Данное сообщение подготовлено на основе материалов И.А. Суязовой, учителя муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Каменская средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В.П.Захарченко» Каменского муниципального района Воронежской области. Огромная благодарность коллеге за титанический труд!
«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление ВРЕМЕНИ как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
Схема №1 "Художественное время" |
"Художественное время"
ВРЕМЯ БИОГРАФИЧЕСКОЕ – детство, юность, зрелость, старость.
ВРЕМЯ ИСТОРИЧЕСКОЕ - характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества.
ВРЕМЯ КОСМИЧЕСКОЕ – представление о вечности и вселенской истории.
ВРЕМЯ КАЛЕНДАРНОЕ – смена времени года, будней и праздников.
ВРЕМЯ СУТОЧНОЕ – день и ночь, утро и вечер.
Сочинение
«Время - ткань, из которой состоит жизнь. (Б.Франклин)»
Нас всегда окружает время. Мы – в нём! Нет ни одного человека, который бы жил отдельно от времени. Мы рождаемся, взрослеем, становимся старше... И никто из нас не может ни повернуть вспять своё биографическое время, ни изменить... Однако человек, как мне кажется, может замедлить его движение или ускорить! Это зависит от «качества» жизни. Такое время описывается во многих художественных произведениях.
Вспомним героя романа Ивана Александровича Гончарова Илью Ильича Обломова. Его жизнь происходит на наших глазах. Вот мы видим маленького Илюшу, который растёт подвижным ребёнком. А вот Обломов уже на службе. Однако домашний и избалованный, он быстро разочаровывается в жизни чиновника. Спешка, суета, ежедневный приход на службу быстро утомляют Илью Ильича, и он сначала уходит в отпуск на основе «медицинского свидетельства», а затем и вовсе подаёт в отставку. И постепенно «прирастает» к дивану. Писатель в нескольких частях показывает «биографическое время» героя – этапы его жизненного пути. Первая часть длится несколько часов, и всё это время Илья Ильич либо лежит, либо сидит на диване. Время для него остановилось. Затем во второй и третьей частях время стремительно нарастает: приехал Штольц, друг детства, поднял Обломова с дивана, познакомил с Ильинской. Под влиянием Ольги происходит пробуждение главного героя. И время действия здесь – несколько месяцев. Жизнь Ильи Ильича наполнена движением. Наконец, четвёртая часть – Выборгская сторона. Здесь Обломов проводит долгие восемь лет. Долгие! Время вновь останавливается, потому что герой возвращается в то состояние, в котором мы видим его в начале романа: он лежит на диване и ничего не делает. И, что самое страшное, ему комфортно – на диване, в халате, в мечтах... Поэтому совершенно неважно, сколько времени он живёт у Пшеницыной, важно другое: сонный покой обволакивает Обломова, настоящее и прошлое сливается и перемешивается в неизменяемое, застывшее время, которое остановилось: каждый день похож на прошедший. Так на протяжении романа мы видим, как Обломов замедляет или ускоряет своё время. А остановив время, герой останавливает и саму жизнь: «ленивое переползанье изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».
К какому же выводу я пришла, размышляя над предложенной темой «Время – ткань, из которой состоит жизнь». Думаю, стоит согласиться с высказыванием Б.Франклина, политического деятеля США: наша жизнь состоит из тонких нитей-мгновений, и от каждого из нас зависит, насколько крепкими и долговечными будут эти нити, насколько интересной будет наша жизнь, проспим мы её, как Обломов, или проживём ярко и правильно...
Схема №2 "Переплетение исторического и личного времени" |
КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ № 2
"Переплетение исторического и личного времени"
Время личное и время историческое настолько тесно взаимосвязаны, что представляются единым целым.
Если в мире беда (война, революция, репрессии, безжалостный режим), то человек в полной мере испытывает на себе все ужасы этой вселенской трагедии.
Если время летит вперёд, происходят открытия, например, полёт в космос, то и человек гордо и уверенно смотрит в будущее.
Воспоминания личные обязательно соприкасаются с исторической памятью.
Человек быстрее взрослеет, если вокруг происходят события, требующие приложения и физических, и интеллектуальных, и духовных сил каждого из нас.
Все мы в течение жизни преодолеваем себя, и результаты этих преодолений зависят от характера человека, его целеустремленности, от окружения, от времени, в котором тот живёт.
Каждый из нас понимает, что время циклично: прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны. Не зря же говорят: «Будущее не придёт к тому, кто забыл прошлое».
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ
в форме вопроса | в форме цитаты | в форме назывного предложения | в форме повествовательного предложения |
Какую жизнь можно считать прожитой не зря? | "Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё" (Фалес Милетский) | Герой своего времени | Шагнувшие в бессмертие |
Что значит жить, опережая время? | «Деньги пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь». (русская пословица) | Взгляд через века | Память неподвластна времени |
Что значит родиться не в своё время? | «Времена не выбирают...» (А.Кушнер) | О скоротечности времени | Время – лучший лекарь душевных ран |
Историческое время – стрела или вихрь? | «Единственной мерой времени является память» (Владислав Гжегорчик) | Потерянное время | Победившие время |
Какое оно, время? | «На крыльях времени уносится печаль». (Жан де Лафонтен, французский поэт, баснописец) | Человек и эпоха | Время может отнять у нас все, кроме любви |
Что неподвластно времени? | «Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев". (И.С.Тургенев) | Старая фотография | Писатель - летописец истории страны |
Надо ли торопиться жить? | «Связующая нить времён...» (Б.Пастернак) | Время поиска | Истинные нравственные ценности – на века |
Можно ли победить время? | «У влюбленных обыкновенно часы бегут вперед». (Уильям Шекспир) | Ценности времени | Воспоминания помогают жить |
Варианты вступлений к теме "Победившие время..."
Вариант вступления | Пример | Тезис, «вытекающий» из вступления, и скрепа | Советы к аргументации |
1) эмоциональный ввод в тему | Действительно, знаменитые писатели прошли сквозь века и остались любимыми и востребованными. Давайте вспомним мастеров слова и их произведения, преодолевшие время | Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», И.С. Тургенев. «Отцы и дети», «Стихотворения в прозе», А.Н. Островский, пьесы и др.) | |
2) вступление в спор с воображаемым собеседником или приглашение к разговору | Например, такие нравственные ценности, как честь, дружба, человеколюбие, любовь, останутся вечными. Вечным останется и наше стремление к познанию, к чтению. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература | Обратитесь к произведениям, в которых раскрываются проблемы любви, дружбы, милосердия, чести (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», А.И. Куприн. «Гранатовый браслет», И.А. Бунин. «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», В.Распутин. «Уроки французского» и др.) | |
3) обоснование причин обращения к этой теме | Всё течет, все изменяется. Человек рождается, взрослеет, стареет, умирает... Увы, закон жизни. Однако меня всегда интересовал вопрос: можно ли нарушить этот закон и все-таки преодолеть смерть, приобрести бессмертие? И однажды я поняла: смерть можно победить, и в этом человеку помогает память. | Никогда не умрёт тот, кто остаётся в памяти людской. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к художественной литературе. | Обратитесь к литературе, в которой воспевается подвиг героев Великой Отечественной войны, например, к роману А.А. Фадеева «Молодая гвардия» или «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого. |
4) использование оригинальной цитаты | «- Вы не Достоевский, - сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым. - Ну, почем знать, почем знать, - ответил тот. - Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно. - Протестую, - горячо воскликнул Бегемот. - Достоевский бессмертен!». Знакомые строчки из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Уверена, «Достоевский бессмертен», как и все писатели-классики! |
Есть непреходящие ценности, которые не подвластны времени. Это искусство – искусство слова... За доказательствами моей точки зрения обратимся к произведениям художественной литературы | Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (или нескольких) |
5) оформление вступления в виде вопросов | Думаю, необходимо совершить подвиг во имя людей, и тогда память о тебе останется в веках. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. | Вспомните поэму М.Алигер «Зоя», в которой воспевается подвиг Зои Космодемьянской. Можно обратиться к книге Л.Кассиля и М.Поляновского «Улица младшего сына». В ней рассказывается о простом мальчике Володе Дубинине, который погиб во время Великой Отечественной войны, защищая свою Родину. Посмертно награжден орденом Красного Знамени |
НАБРОСКИ БУДУЩИХ СОЧИНЕНИЙ
Сочинение
«Потерянное время»
ВСТУПЛЕНИЕ
Какая удивительная тема – «Потерянное время». Потерянное... Мне кажется, потерять можно какую-то вещь, но время... Однако, если вдуматься, мы теряем его очень часто. Попробуйте проанализировать свой день – минуту за минутой. Посчитали свои растраченные впустую драгоценные минуты? Много их? Думаю, да... Потерянное время мстит за себя. Сомневаетесь? Докажу свою точку зрения, обратившись к художественной литературе.
АРГУМЕНТ 1
«Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца. (Автор, пытаясь достучаться до людей, всем сюжетом своей сказки говорит: «Не тратьте время попусту, оно назад не вернется!»)
АРГУМЕНТ 2
И.А.Гончаров «Обломов»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно взять в заключение слова Ричарда Уэйтли, английского писателя, который сказал: «Потеряй один час утром, и искать его будешь весь оставшийся день».
Сочинение
"Потерянное время"
ВСТУПЛЕНИЕ
У прошлого есть запах, вкус и цвет,
Стремление учить, влиять и значить,
И только одного, к несчастью, нет –
Возможности себя переиначить.
Так пишет русский и израильский писатель Игорь Миронович Губерман, получивший широкую известность благодаря своим афористичным и сатирическим четверостишиям — «гарикам».
Действительно, у каждого из нас есть прошлое, настоящее и будущее, и все три времени взаимосвязаны. Поэтому, строя грядущее, человек должен задумываться над своими поступками, отношением к людям, профессии, к миру, окружающему его. Нельзя тратить время на пустые разговоры, на лежание на диване, на безумное добывание денег, на бездействие, а главное - нельзя изменять самому себе. Человек должен понимать, что потерянное время – это потерянная жизнь. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
АРГУМЕНТ 1
Рассказ Антона Павловича Чехова «Ионыч»
АРГУМЕНТ 2
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума»
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К какому же выводу я пришла, размышляя над темой «Потерянное время»? Время – наше сокровище, которое мы не ценим и тратим впустую. Торопя жизнь или замедляя её, человек пропускает самое главное – саму жизнь. Тот, кто привык откладывать всё на потом, будет наказан: потеря времени обернётся пустотой, одиночеством, чувством неприкаянности, ранним старением души и тела. Не зря же Петя Зубов, герой сказки Е.Шварца, пройдя все испытания, утверждает: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». Давайте прислушаемся к его словам...
ТАК МОЖНО НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ... или ЗАВЕРШИТЬ
- Время — это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий. (Р.Олдингтон)
- Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством. (Б.Франклин)
- Время идет медленно, когда за ним следишь... Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует. (А.Камю)
- Держи время! Стереги его любой час, любую минуту. Без надзора оно ускользнет, словно ящерица. Освещай каждый миг честным, достойным свершением! Дай ему вес, значение, свет. (Т.Манн)
- Для того чтобы явилось в свет какое-нибудь крупное зло, нужен один день, а чтобы стереть его с лица земли, потребуется несколько столетий. (Л.Бланки)
- Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна, американский философ).
- Самый зловещий из всех земных звуков - тиканье часов. (В.Солоухин)
- Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни. (Ч.Дарвин)
- «Время так быстротечно, когда куда-то спешишь, и так медлительно, когда чего-то ждёшь» (Дж.Стэтэм)
- «Счастливые часов не наблюдают» (А.С.Грибоедов)
- Если настоящее пытается судить прошлое, то оно теряет будущее. (У.Черчилль)
- Даже самый богатый человек не в состоянии откупить свое прошлое. (О.Уайльд)
- Я рекомендую Вам заботиться о минутах: часы сами позаботятся о себе. (Честерфилд, английский писатель и политический деятель)
- Выбирать время – значит экономить его. (Ф.Бэкон, английский философ-материалист)
- Время лечит все раны. (Русская пословица)
- Будущее приобретается в настоящем. (С.Джонсон, английский писатель, автор «Словаря английского языка»)
- Счастливые люди считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами. (Дж.Ф. Купер, американский писатель)
ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИГОДИТЬСЯ...
1) Мы постоянно теряем время и вряд ли когда-нибудь сможем его отыскать: ни в бюро находок, ни в темном углу под кроватью. Время нельзя вернуть, но его можно наверстать или, по крайней мере, научиться не сожалеть о потере.
2) Для каждого найдется большое количество возможностей потратить драгоценные часы на телевидение, компьютерные игры, масс-медиа. Но эти способы уйти от решения важных задач и убить время очень очевидны, как вредные привычки или пустые разговоры.
3) Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.
4) То, что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая - в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию.
5) Во времени имеется нечто неделимое, что мы называем "теперь". Во времени ничего нельзя ухватить, помимо "теперь". "Теперь" есть непрерывная связь времени, оно связывает прошедшее время с будущим и вообще является границей времени, будучи началом одного и концом другого. Так как "теперь" есть конец прошедшего и начало будущего, то время всегда начинается и кончается. И оно никогда не прекратится, потому что всегда начинается. (Аристотель)
6) Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.
7) Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.
Примерный список произведений
для подготовки к итоговому сочинению
(направление "Время")
1. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
2. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»,
3. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
4. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»,
5. С.Есенин "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава",
6. М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита",
7. М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"("Печально я гляжу на наше поколенье..."), "Герой нашего времени", "Элегия" («О! Если б дни мои текли...»),
Прочитайте...
Д.Гранин
Музей забытых старых вещей
(очерк)
Однажды в мастерской у художника Владимира Сергеевича Васильковского я увидел альбом, куда он рисовал людей 30-х годов. По памяти. Взрослые тёти и дяди из его детства. Я листал страницы и узнавал. Рисунки ожили, задвигались, из памяти стали появляться люди, одетые в костюмы тех лет, знакомые, как будто художник подсмотрел мои воспоминания. Наши улицы, наш двор, извозчиков… Это был город, в котором прошло детство нас обоих. А главное, я вспоминал ещё и разные вещи, которые тогда были, а теперь их нет. Одни вещи стали ненужными, другие изменились, третьи, может быть, вернутся.
Вот тогда мы решили собрать всё, что сохранилось у нас в памяти: художник нарисует, а я расскажу, чтобы как-то запечатлеть облик той реальности, потому что у нас, к сожалению, почти нет музеев истории нашего советского быта Такие музеи, конечно, будут, но есть вещи, которые в эти музеи не попадут, их туда невозможно поместить, — например, треск берёзовых поленьев в печке…
Старые вещи всего лишь знаки, оставленные прошлой жизнью. Иному кажется, что они торчат как ненужные пни, но для внимательной души годовые кольца хранят размах тенистых крон, что шумели тут, треск морозов, иссушающий зной давнего лета.
Мальчишечья наша жизнь вспоминается через вещи ярко и предметно. В детстве с вещами устанавливаются особые отношения, интимные. В детстве вещи разговаривают, живут. Лю6ые вещи, вплоть до рисунка обоев, половики, копилки имеют свои физиономии, свой нрав… Многие из них помнятся всю жизнь, они хранили наши тайны, мы разговаривали с ними. Вещи могут вернуться. С прошлым не стоит окончательно прощаться. Детство рано или поздно напомнит о себе. Дело не в ностальгии. Мы возвращаемся к детству за добром, нежностью, за радостью дождя и восторгом перед огромностью неба. Конечно, вернуть те чувства нельзя. 3еркала беспамятны. Из их глубины не извлечь былых отражений. 3еркала не стареют, стареют их рамы. Память должна разрешиться воспоминанием, как мысль словом. Ей нужны слушатели, бумага с пером, наконец, какой-то предмет.
Город 30-х годов сохраняется памятью бывших мальчишек и девчонок. В этом заповеднике он акварельно обольстителен. На самом деле этот город не был так хорош, но есть в нём черты узнаваемые, неповторимо пылкие. Воодушевление и зов…Сейчас город стал куда красивей, богаче, поздоровел, раздался в плечах. Почему же мы вновь и вновь вглядываемся в его облик, отыскивая в нём прежде всего то, совсем не такое уж благополучное и тем не менее счастливое, прошлое?..
Спасибо, Ольга Николаевна! Нет слов... Бесценный для выпускника материал!!! Обязательно порекомендую своим ребятам.
ОтветитьУдалитьВалентина Владимировна, пожалуйста! ))
УдалитьОгромная благодарность коллегам, которые БЕЗВОЗМЕЗДНО делятся такими потрясающими материалами!
У меня 11-ый класс, переживаю. Надеюсь, что 2 декабря напишут ВСЕ сочинение и получат "зачёт" (и подарок мне к дню рождения как раз будет самый замечательный).
И как,ваш 11 класс написал?
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна! Да с такими подсказками грех не написать сочинение, столько готового материала, бери и пиши! Интереснейший материал, спасибо!!!
ОтветитьУдалитьЛюдмила Владимировна, здравствуйте!
УдалитьНужно, чтобы этот материал ученики увидели и прочитали. К сожалению, не все находят силы и время зайти ко мне в блог.
Спасибо Вам за добрые слова!
Буду надеяться, что мои 11-тиклассники, услышат Ваши слова ))
Здравствуйте, Ольга Николаевна! А у меня родился каламбурчик: "Не нашел время - не зашел в блог учителя - не смог написать сочинение о времени..."
УдалитьСпасибо за замечательный материал. Очень ценные советы и рекомендации. Спасибо!
Иван, здравствуй!
УдалитьМне очень хочется, чтобы каждый мой ученик нашёл время зайти в блог и почитать материалы к сочинению по направлению "Время".
Спасибо тебе за то, что всегда находишь время :))