5 марта 2014 г.

Пишем сочинение на лингвистическую тему_Выпуск №1 "Культура речи"

Уважаемые девятиклассники!
 Чтобы вы не испытывали затруднений при написании сочинения на лингвистическую тему, начинаю знакомить вас с образцами сочинений. ВСЕ тексты найдены в недрах Интернета, обязательно указываю источник. Буду рада, если каждый из вас НАУЧИТСЯ писАть сочинение на лингвистическую тему. 
Желаю удачи!
  
*********************
 Задание С2 звучит так: "Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (Ф.И. учёного, писателя, мыслителя и т.п.): «...».
   Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
   Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
   Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами...
   Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
   Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
   Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком". 
Образец №1

(автор - Н.Г. Харланова, учитель МОУ средней школы №21,
с. Архиповское, Будённовский район, Ставропольский край)

ТЕКСТ №1 (автор - В.П. Астафьев)


   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания С.И. Ожегова: «Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка». 

      Когда мы говорим о высокой культуре речи, то имеем в виду умение пользоваться русским литературным языком, языком, который удивительно богат и разнообразен. Велики лексические запасы нашего родного языка, стройна его грамматическая система, неисчерпаемы средства выразительности речи. Всё это необходимо, чтобы мы умели «правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка».

   Литературному языку, культуре речи мы учимся, читая книги, причём книги хороших, талантливых писателей. В.П. Астафьев – один из тех писателей, который блестяще владеет языком. В этом легко убедиться, анализируя текст о человеке, потрясённом музыкой. С 4 по 15 предложения повествователь рассказывает о том, какие чувства испытывал он, когда впервые услышал скрипку.
   Здесь удивительные метафоры («музыка … пригвоздила меня к месту»; «сердце встрепенулось и подпрыгнуло»), сравнения (предложение 7), олицетворения (скрипка может сама потушить жар, она «на полуслове смолкла, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль»; музыка не просто звучит, она рассказывает, жалуется, гневается).
   А как «правильно, точно и выразительно» передаёт свои мысли талантливый скрипач Вася. Он «думал вслух, не переставая играть» (предложения 34, 36-42) . Речь характеризует его, как человека умного, тонко чувствующего, умеющего точно и выразительно высказать и мысли, и чувства…

   В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность, складывается общее впечатление о нём. Чтобы в этом зеркале был виден хороший, умный человек, культуре речи надо учиться всю жизнь.



Образец №2
(автор - Н.Г. Харланова, учитель МОУ средней школы №21,
с. Архиповское, Будённовский район, Ставропольский край)
   


ТЕКСТ №2 (автор - Н.Гейнце)


   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.П. Матвеевой: «...речь человека... всегда служит яркой и...безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас».
   
   В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность, складывается общее впечатление о нём. Не случайно ещё древнегреческий учёный Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Об этой же особенности речи говорит И. П. Матвеева: «...речь человека... всегда служит яркой и ... безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас». В этом легко убедиться, анализируя текст Н. Э. Гейнце.
   Самое удивительное, что в отрывке нет реплик Берсеньева, о котором «говорили как о пленительном человеке, перед обаянием которого устоять было невозможно», зато очень обстоятельно описывается его манера говорить. В предложении № 25 автор пишет: «Его речь была умная, меткая, с красивыми оборотами…»
   Мы помним, что культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона. Всеми этими качествами сполна обладает герой отрывка Н.Гейнца. В разговоре с дамами его «голос всецело гармонировал с его ласковым взглядом, полным изысканной почтительности» (предложение 3); «разговор скорее успокаивал нервы, чем возбуждал их» (предложение 26), «отвечать ему было так же легко, как и слушать» (предложение 27).
   Я не знаю, каким на самом деле был герой Гейнца, что будет с ним и рассказчиком дальше, но, читая этот отрывок, видишь перед собой обаятельного, спокойного, умеющего говорить и слушать человека, убеждаешься, что культура речи имеет большое значение. Поэтому каждому из нас необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь.

Образец №3
(автор - Н.Г. Харланова, учитель МОУ средней школы №21,
с. Архиповское, Будённовский район, Ставропольский край)
   
ТЕКСТ №3 (автор - Ю.Яковлев)


   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Д.С. Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
   
   Д.С. Лихачёв утверждает: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Не случайно одним из средств раскрытия образа литературных героев является речевая характеристика, то есть раскрытие отличительных черт и свойств действующих лиц произведения в их собственно-прямой речи, а также в описании её особенностей автором. Так, в тексте Ю. Я. Яковлева мы не находим прямой характеристики Таборки, но очень многое узнаём о нём из его речи и из того, как автор вводит реплики мальчика в повествование.
   Из диалога мальчика и директора школы мы понимаем, что у мальчика была собака, из-за которой он попал в милицию, а отцу пришлось заплатить штраф. После этого отец выгнал собаку… Из описания автором особенностей речи главного героя видно, что эти события стали для Таборки трагедией (предложение №15 – «заговорил сразу, без заминки, №23 – «говорил спокойно, монотонно», №30 – «неожиданно умолкал и также неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух», № 37 – «слова мальчика уже не были круглыми шариками: они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу»).
   Реплики мальчика в диалоге с директором тоже говорят о многом: мы узнаём и о событиях, которые привели к трагедии, о том, какой это добрый, отзывчивый ребёнок, о том, что его отец надолго утратил доверие Таборки. Таборка ни разу не назвал этого человека отцом, для него это «он» (предложения 36,38, 45, 56).
   Таким образом, мы убедились, что о человеке многое можно узнать, понаблюдав за его речью. В художественной литературе писатель стремится к тому, чтобы подобрать для речи своих героев такие речевые обороты, которые с наибольшей полнотой передавали бы основные особенности изображаемых им характеров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.