Продолжаем готовиться вместе к сочинению на ЕГЭ по русскому языку. Архив сообщений >>>>>.
Литературный аргумент не простой элемент в композиции сочинения. Вспомним, перечитаем некоторые произведения, указанные ниже. Поможет нам книга Е.В. Амелиной "Пишем сочинение на ЕГЭ (часть С) /Ростов-на-Дону: Феникс, 2015/
Литературный аргумент не простой элемент в композиции сочинения. Вспомним, перечитаем некоторые произведения, указанные ниже. Поможет нам книга Е.В. Амелиной "Пишем сочинение на ЕГЭ (часть С) /Ростов-на-Дону: Феникс, 2015/
"Проблема противостояния человека и природы, разрушения человеком окружающего природного мира, экологические проблемы
стихотворения:
"Природа-сфинкс",
"Певучесть есть в морских волнах...",
"От жизни той, что бушевала здесь...".
Человек смертен, а природа вечна. Это стихия, равнодушная к людским нуждам, судьбам, делам. Она неуправляема, непознаваема, в бурях заснувших - "хаос шевелится". В этом суть вечного конфликта человека и природы. Человек, по мысли Ф.И. Тютчева, - всего лишь "мыслящий тростник".
И.С. Тургенев
повесть "Поездка в Полесье",
стихотворение в прозе "Природа".
Человек смертен, а природа вечна. Человек - дитя природы, как и любая другая тварь. Но природе не ведомо ни добро, ни зло, разум не является для неё законом. Она не знает искусства, свободы, не терпит ничего бессмертного. Она с лёгкостью даёт жизнь и легко отнимает её у живых существ. До судеб человечества ей нет никакого дела. В этом суть конфликта.
Н.А. Заболоцкий
стихотворения:
"Я не ищу гармонии в природе...",
"Вчера, о смерти размышляя...",
"Метаморфозы"
Человек смертен, а природа вечна. В мире природы нет гармонии, нет разумности. Человек - всего лишь мысль природы, "зыбкий ум её". Человеческое сознание не в силах соединить "смерть и бытие". Человеческая жизнь преходяща, но человек может оставить себя в этом мире, явившись туда вновь "дыханием цветов", ветвями большого дуба.
В.П. Астафьев
повествование в рассказах "Царь-рыба".
Основная тема - взаимодействие человека и природы. Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее, уничтожают зверя и птицу. Кульминационной становится драматическая история, приключившаяся однажды на реке с браконьером Зиновием Утробиным. Проверяя самоловы, он вывалился из лодки и запутался в собственных сетях. В этой экстремальной ситуации, на грани жизни и смерти, вспоминает он свои земные грехи, вспоминает, как обидел когда-то свою односельчанку Глашку, искренне раскаивается в содеянном, молит о пощаде, мысленно обращаясь и к Глашке, и к царь-рыбе, и ко всему белому свету. И всё это даёт ему "какое-то ещё не постигнутое умом освобождение". Игнатьичу удаётся спастись. Сама природа здесь преподнесла ему урок. Таким образом, В.Астафьев возвращает наше сознание к гётевскому тезису: "Природа всегда права".
Ч.Т. Айтматов
роман "Плаха".
В романе писатель говорит об уничтожении живой природы человеком. Трижды волчья семья лишается своих детёнышей. И волчица Акбара начинает мстить человеку, забирает его детёныша. Разрешением этой ситуации становятся несколько смертей: погибает сама волчица, маленький ребёнок, сын Бостона, а также Базарбай, похитивший волчат. Волчица Акбара воплощает в произведении мать-природу, которая восстаёт против уничтожающего её человека.
Б.Л. Васильев
повесть "Не стреляйте в белых лебедей".
Герой этой повести, лесник Егор Полушкин, его сын Колька противопоставлены браконьерам, людям, бездушно уничтожающим природу".
Проблема взаимодействия человека и природы. Как достичь гармонического сосуществования? Как природа воздействует на человеческую душу? и др. - в следующем тематическом сообщении.
И.С. Тургенев
повесть "Поездка в Полесье",
стихотворение в прозе "Природа".
Человек смертен, а природа вечна. Человек - дитя природы, как и любая другая тварь. Но природе не ведомо ни добро, ни зло, разум не является для неё законом. Она не знает искусства, свободы, не терпит ничего бессмертного. Она с лёгкостью даёт жизнь и легко отнимает её у живых существ. До судеб человечества ей нет никакого дела. В этом суть конфликта.
Н.А. Заболоцкий
стихотворения:
"Я не ищу гармонии в природе...",
"Вчера, о смерти размышляя...",
"Метаморфозы"
Человек смертен, а природа вечна. В мире природы нет гармонии, нет разумности. Человек - всего лишь мысль природы, "зыбкий ум её". Человеческое сознание не в силах соединить "смерть и бытие". Человеческая жизнь преходяща, но человек может оставить себя в этом мире, явившись туда вновь "дыханием цветов", ветвями большого дуба.
В.П. Астафьев
повествование в рассказах "Царь-рыба".
Основная тема - взаимодействие человека и природы. Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее, уничтожают зверя и птицу. Кульминационной становится драматическая история, приключившаяся однажды на реке с браконьером Зиновием Утробиным. Проверяя самоловы, он вывалился из лодки и запутался в собственных сетях. В этой экстремальной ситуации, на грани жизни и смерти, вспоминает он свои земные грехи, вспоминает, как обидел когда-то свою односельчанку Глашку, искренне раскаивается в содеянном, молит о пощаде, мысленно обращаясь и к Глашке, и к царь-рыбе, и ко всему белому свету. И всё это даёт ему "какое-то ещё не постигнутое умом освобождение". Игнатьичу удаётся спастись. Сама природа здесь преподнесла ему урок. Таким образом, В.Астафьев возвращает наше сознание к гётевскому тезису: "Природа всегда права".
Ч.Т. Айтматов
роман "Плаха".
В романе писатель говорит об уничтожении живой природы человеком. Трижды волчья семья лишается своих детёнышей. И волчица Акбара начинает мстить человеку, забирает его детёныша. Разрешением этой ситуации становятся несколько смертей: погибает сама волчица, маленький ребёнок, сын Бостона, а также Базарбай, похитивший волчат. Волчица Акбара воплощает в произведении мать-природу, которая восстаёт против уничтожающего её человека.
Б.Л. Васильев
повесть "Не стреляйте в белых лебедей".
Герой этой повести, лесник Егор Полушкин, его сын Колька противопоставлены браконьерам, людям, бездушно уничтожающим природу".
Проблема взаимодействия человека и природы. Как достичь гармонического сосуществования? Как природа воздействует на человеческую душу? и др. - в следующем тематическом сообщении.
Спасибо, Ольга Николаевна, с большим вниманием отношусь к таким советам - публикациям в блогах. Любую полезную информацию стараюсь донести до своих учеников. Спасибо
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, спасибо за добрые слова!
УдалитьВы всегда на передовой! Вам как никому другому понятна тревога учителя, готовящего учащихся к ЕГЭ.
Буду рада, если информация окажется полезной.
Добрый вечер. Что называется в десятку. Советую ребятам эти же тексты. Последнее время делаем с коллегами подборку небольших произведений. Среди них к Вашей статье предложила бы рассказ современного писателя Сергея Палия "Кохинор". Кроме проблемы взаимоотношения человека и природы можно обозначить ряд других. Например, одиночество человека в соврем.мире, детская жестокость,нравственный выбор. Вам терпения и веры, а у ребят пусть откроется второе дыхание. Грамотное распределение сил по дистанции - это очень важно в любой работе.
ОтветитьУдалитьОльга Александровна, здравствуйте!
УдалитьОгромное Вам спасибо! Обязательно посоветую своим ученикам обратиться к рассказу С.Палия.
Вера есть! Надеюсь, что всё у нас получится!
И Вам отличных результатов! СПАСИБО!
Ольга, добрый вечер. Заинтересовалась вашим постом и зашла посмотреть. А вот интересно, берут ли ваши 11-классники стихи для аргументации? Мои два года назад к стихам вообще холодно относились. Поэтому просто весной задала читать им "Плаху" и по всем проблемам произведения потом прошлась (прямо так с цитатами, с чтением на уроках...).
ОтветитьУдалитьА летом для себя открыла Роман Сенчина и его "Зону затопления". (Писала о книге в блоге.) Очень схоже с "Прощанием с Матерой". Думается, что на уроке можно как раз и запараллелитьэти произведения. А морально-этических тем сколько у Сенчина поднимается! В общем, стоит прочитать и деткам порекомендовать.
Лариса, здравствуйте!
УдалитьПоэзию, конечно, не берут. Если только Пушкина в какой-нибудь теме о любви и соответствующих проблемах.
"Плаху" люблю сама. О Сенчине не слышала. Беру на заметку. Спасибо огромное, коллега!
Благодарна всем своим блогоколлегам за подсказки, новые мысли, новые планы!
Интересные материалы. Спасибо.
ОтветитьУдалитьLubov, пожалуйста!
УдалитьНадеюсь, найдёте ещё немало интересного ))