31 марта 2013 г.

Первого апреля никому не верю!

В одних странах 1 апреля называют Днем смеха, в других - Днем дурака. По крайней мере, так считают в Англии и США, в Шотландии - «Днем кукушки», в Японии — «Днем куклы» и совсем уж неделикатно называют свой первоапрельский праздник шуток в Италии — «День болвана». В России же это «День смеха». Отсюда и молва: весну славь языком, добрый сказ — ушами. Не потому ли в апреле и у всех языки чешутся? Правда, не зря утверждает народ: коль на носу апрель, никому не верь!
Что же это за праздник такой? Какова его история?

1 апреля - этот День не внесен ни в какие календари знаменательных дат и всенародных праздников, но его вполне можно отнести к международным, поскольку он с одинаковым успехом отмечается и в России, и в Германии, и в Англии, и во Франции, и в Скандинавии, и даже на Востоке.
Каждый человек любит поприкалываться над кем-нибудь, подшутить или разыграть, но один день в году этим занимаются абсолютно все, от ребенка до взрослого, от студента до делового человека. Но вот почему этот день приходится именно на первое апреля, точно сказать никто не может.
На этот счет существует несколько версий, одни приписывают зарождение этого праздника Древнему Риму, где в середине февраля (а вовсе не в начале апреля) праздновался праздник Глупых. Апулей считал, что в древнем Риме первоапрельский обман был связан с праздником в честь божества Смеха.
Другие утверждают, что этот праздник зародился еще в древней Индии, где 31 марта отмечали праздник шуток. Также есть предположение, что 1-го же апреля в древнем мире шутили только ирландцы, да и то в честь Нового года. Исландские саги гласят, что обычай обманывать 1 апреля был введен богами в память о Скадее, дочери Тиасса.

Еще по одной версии, обычай шутить 1 апреля связан с переносом нового года. До второй половины XVI века европейский новый год начинался в конце марта. К этому событию готовились, ходили друг к другу в гости, дарили подарки. Сама встреча Нового года происходила 1 апреля. Позднее, по указу французского короля, начало года официально стали отмечать 1 января, но многие подданные продолжали праздновать 1 апреля. Чтобы изжить старые традиции, их стали называть "первоапрельскими дураками", стало модным их разыгрывать и высмеивать.
Есть и версия, по которой этому празднику мы обязаны неополитанскому королю Монтерею, которому в честь праздника по случаю прекращения землетрясения преподнесли рыбу. Через год царь потребовал точно такую же. Такой же не нашли, но повар приготовил другую, весьма напоминающую нужную. И хотя король распознал подмену, он не разгневался, а даже развеселился. С тех пор и вошли в обычай первоапрельские розыгрыши.
Когда и кем этот праздник был завезен в Россию точно не известно, но в произведениях многих писателей и поэтов конца XVII века. Появлялись строчки про первоапрельские розыгрыши Например, Пушкин написал: "Брови царь нахмуря, //Говорил вчера: //"Повалила буря //Памятник Петра." //Тот перепугался: //"Я не знал! Ужель?" //Царь расхохотался: //"Первый, брат, апрель..."
Так что будьте настороже, запаситесь чувством юмора, набором свеженьких шуточек и забавных стишков, на розыгрыши не обижайтесь, а отвечайте ими же. В общем, веселитесь!

28 марта 2013 г.

Олимпиада по русскому языку (районный тур)


     24 марта 2013 г. состоялся районный тур олимпиады по русскому языку для учащихся 4-8-х классов. 
     Учащиеся 5 "Б" класса: Ирина Кучма и Игорь Левашов - заняли 35 и 37-ое место соответственно (всего участвовало 113 пятиклассников). 
     Учащиеся 8 "А" класса: Саблина Анастасия и Малявина Яна - заняли 5 и 82-ое место соответственно (из 101 участника). Ребята, спасибо вам! Вы старались! Всех вас поздравляю с вашим маленьким успехом! Анастасия Саблина примет участие в городском туре! ПОЗДРАВЛЯЮ! 

24 марта 2013 г.

25 марта - 142 года со дня рождения русского художника Игоря Грабаря


25 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э.И. Грабаря родился Игорь Эммануилович Грабарь, ставший впоследствии художником. В 1876 г. его родители, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, переезжают в Россию. 
Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи. 
С 1882 по 1989 год Грабарь обучается в московском лицее, а с 1889 по 1895 в Санкт-Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. После окончания университета, он поступил в петербургскую Академию Художеств, обучался в мастерской Ильи Репина.
Лето 1895 года во время каникул Грабарь путешествует по Европе, посещает Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. Его настолько восхищают творения величайших художников эпохи Возрождения, что он решает путешествовать дальше и просвещать себя.
Вернувшись в 1901 году в Россию, художник был вновь потрясен красотой русской природы. Он заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.
Полотно «Февральская лазурь» художник писал с особой любовью и вложил в него часть своей души. Несмотря на сильный мороз, художник писал картину в вырытой им траншее из снега.
В 1909-1914 годах Грабарь предстает перед нами как архитектор. По его проекту был построен санаторий «Захарьино», находящийся под Москвой, архитектурный облик которого отразил увлечение Грабаря русским классицизмом и архитектурой Возрождения в Италии.
В 1910-1923 годах он отошел от живописи и увлекся архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он задумывает и осуществляет издание первой «Истории русского искусства» в шести томах, пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о Валентине Серове и Исааке Левитане.
В период с 1913 по 1925 год художник возглавляет Третьяковскую галерею. В 1926-30 г.г. Грабарь был редактором отдела изобразительного искусства Большой Советской Энциклопедии.
С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь возвращается к живописи, особое внимание уделяет портрету, изображая своих близких, ученых и музыкантов. Среди его знаменитых портретов «Портрет матери», «Светлана», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С. А. Чаплыгина». Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе».
В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублёва и И. Е. Репина. В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин». Эта работа принесла Грабарю Сталинскую премию.
С 1944 Грабарь является директором института истории искусств Академии наук СССР.
Грабарь пользовался неоднозначной репутацией среди коллег. Многие называли художника «Угорь Обмануилович Гробарь». Именно Грабарь пошел против воли П.М. Третьякова, который завещал оставить в неприкосновенности собранную им галерею, устроив в Лондоне выставку русского искусства, которая должна была быть продемонстрировать Советскую Россию миру.
Умер Игорь Эммануилович 16 мая 1960 года в Москве.
Ещё больше картин И.Э. Грабаря здесь

ЮНК - ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА

     Ежегодно проводится всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских работ "Юность, наука, культура"
     В этом учебном году Наталья Киреева, ученица 11 "А" класса, представила работу "Языковая многозначность и пунктуация". Эксперты оценили работу высоко. Наталья - лауреат первой степени. Кроме того, она приглашена в город Обнинск на очную защиту работы. 
     Наташа! Искренние поздравления с нашим успехом!
НоминацияРаботаРезультат
Русский язык (экспертная оценка)Языковая многозначность и пунктуациялауреат I степени
Рекомендация к участию:
ЮНК - XXVIII, Обнинск - очная конференция (I сессия)

22 марта 2013 г.

Литературный календарь

Источник
23 марта 1842 г. умер французский писатель Стендаль. 
Мари-Анри Бейль, известный под псевдонимом Стендаль, родился в Гренобле в 1783 году и умер в Париже в 1842-м. Не признанный при жизни, он остался в памяти человечества как один из величайших новеллистов современности. 
"Литературная слава – это лотерея. Я вытягиваю билет с выигрышным номером. Этот номер 1935", – написал Стендаль в своем автобиографическом романе "Жизнь Анри Брюлара". Его "билет" действительно выиграл. Труды этого французского писателя XIX столетия, который создавал свои произведения, как он сам говорил, лишь для "небольшого числа счастливцев", действительно были по достоинству оценены лишь в XX веке, а не его современниками.
На вопрос, какая у него профессия, Стендаль отвечал: "Наблюдать за поведением человеческого сердца". Стендаль известен своим глубоким анализом психологии персонажей и сухим, реалистичным стилем изложения. Его считают передовым и одним из самых ранних практиков реализма. Стендаль умер в 1842 году и похоронен в Париже. Он не верил в Бога и чурался простого народа.
Воздействие творчества Стендаля на дальнейшее развитие литературы было широко и много образно. С глубокой правдивостью, делающей его одним из крупнейших реалистов, он показал движение своей эпохи, освобождающейся от уз феодализма, от господства капиталистической верхушки, пробивающейся к еще смутным, но неизбежно влекущим демократическим идеалам. С каждым романом возрастал размах его изображений, и общественные противоречия представали в большой сложности и непримиримости.

17 марта 2013 г.

Прощёное воскресение



У православных христиан наступило последнее воскресенье перед Великим постом. Позади Масленица - с разгульным весельем, широкими пиршествами (пусть мяса уже нет на столе, зато сколько лакомств подается к сытным, лоснящимся от жира блинам!), с безудержной щедростью общения: родные и не очень, близкие и дальние, мы разделяем жизнеутверждающую, земную радость масленой недели со всеми! Впереди долгий путь Великого поста. И на рубеже, на стыке двух таких разных по душевному настрою периодов удивительный день - Прощеное воскресенье. 
Обычай просить прощенье и самому прощать, вступая в Великий пост, имеет древние корни. Когда-то палестинские монахи на весь период поста удалялись в пустыню, и вот, не зная, вернутся ли они к Пасхе в обитель живыми, увидятся ли снова, монахи заранее испрашивали друг у друга прощенье. И сами прощали. Православная Русь не просто переняла этот монастырский обычай, у нас закрепился особый чин - т.е. особый порядок церковной службы Прощеного воскресения, он служится вечером. А весь день мы слышим: "Прости меня, пожалуйста!" И в ответ: "Бог простит! И я прощаю!" И в этом всеобщем примирении глубокий смысл. 
Начинающийся завтра Великий пост - время нашего покаяния перед Богом. И тут вопрос: а что надо сделать, чтобы Бог нас помиловал? Понятно, что надо увидеть свои грехи и принести их Господу - то есть исповедовать их Ему. Осознать свои грехи и раскаяться в них. Это взаимоотношения человека и Бога. И тут возникает удивительный момент. Господь вводит еще одно условие, необходимое для нашего прощения. Это условие касается взаимоотношений человека с другими людьми. Мы живем не в безвоздушном пространстве, вокруг нас другие - те самые родные и не очень, близкие и дальние. Так вот, чтобы быть прощеным Богом, надо самому научиться прощать. Сегодня утром на Божественной Литургии в храмах звучат слова из Нагорной проповеди Христа: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6. 14-15). 
Вот причина, по которой мы должны примиряться, не копить в себе обиды, не питать вражды! Никто из нас не безгрешен, мы все виноваты - перед ближними, перед дальними, перед Богом! Но если мы молим Господа: "… и прости нам долги наши!", то и сами должны научиться быть милосердными. Причем Господь говорит нам: "Мера того, насколько вы будете прощены, зависит от вас самих!" Только вдумайтесь в слова молитвы "Отче наш", где мы просим Бога: "и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" (Мф. 6. 12) То есть Бог однозначно предупреждает: "Как ты прощаешь своего обидчика, своего недруга, своего должника, своего врага, так и сам будешь прощен!" 
 По материалам "Российской газеты"

16 марта 2013 г.

Литературный календарь

Источник
16 марта 1831 года (182 года назад) вышел в свет роман Виктора Гюго "Собор Парижской богоматери". 
В предисловии к своему роману автор написал следующее: «Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». Во многом благодаря вышедшему роману в 1841 году началась реставрация собора Нотр-Дам, в ходе которой был сооружен знаменитый шпиль и храм приобрел нынешний вид. В своем произведении Виктор Гюго воскресил бурную жизнь французской столицы XV века. События романа развиваются в Париже на фоне собора Нотр-Дам де Пари. 
"Собор Парижской Богоматери" по праву считается настоящим шедевром романтического романа. В нём Гюго перелистал книгу веков и влил в неё жизнь, полную той правды и остроты, которая зажигает зрителя. Он дал контраст чудовищного (Квазимодо) и прекрасного (Эсмеральда), поднял чудовищное до прекрасного, и так пришёл к торжеству добра. 14 января 1831 г. роман был окончен. Бутылка чернил, купленная Виктором Гюго в первый день работы, была опустошена; он дошел до последней строчки и до последней капли, и у него даже мелькнула мысль изменить название и озаглавить роман "Что содержится в бутылке чернил".
Завершив "Собор Парижской Богоматери", Виктор Гюго затосковал: он сжился со своими героями и, прощаясь с ними, испытывал грусть расставания со старыми друзьями. Оставить книгу ему было так же трудно, как начать ее. 
16 марта 1831 года роман был напечатан. Успех его был колоссальным - уже к концу года его переиздали семь раз. В 1832 году вышло восьмое издание с тремя дополнительными главами.
В «Московском телеграфе» сразу же появились отрывки из романа. Они продолжали публиковаться в журнале «Телескоп» в 1832 году, хотя первый полный перевод романа был напечатан только в 1862 году в журнале «Время».
В 1874 году «Собор Парижской Богоматери» был переиздан в России отдельной книгой. 

Цитаты из романа 
  • Вот она, жизнь! Зачастую именно лучшие друзья подставляют вам ножку. 
  • Я предпочитаю быть головкой мухи, чем хвостом льва! 
  • Когда творишь зло, твори его до конца. Безумие останавливаться на полпути! В чрезмерности греха таится исступленное счастье.
  • Каждая дурная мысль настойчиво требует своего воплощения.
  • Избыток страдания, как и избыток счастья, вызывает бурные, но скоротечные чувства. Человеческое сердце не в силах долго выдерживать их чрезмерную остроту. Когда губка насыщена, пусть море спокойно катит над ней свои волны — она не впитает больше ни капли.
  • Любовь подобна дереву: она растет сама собой, глубоко пуская в нас корни, и нередко продолжает зеленеть даже в опустошенном сердце.
  • Слепая страсть — самая упорная. Она особенно сильна, когда она безрассудна.
  • Когда человеком владеет одна мысль, он находит ее во всем.
  • Я имею счастье проводить время с утра и до вечера в обществе гениального человека, то есть с самим собой, а это очень приятно.
  • Каждая цивилизация начинается с теократии и заканчивается демократией.
  • Как ненадежно бессмертие, доверенное рукописи! А вот здание — это уже книга прочная, долговечная и выносливая!
  • Для уничтожения слова, написанного на бумаге, достаточно факела или варвара. Для разрушения слова, высеченного из камня, необходим общественный переворот или возмущение стихий. 

11 марта 2013 г.

Умер писатель Борис Васильев

     Он не дожил до 90-летия год с небольшим, родившись в Смоленске 21 мая 1924 года. Что-то не дает нашим великим старикам доживать до девяностолетия. Видно, Россия не страна для долгожителей. 
     Борис Львович Васильев в последние годы жил уединенно и очень скромно со своей супругой Зорей Альбертовной в Солнечногорске. Он почти не общался с прессой, но напряженно работал до конца своих дней. Последние его исторические романы о русских князьях ("Владимир Мономах" вышел в 2010 году) не имели такой громкой славы, как повесть "А зори здесь тихие...", над которой люди плакали самыми светлыми слезами, - нельзя без чувства глубокого уважения относиться к этой его работе - семь исторических романов, написанных на склоне лет! Это был писатель старой школы, представитель той писательской "гвардии", последние солдаты и офицеры которой уходят от нас в вечность. Так, недавно мы потеряли поэта-фронтовика Константина Ваншенкина. Последнего, кстати, поэта-фронтовика.
       О Борисе Васильеве можно без всякой обиды для его памяти сказать, что он был не только русский, но и советский писатель. Идеологии он не служил, но, конечно, феномены таких повестей и одноименных фильмов, как "Офицеры", "А зори здесь тихие...", "Завтра была война" и других, были возможны только в той стране, в которой мы уже не живем. Нет того читателя и зрителя. 

Обособленные приложения

Уважаемые восьмиклассники! Чтобы закрепить знания, полученные в теме "Обособленные приложения", предлагаю вашему вниманию видеоурок.

Материалы о Сталинградской битве вы можете прочитать здесь.

8 марта 2013 г.

16 произведений русских классиков


Источник
На картинке зашифрованы 16 произведений русских классиков. Попробуем вместе назвать их. (Загадку эту предложил разгадать мне ученик 11 "В" класса Илья Стариков).

С 8 Марта!

   Пусть отблеск зимний еще не угас,
Но воздух становится зыбким.
С Женским весенним праздником Вас,
С первой весенней улыбкой!


Источникhttp://www.pozdrav.ru/8m2.shtml




3 марта 2013 г.

ХХ Конгресс молодых исследователей "Шаг в будущее"

3 марта в ТГУ прошёл XХ Конгресс молодых исследователей «Шаг в будущее».
Ученица 11 "В" класса Константинова Елизавета завоевала 1 место в секции "Литературное творчество". ПОЗДРАВЛЯЮ Елизавету! 
Молодой поэт очаровал всех членов жюри. Искренность - основная черта её творчества. С позволения Лизы выношу на суд читателей стихотворение 

Лучший сценарий для чёрных комедий
Жизнь составляет сама.
Скуден букет человечьих наследий,
Всех посводил он с ума.

Разные судьбы для разных народов,
Выбери, каждый, свою!
Смутное время печальных исходов
Будем мы помнить в раю.

Ценность победы – один победитель
Тысячи павших взамен.
Сжалится оный и скажет «живите»!
Жить, не вставая с колен?

Видите ль, нам справедливость не чужда,
Рады бы были мы ей!
Мы бы отдали вам берег жемчужный
Ради свободы своей!

Что говорить? Мы бы всё вам отдали –
Нет никаких берегов!
Вы же их сами давно растеряли
В омуте ваших грехов.

Разве не чудо – подобный сценарий?
Некому правду вершить!
Рот лишь откроешь – тебя затыкают,
Чтобы неправедно жить.

Что ж, хороша наша жизнь, не поспоришь –
Истинно, знать, хороша!
Только одна, что никак не пришпоришь,
Чернь – человечья душа.

Верно, ведь это она нам мешает,
Совесть с собою несёт!
И потому её все убивают
Дни и ночи напролёт.

И потому её так ненавидят,
Преданность чувству храня.
Тысячи павших – один победитель,
Выбери, случай, меня!

3 марта - Всемирный день писателя


    Всемирный день писателя (полное название Всемирный день мира для писателя) — профессиональный праздник, празднуемый 3 марта, призывающий «четвёртую власть» выступать против негативных аспектов демократической печати, воздерживаться от лживых публикаций, преднамеренной фальсификации, умышленного искажения фактов или тенденциозно бесчестной их интерпретации ради политических, групповых и личных интересов.
   В 1921 году был создан ПЕН-клуб, название которого происходит от аббревиатуры, образованной первыми буквами слов поэты (англ. poets), очеркисты (англ. essayists) и авторы новелл, романисты (англ. novelists). В совокупности эти три буквы создают слово ручка (англ. pen). В 1923 году в Лондоне состоялся первый международный конгресс ПЕН-клуба.
   12—18 января 1986 года, во время работы 48-го по счёту международного конгресса ПЕН-клуба,  его участники приняли решение заявить 3 марта как «Всемирный день мира для писателя». На тот момент ПЕН-центры уже имелись более чем в ста государствах мира. 
    В наши дни в ряде стран этот праздник расширил заявленный спектр. Сейчас он именуется просто «День писателя» и является поводом для воздаяния почестей наиболее отличившимся литературным деятелям.  
    

1 марта 2013 г.

Сказка в новогоднюю ночь

Ученица 5 "Б" класса Лысова Елизавета участвует в конкурсе литературного творчества "Сказка в новогоднюю ночь". Прочитайте, пожалуйста, сказку Лизы.   "Сказка про Максика и Новый год"