10 июня 2020 г.

Филологические истории: выпуск № 8

   Знаете ли Вы?.. Этот вопрос хочется мне задать каждому, кто читает этот пост. 
   Знаете ли Вы, как называют символ бесконечности?
   Знаете ли Вы, как называют художественную резку (чаще овощей и фруктов)?
   Знаете ли Вы, как называют человека с богатым воображением?
   
Источник
И ещё могу задать 157 вопросов. По вопросу на каждую страницу книги Павла Сотникова "Русский язык. Новое слово от @novoeslovo". В марте в моей библиотеке появилась эта удивительная книжечка. И я не перестаю удивляться тому, сколько слов мне совсем неизвестны. На одном из уроков русского языка в марте мы с одиннадцатиклассниками знакомились с новыми словами. 
   Всем любителям "Филологических историй" я в картинках расскажу о нескольких словах. Если нужно будет продолжение, то спрашивайте ))


Источник

Дауншифтинг - добровольный отказ от благ цивилизации в пользу простой и свободной жизни; например, переход от городского образа жизни к сельскому.



Источник


Колумелла - участок носа между ноздрями.







Источник

Фосфены - пятна света, которые вы видите, когда закрываете глаза и давите пальцами на глазные яблоки.


Источник

Карвинг - художественная резка обычно по овощам и фруктам.




Источник

Прескевю - состояние, когда человек не может вспомнить слово, оно вертится у него на кончике языка, и кажется, что он вот-вот вспомнит.



Источник
Мамихлапинатапай - взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым.

Источник


ЖускА - беседа с самим собой, навязчивый разговор в голове, который человек прокручивает вновь и вновь.




Источник


БинджвОтчинг - "запойный" просмотр сериалов.



Источник


Пунт - вогнутое дно бутылки вина.






Источник


ЛемнискАта - символ бесконечности в форме перевёрнутой цифры "8".




Пожалуй, всё. 10 слов - 10 значений.
А какие слова вам были известны?

19 комментариев:

  1. Ой, я думаю, если человек не может вспомнить какое-то простое слово, то слово прескевю он не запомнит тем более)))
    А если серьезно, то дауншифтинг и карвинг вроде мне знакомы, но опять же у меня на них прескевю))
    Ольга Николаевна, спасибо за интересности. А продолжение будет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Витальевна, спасибо, что заинтересовались материалом )) Мне он показался даже развлекательным.
      А кто знает: может, и прескевю кое-кто запомнит, и мамихлапинатапай. Последнее слово меня в полное изумление приводит!
      Продолжение? Если материал заинтересовал, то, конечно, будет ))

      Удалить
  2. Дауншифтинг, Мамихлапинатапай! Интересно! Но разве я запомню такие слова?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, думаю, что дауншифтинг и бинджвотчинг - слова известные. Просто взяли английские слова и прочитали их по-русски.
      Да и материал я опубликовала не с целью запомнить )) Мне просто показались интересными слова.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Огромное спасибо! А книги и карточки по русскому языку я всё-таки приобрела.В восторге от "Грамотных карточек". Планирую использовать их на уроках русского языка уже с моими первоклассниками. Можно возвращаться к словам в течение всего уучебного года (этакий круговорот похожих слов). Повторение-мать учения!
    Пробно играла с четвероклассниками на уроках родного языка. Мы составляли предложения. Ребятам (4а и 4в тоже) очень понравилось!
    Пока отдала сыну для подготовки к ЕГЭ. Вернёт в июле.
    Узнала, что мой, так называемый склероз, это прескевю. Постараюсь запомнить слово с помощью ассоциаций.
    А ещё я склонна к жускА.
    Про карвинг, дауншифтинг и фосфены знала.
    Очень понравилась рубрика! Сейчас полистаю, что пропустила и буду с нетерпением ждать новых слов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Очень рада видеть Вас! Дистанционное обучение и работа вообще не дают возможности более широко общаться.
      Карточки и у меня уже были в работе и с6-ми, и с 11-ми классами. А на ЕГЭ так вообще задание по паронимам есть. Так что для Вашего сына - отличный способ подготовки к заданию №5 ))
      И книга, с которой я познакомила всех читателей, достойна внимания. Всего 10 слов в сообщении дала, а сколько эмоций!

      Сообщения в данной рубрике не размещала давно. Решила вернуться. Кажется, интерес у некоторых читателей вызвала сообщением ))

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Про "дауншифтинг, карвинг, бинджвотчинг" я, конечно, знала,т.к. всё это прямые заимствования из английского. Язык живой, реагирует на всё происходящее вокруг. В связи с карантином, коронавирусом и самоизоляцией в английском появилось немалое количество новых слов и выражений (я писала об этом у себя в блоге) В русском языке та же ситуация: "карантикулы" и т.п.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Алексеевна, здравствуйте!
      Очень рада Вам! Давно-давно мы общались с Вами ))
      Естественно, Вам, свободно говорящей на английском языке, много слов известно. И ребята-11-тиклассники (кто будет сдавать ЕГЭ) их свободно переводили на русский язык.
      Лексикология - очень интересный раздел языкознания. Появление слов - процесс постоянный в языке. Остаётся только удивляться звучанию некоторых слов ))

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Как часто у меня бывает вот это...прескевю! Некоторые слова знакомы, могу расшифровать...как интересно читать Ваш пост! Спасибо!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Ивановна, здравствуйте!
      Думаю, прескевю знакомо каждому ))
      Спасибо Вам за интерес к посту. Продолжение будет точно!

      Удалить
    2. Ольга Николаевна, еще у меня бывает жускА! Конечно, жду продолжения! Спасибо!

      Удалить
  6. Только карвинг, Ольга Николаевна! Спасибо за пополнение моего словарного запаса - открывать и узнавать новые слова было интересно. Надеюсь, что запомню:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, думаю, карвинг известно многим (может, и парикмахер Вам его делал?).
      Согласна с Вами: узнавать новые слова - очень интересно. Люблю этот процесс и я.
      Скоро познакомлю читателей ещё с некоторыми словами.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Мысль о дауншифтинге меня периодически посещает. Но масса всяких "но" и сомнений вряд ли дадут осуществить эту мысль))
    Про карвинг знаю. Сто лет назад отдыхали с мужем в Ундорах, посещали мастер-класс. Но вот установка с детства, что с едой не играют, всегда мешала мне в полной мере насладиться этим мастерством, по той же причине я прохладно отношусь к сервировке стола с помощью фигурок из продуктов.
    Прескевю стало посещать меня частенько. Не хотелось бы с ним перейти в дружеские отношения, лучше я не буду помнить ни это слово, ни это состояние))
    А вот жуска– заядлая подруга)) Такая приставучая, так иногда надоедает))
    Спасибо за интересный материал!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
      Мысли о дауншифтинге, думаю, посещают многих учителей )) Особенно с приходом отпуска...
      Карвинг - процесс красивый, но с Вашим мнением соглашусь...
      Прескевю, жуска - не только Ваши подруги, но и, например, мои ))

      Спасибо за интерес к филологическим историям! Надеюсь, дальше тоже будет интересно!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Мне из всех этих слов было знакомо только слово - КАРВИНГ. Очень интересно, и с большим нетерпением буду ждать продолжения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Антонина Валерьевна, здравствуйте!
      Да, одно слово слышали и знали его значение, но, уверена, другие слова... Наверняка ведь сам предмет или процесс знали, но вот, что он как-то называется... Я тоже для себя открыла много нового.
      Спасибо Вам огромное за инетерс к теме!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Мне очень понравилось слово "Мамихлапинатапай". Очень актуально в моём возрасте))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ваня, здравствуй!
      вот это слово меня удивило как ни одно другое! Ты, наверное, почувствовал это. Какое оно удивительное! А как звучит!
      Конечно, мамихлапинатапай свойственен более молодым ))

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.