевна, спасибо Вам за блогоинтервью! Вы очень серьёзно работаете с информацией (вспомнила, как Вы меня консультировали по одному вопросу). Надеюсь, у коллег будут комментарии ))

40 комментариев:

  1. Ольга Николаевна, примите и мои поздравления с заслуженной победой в педагогическом конкурсе. Рада, что Вам удалось побывать в «Артеке», ждём впечатлений в новом посте.

    Очень хорошо Вы сказали: «Если учитель будет оставаться на прежнем уровне, он не будет интересен детям».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Артек" так и остался мечтой. Хоть погулять по виртуальным лужайкам ))

      Удалить
    2. Елена Владимировна огромное спасибо за "Артек"!!! А вот писать пока катастрофически не хватает времени. Опять собираю чемодан)))

      Удалить
    3. Собирайте-собирайте спокойно: мы терпеливые, подождём. За «Артек» не мне, конечно, спасибо, а ЭЮВ.

      Удалить
  2. Идея «Летних историй» очень понравилась. Это для конкурса «Лучший урок письма» сначала было, а потом закрепилось, да? Можно об этом поподробнее?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тоже с интересом слежу за летними письмами. Очень трогательно.

      Удалить
    2. Евгений, совсем всё по-другому. Дети пишут мне письма с первого года моей работы, а вот для конкурса я обобщила свой опыт и составила методическую разработку урока.
      Традиция писать письма учителю заимствована у Шалвы Александровича Амоношвили.
      В этом году историй значительно меньше: дети перешли в пятый класс, и видимся мы летом стали чаще.

      Удалить
  3. Ольга Николаевна, спасибо за знакомство с Вашей тезкой! Иду знакомиться с блогом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, здравствуйте!
      Я очень люблю расширять блогерскую географию. Желаю и Вам успехов в этом интереснейшем деле.

      Удалить
    2. Приятно познакомиться, Наталия Викторовна!

      Удалить
  4. Ольга Николаевна, от души поздравляю Вас с победой! Один этап пройден, вперед к новым свершениям!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за поздравления, Светлана Николаевна! Не стремилась победить, просто работала, а потом получилось грамотно составить аналитическую справку с комментариями.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Живу в одном городе, а только недавно узнала о блоге Комаровой О.Н., благодаря ГЕОГРАФОЧКЕ и созданной блогерами "АЗБУКЕ БЛОГЕРА". Спасибо, что с помощью интервью позволили узнать о коллеге намного больше...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна, здравствуйте!
      Земляков находим через дальние расстояния ))

      Удалить
    2. Людмила Фёдоровна, здравствуйте! Обязательно встретимся и я передам Вам сборник. Лето получилось насыщенное на поездки, даже на блог особо времени не хватает.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ольги Николаевны! )))
    С блогом Ольги Николаевны Комаровой знакома более трёх лет, часто читаю, а вот комментирую редко именно потому, что как и написала Ольга Николаевна в интервью, очень много сообщений для ребят и их родителей, и это правильно, ведь у каждого блога своя направленность!
    Люблю Ольгу Николаевну за сдержанность, правдивость, открытость и твёрдость характера!

    Ольга Николаевна, спасибо за интересную гостью! Пусть блог и знаком много лет, но так его автор стала намного ближе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, здравствуйте!
      Спасибо за тёплые слова ))
      Для меня моя тёзка на 2/3 раскрылась ))

      Удалить
    2. Добрый вечер, Лилия Павловна! Спасибо за такие приятные слова!)

      Удалить
    3. Ольга Николаевна, хорошо, что на 2/3, а то бывает и меньше. А вот если бы мы в реале встретились, то познакомились бы на 100 % )))
      Не люблю писать, не люблю хвастаться, не люблю рассуждать в письменном виде, а вот поговорить могу)))

      Удалить
    4. Ольга Николаевна, не против встретиться, если бы не расстояния ))

      Удалить
  7. Ольга Николаевна, спасибо за возможность ближе узнать о давно знакомом и уважаемом блогере Ольге Николаевне Комаровой. Блог интересен, давно и с удовольствием читаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, вновь пожалуйста ))
      Блог интересен в первую очередь своим предназначением - для детей и родителей. Но мне хочется почитать и о путешествиях О.Н. Комаровой ))

      Удалить
    2. Анна Борисовна, у меня иногда складывается впечатление, что мы с Вами знакомы лично)))
      Ольга Николаевна, не хватает времени на описание путешествий. Но постараюсь исправить ситуацию.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольги Николаевны! Первая мысль, которая пришла в голову, когда я увидела, кто сегодняшний гость - НАШИ!!!!!!!!!
    Действительно, за эти годы благодаря блогам мы сроднились.
    Удачи вам, Ольги Николаевны, и много-много новых друзей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Как же Вы всё правильно сказали!
      Спасибо за блогодружбу!

      Удалить
    2. Здравствуйте, Надежда Александровна!
      НАШИ - мне нравится ))
      Спасибо, Надежда Александровна! Всего... и Вам! Самого лучшего ))

      Удалить
  9. Здравствуйте, Ольги Николаевны!
    Очень приятно было ближе узнать коллегу - тёзку. Мне очень нравится блог Ольги Николавны, недавно стала ПЧ.
    У Ольги Николаевны очень много интересных идей. Например, проект «За семью замками» очень понравился и заинтересовал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, а я давно-давно Ваш ПЧ)))
      Здравствуйте!
      А проект и мне понравился. В этом году опять первачи, может что-то еще придумаю, чтобы к блогу приучить.

      Удалить
    2. Я в блоге проводила "Недели ребусов" (кажется дважды), ребятам очень понравилось. У меня в этом году тоже малыши-первоклассники, хочу провести что - нибудь захватывающее и интересное, в духе "За семью замками". Отличная идея и замечательное воплощение!

      Удалить
    3. О! Я сюда! Желание загадывать! Ольг Николаевн сегодня много!

      Удалить
    4. Ольга Николаевна И., здравствуйте!
      Как здорово, что идеи, рождённые в разных городах на дальних расстояниях перекликаются, материалы используются, новое задумывается ))

      Удалить
  10. Ольга Николаевна, большое спасибо за приглашение в гости!
    Получилось очень даже интересно!
    Но я опять уезжаю, поэтому буду отвечать на комментарии , если будет возможность.
    Еду я в Москву на Всероссийское августовское совещание в составе делегации Омской области. Завтра утром самолет и встречи с родственниками до и после совещания, а в Москве проведу два дня.
    Может с кем-то из блогеров встретимся на совещании? :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна,а может у нас получится встретиться? Только на конференции меня точно не будет. Может будет у Вас "окошко" и время? А вдруг получится? Мне бы этого очень хотелось...

      Удалить
    2. Ольга Николаевна, я Вам написала в форме обратной связи в Вашем блоге. Проверьте почту, может и получится встретиться))

      Удалить
    3. Ольга Николаевна К., здравствуйте!
      Впечатлений хочется Вам пожелать! А нам - услышать рассказ о Всероссийском августовском совещании.

      Удалить
  11. Добрый день, Ольги Николаевны! Я тоже желание загадала, благодаря вам - тезкам! Еще раз поздравляю, Ольга Николаевна, с заслуженной победой, очень рада за Вас!
    Что лето такое насыщенное, очень хорошо! Смена места, новые впечатления - это здорово. Желаю любопытных и любознательных первоклашек, а также понимающих родителей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, здравствуйте!
      Присоединяюсь к Вашим пожеланиям ))
      Ждём впечатлений и от Ольги Николаевны, и от её учеников.

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.