19 августа 2019 г.

Мобильная связь в школе: быть или не быть?

   Традиционно перед 1 сентября СМИ любят говорить о школе. В конце августа пишут о строительстве новых школ (и это отлично!), о нормах веса портфеля (что из серии "Правильно, но неправильно"), о стоимости "сборов в школу" (всегда хочу задать вопрос журналистам: "Откуда вы берёте эту информацию?") и т.д.
   И сегодня в "Новостях" был репортаж, в котором рассказали о рекомендациях родителям и учителям:
  

   Скажу снова о весе ранца: вся информация из области фантастики. Ни разу вес ранца моей дочери не был равен 2 кг. НИ РАЗУ!!!
   Теперь о средствах мобильной связи... Конечно, в первую очередь о телефонах. 
   Ещё в июне министр просвещения О.Ю.Васильева дала поручение рассмотреть вопрос о запрете телефонов в учебном процессе. Какая волна поднялась в социальных сетях! Родители буквально горой выше Эвереста встали на защиту права носить телефон. Выскажу две точки зрения: мамы и учителя.
   Взгляд мамы
   Я тоже ЗА то, чтобы у моей дочери был телефон. И когда она идёт в школу, и когда она возвращается из школы. Неспокойно мне. Зашла в школу - позвонила, уроки закончились - снова сделала звонок. Пошла на занятие в изостудию - позвонила или написала. Только так. Разрешаю ей на переменах достать телефон и написать мне сообщение, в котором она порадуется полученной "пятёрке", например.
   Взгляд учителя
   Сегодня в "ВК" в одной из учительских групп опубликовали "Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях". Подписаны рекомендации очень солидными людьми:   


   Перед нами документ, регламентирующий правила пользования средствами мобильной связи.
   Разберёмся хотя бы частично...
   Начну со слова РЕКОМЕНДАЦИЯ. Кто не знает лексическое значение этого слова? Рекомендуют НЕ РОДИТЕЛЯМ, а УЧИТЕЛЯМ. Прекрасно! То есть снова я должна быть той самой Бабой Ягой для всех своих учеников, которая будет запрещать, забирать, доводить до сведения родителей.
   Да и потом... Рекомендация - это не приказ. Можно выполнять, а можно и не выполнять. Рекомендуют же вам, например, врачи надевать головной убор, если гуляете под солнцем. Всегда ли Вы следуете этой рекомендации? ))
   Идём далее. 
   Цель рекомендаций - забота о здоровье обучающихся  и повышение эффективности образовательного процесса. Ну кто будет с этим спорить? Ни один разумный человек. Я и тут вставлю свои 5 копеек или даже 10 рублей))
   Безусловно, забота о здоровье детей - одна из важных составляющих учебного процесса. Обязательно в урок мы, учителя, должны включать здоровьесберегающие технологии. Но позвольте: почему в данном случае заботиться о здоровье ученика рекомендуется учителю? Где снова мама с папой?
   А вот вопрос повышения эффективности образовательного процесса для меня очень спорный. Сначала некоторые факты из данного документа: "Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4 %.
   В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.
   Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы.
   В Бельгии и Великобритании вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не установлено.
   С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах провинции Онтарио (Канада) и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия).
   Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2012 года в Малайзии и Нигерии, с 2013 года - в Уганде" (стр. 4 "Методических рекомендаций").
   Мы живём в цифровую эпоху. В течение учебного года я очень часто использую материалы блогов для домашнего задания. Сейчас ребята отчитываются о летнем чтении, заполняют электронные читательские дневники. Планирую применять новые знания, полученные во время обучения в виртуальном летнем лагере. И да, на уроках мне будут нужны телефоны. Как быть? Я не использую на своих уроках только доску и мел.
   Ещё выдержка из "Рекомендаций": (стр. 5): школам рекомендуется "предусмотреть места хранения во время образовательного процесса устройств мобильной связи обучающихся (при наличии такой возможности и необходимости); ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во время учебного процесса". Под наличием возможности, наверное, подразумевают индивидуальные  шкафчики. Многие ли образовательные учреждения ими укомплектованы? У меня в кабинете, например, таких шкафчиков нет. Да и куда их поставить? Сама собирать телефоны и охранять их не буду. Мне зарплаты не хватит, чтобы в случае чего расплатиться за смартфоны, телефоны, айфоны... И как же ограничить использование этих устройств?
   В общем, вопросов немало. Ответов только однозначных точно нет. Так это же РЕКОМЕНДАЦИИ. Пока буду действовать так: зашёл класс на урок, положил каждый ученик телефон на специально отведённую для этого парту, урок закончился, взял ученик телефон, вышел из класса. Нужен будет телефон на уроке, значит не сдаёт его ученик. Как-то так... 
   Уважаемые родители! Уважаемые коллеги! А что думаете вы? Как бороться с зависимостью детей?

14 комментариев:

  1. Ольга Николаевна! Подписываюсь под каждым Вашим словом! На моих уроках ребята используют смартфоны: зайти в электронный словарь, на сайт образовательный, послушать аудио, посмотреть видео и т.п. Не всё время урока, конечно. Но есть такие этапы урока, где очень нужна работа индивидуальная, а часто парная или групповая в интернете. Все эти запреты не нужны, если суметь правильно организовать деятельность на уроке. Жить в информационном обществе и запрещать самую необходимую в этом обществе вещь!? Смартфоны-это не исчадье ада. У себя в блоге я тоже не раз рассуждала на подобную тему."Зло" можно превратить во благо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Алексеевна, здравствуйте!
      Рада очень видеть Вас)) Давно не общались.
      Тема наболевшая. Я не стала писать об иностранцах; прекрасно знаю, что дети используют телефон на уроках английского языка - работают со словарем.
      Я тоже не понимаю суть тотального запрета в наше время. И верю, что дальше рекомендации дело не пойдет.
      Спасибо Вам огромное за комментарий - целое сообщение, точка зрения. Спасибо!!!

      Удалить
  2. Бутенко Наталия19 августа 2019 г. в 19:25

    Интересная статья,ещё больше интересные рекомендации,слава нашему образованию и медицине!!!В век цифровых технологий мы и наши дети возвращаемся в век каменный.)))А как же нано техно?в школе Сколково ,например,дети на уроках работают с планшетами и смартфонами,применяя данные гаджеты с пользой.Лично я против каменного века,против оставить ребенка без связи,т.к не имею возможности сторожить ее в школе,у школы,за школой,на танцах и.т.д.В нашем современном мире жизнь без гаджетов невозможна!Зависимость?Во всяком случае это лучше чем любая другая зависимость.Здоровье?В городе ,окружённом хим заводами-сомнительно)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Юрьевна, здравствуйте!
      Как я рада видеть и слышать Вас!!! Для меня важно слышать родителей своих учеников))
      Согласна с Вами, с каждым словом.
      Знаете, даже и добавить нечего... Особенно после последнего предложения.
      Вы правы, конечно и безусловно!
      Вашему мнению, мнению врача, доверяю.
      Спасибо!!!

      Удалить
  3. Наша семья за сотовую связь! Мы считаем, что ребенок в наше время должен быть на связи постоянно. О том как он ее исполоьзует, это другой вопрос, который конечно необходимо решать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алексей Федорович, и Вас рада видеть в блоге))
      Согласна: ребенок на глазах должен быть, правда, совсем самостоятельность не развиваем, но такова жизнь.
      А вот о том, что пользоваться без разрешения учителя на уроке телефоном, конечно, должны говорить родители.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Что сказать, ещё одна головная боль.
    Прежде всего для учителей.
    Вы же сами прекрасно знаете, что все эти "рекомендации сверху" чем ниже по карьерной лестнице спускаются, тем чаще превращаются в приказы и указания.
    Даже уверена, что через некоторое время директору школы на стол ляжет приказ от отдела народного образования округа о запрете... и т.д. сл всеми вытекающими отсюда: "найти и наказать нарушителя".
    Так нужет или нет смартфон в современной жизни.
    Несомненно да.
    Это возможность мгновенно провести самостоятельную психотерапию.
    Да-да.
    То, что раньше обсуждалось с кумушками-подружками, сейчас утаивается (время такое), естественно накапливается и в один прекрасный (самый неподходящий) момент может выплеснуться наружу.
    Как это удержать?
    Элементарно: недоводить себя до кризиса.
    А выходом как раз и могут быть эти самые глупые ролики из ютюба... и т.д.
    Дети - это такие же взрослые, только у них больше прав и меньше обязанностей.
    Они об этом ещё не всегда задумываются.
    А вот как сделать так, чтобы...
    Но это очень долгий разговор. Думаю, в ближайшем будущем разрожусь большим постом в своём блоге.
    А пока, могу сказать одно: сначала меня раздражало, что Иван сидит за столом с телефоном.
    Одной рукой ест, другой набирает сообщения.
    Я ему сказала: "А вот если у человека рука, к примеру, в гипсе, как он справляется? Ему же помогать надо! Кормить из ложечки..."
    Ваня ответил: "Ну конечно, одна рука в гипсе, другая с телефоном... ложку держать нечем!"
    Конечно, это шутка, но доля правды в ней есть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Вот и меня раздражает, что Лиза долго, на мой взгляд, проводит времени с телефоном. Но... Такова сегодня жизнь: гуляют дети мало, а если и гуляют, то тоже все мысли в телефоне.
      Радует всё же, что дочь и читает. На море прочитала две книги, которые мы взяли из дома, пришлось идти покупать в дорогу. В такой просьбе не могу отказать.
      Да и в силах родителей контролировать время ребенка.
      А так... Перекладывают на учителя снова контроль за учеником, это ведь и проще.

      Удалить
  5. Оля, добрый вечер! Сегодня утром увидела эту новость, а ты уже и ты пишешь. Меня тоже возмутило слово "рекомендации". Ни о чем, одним словом. Т.к. я последние два года только в началке была, там этот вопрос в некоторых классах решался так. Брали коробку из-под обуви, в начале рабочего дня складывали туда телефоны, после уроков забирали. Но вот я тоже не понимаю, а кто охраняет? Никто. И когда я приходила в класс, а учителя не было, видела эти телефоны в коробочке.
    Эффективность учебного процесса хотят повысить? И опять за счет нервов учителей. Мои бывшие подростки пользовались у меня на уроках планшетом, например, проект делали. Словари - так это уже вообще прошлый век, просто как само собой разумеющееся. Ну а если уж что-то найти и т.п. - мои дети находили, учились тогда в 9 классе, и всё нормально и отлично было. Тупость это, а не рекомендация. По-другому и сказать нельзя. Все знают, что на уроках без толку пользоваться телефоном нельзя, это неуважение к учителю и одноклассникам,но есть исключения. У меня несколько учеников с диабетом. Думаю, комментарии здесь излишни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, здравствуй!
      Нет, меня слово РЕКОМЕНДАЦИИ не возмущает. Оно как раз даёт возможность принять к сведению или никак не реагировать.
      В начальной школе, согласна, вопрос использования средств связи неакутален. Там все заглядывают в рот учителю и делают всё, что учитель ни скажет.
      В коробке хранила и я телефоны своих пятиклассников на протяжении нескольких месяцев, пока однажды все телефоны не пропали... А это мои ученики зашли в кабинет, я отсутствовала, они знали, куда я кладу коробку, и забрали своё. Я, конечно, на следующий день поговорила с ними и дала себе слово больше телефоны не собирать.
      Положа руку на сердце скажем, что всё же в большинстве своём телефоны мешают учебному процессу. Конфликты между учителями и учениками неизбежны. Если на ЕГЭ и ОГЭ проносят телефоны, то как нам бороться с тем, что ученики во время урока сидят в "ВК", переписываются.

      Удалить
  6. Добрый день, Ольга Николаевна. Сегодня целый день обсуждаем. Мнения очень разные, но все схожи в одном, что родителей и детей трудно будет отучить сдавать телефон на хранение... А как же жалобы, недовольства, компромат против учителя... Утрирую, Да! Но это с одной стороны, а с другой, телефон нам помогает в учебном процессе, я часто адресую ребят к образовательным порталам ( у нас свободная раздача WI-FI на разрешенный сайты). Так что опять, палка о двух концах

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Как Вы правы: я даже не стала писать о том, чтО заявляли родители в первую очередь, когда услышали о таком возможном запрете. По мнению мам (в большинстве своём), учителя только и делают, что оскорбляют, унижают, бьют, не ведут урок, боятся, что дети будут записывать деяния наши на телефон. Поэтому срочно нужно поставить камеры в каждом кабинете!
      Мы же рассматриваем телефон как помощник в образовательном процессе.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Николаевна!Получаются двойные стандарты какие-то. С одной стороны, телефон отвлекает от учебного процесса (если дети сидят в соцсетях), а с другой, телефон и мобильный интернет можно активно использовать в классе (интерактивные задания, тесты, опросы и т.п.) Я не могу дать однозначного ответа. Наверное, нужно так строить урок, чтобы у детей не было времени и желания лазить по интернету бесцельно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна!
      Рада видеть Вас!
      Согласна с Вами: однозначного ответа нет. Естественно, будут учителя снова соревноваться с телефонами за внимание учеников.

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.