15 сентября 2018 г.

Работа над ошибками на уроках русского языка: быть или не быть?

Источник
   "Нужно ли делать работу над ошибками?" - с таким вопросом обратились ко мне пятиклассники, после того как получили тетради по русскому языку после первой проверки. ПризнАюсь: смысла в переписывании набело слов не вижу. Да и разве он есть? Чаще получается как в анекдоте: "Мама разрешила пойти на улицу сыну тогда, когда он сто раз напишет правильно слово ушёл. Мальчик выполнил задание мамы. Уходя на улицу, оставил записку: "Мама, я всё сделал и ушол гулять"
Источник
   Ошибки на письме (и орфографические, и пунктуационные) - беда нашего века, века информационных технологий. Дети, в основном, общаются в социальных сетях, где никто не следит за орфографией. Родители ведь тоже там. И, к сожалению, тоже пишут неграмотно. Если поправляешь уже достаточно взрослого человека, то нарываешься на грубость и хамство (проверено на собственном опыте). А однажды мне так и написали: "Интернет-общение допускает безграмотное письмо. И я не у вас на уроке, так что идите лучше тетради проверяйте". С тех самых пор зареклась кого-либо исправлять. Читаю комментарии, вздыхаю, грущу, негодую, но... не исправляю. А может, взрослые так часто пишут безграмотно, потому что не делали в школе работу над ошибками? 
   Но вернусь к вопросу: быть или не быть работе над ошибками? В бОльшей степени, конечно, быть. Но не в таком виде, в каком существует сегодня. Традиционно: ученик выписывает слово, в котором сделал ошибку, возможно, прописывает строчку-вторую. Или частенько я делаю так после проведения диктанта (у нас же, учителей русского языка и литературы, есть целый урок после проведения диктанта на работу над ошибками):
Правильно пишу
Объясняю
Привожу примеры
Лестница
Непроизносимая согласная (запоминаю)
Известный (весть), чудесный (чудеса)
Чудесный
Буквы и, у, а после шипящих
Снежинка, чудо

М.В.Ганькина
   Но и такая форма меня, мягко говоря, не устраивает. И поэтому с этого года решила вернуться к тому, что использовала 8 лет назад. Тогда, прочитав в газете "Русский язык" (приложение к "Первому сентября") статью Марии Владимировны Ганькиной, обратила внимание на нетрадиционный подход к работе над ошибками и начала работать так же. Всё просто.
   "В ученических тетрадках вместо привычных символов (палочка – орфографическая ошибка, галочка – синтаксическая (пунктуационная - О.Н.) ошибка) на полях появляются разные цифры, которые проставляет учитель при проверке. Каждой ошибке строго соответствует та или иная цифра. При этом учитель может либо исправить ошибку сам, либо просто зачеркнуть её, либо вовсе ничего с ней не делать – в зависимости от хозяина тетрадки или своего рабочего замысла. Но на полях, в соответствующей данной ошибке строке, непременно появится цифра, отсылающая ученика к «Проработке ошибок и неточностей»." (Источник)
   В 2009 г. все пятиклассники получили от меня вот такие листы:  

   И с этого года у пятиклассников начинаю проверять я тетради строго в соответствии со всем написанным. То есть тетрадь может выглядеть так:
Источник
   Что делать с теми орфограммами и пунктограммами, которые ещё не изучали? Всё на усмотрение учителя. Я точно знаю, что буду выставлять цифру-ошибку, но не буду считать эту ошибку (орфограмма или пунктограмма ещё не изучены). Хочет-не хочет, а обратиться к её исправлению ученик. Но работа над ошибками должна быть регулярной.
   Для выполнения такого рода работы над ошибками нужно иметь отдельную тетрадь, куда будем записывать слова и предложения. И тетрадь эту носить на уроки ежедневно. Пишет ученик на доске, учитель, просматривая тетрадь, диктует слово или предложение из тетради ученика. 
   Конечно, хорошо было бы, если бы ВСЕ учителя исправляли ошибки в тетрадях учеников. Ведь грамотное письмо и грамотная речь - это прерогатива не только учителей русского языка и литературы.
Уважаемые пятиклассники и ваши родители (законные представители)!Прошу вас сохранить таблицу "Проработка ошибок и неточностей". С понедельника, 17 сентября, на полях своих тетрадей вы увидите не галочки и палочки, а цифры.
  В блоге "Пишичитай" об орфографии: "Полезные мелочи".

18 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Конечно же, работа над ошибками нужна!!! Нам учитель подчёркивала ошибки, а исправляли мы сами, в классе, разбирая каждое предложение... Но это если диктант. А вот сочинения давала домой исправлять.
    Ольга Николаевна, это ж намного больше времени Вы будете тратить на такую проверку!!! Но такой подход, уверена, обязательно себя оправдает! А Вы все обозначения наизусть знаете, что какое число обозначает? Или будете подглядывать? ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      С большим количеством учебного материала не остаётся времени на выполнение работы над ошибками. В пятом классе ещё можно всё успеть, а вот дальше... Надеюсь, мы справимся с ребятами.
      Времени, конечно, уйдёт много на проверку тетрадей. Причём у меня ежедневно проверяется 61 тетрадь )) Не считаю ещё и два десятых класса.
      Обозначения наизусть не знаю. Конечно, буду подглядывать. Но позже уже многие обозначения запомню.

      Удалить
  2. Мое мнение: работа над ошибками - важнейшая составляющая учебного процесса. К счастью, на моих уроках она проходит намного проще, чем для учителей русского языка, но работа над ошибками - это моё железное правило. Без этой деятельности мы просто не двигаемся дальше.
    Как же меня выводят Whatsapp, Viber, бесконечные соцсети! Терпеть не могу эти пикалки с 1000 сообщений и тучей ошибок. Неужели скоро все писать руками вообще разучатся?! А орфографию и пунктуацию русского языка я честно исправляю. Дети даже возмущались: мол, у нас урок английского, а не русского. Ну и что?! Какой ваш родной язык? Китайский, что ли? Вот и пишите правильно! А потом припугнула, что буду двойки за русский язык ставить, если не будут следить за тем, что на бумаге пишут)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Света!
      Для классного руководителя Viber - необходимая сегодня штучка. Организация учебного процесса тогда идёт всё же лучше. Я имела в виду комментарии в "ВК".
      Работа над ошибками, согласна, очень важная составляющая учебного процесса. НО! Должен всё же контролировать её не только учитель, но и родитель. Если вместе возьмёмся, тогда получится. Иначе никак.
      Если ты исправляешь ошибки на своём предмете, то низкий тебе поклон. Все учителя должны придерживаться ЕДИНОГО ОРФОГРАФИЧЕСКОГО РЕЖИМА!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Подобный разбор ошибок -это прекрасно!
    Не возникнет вопросов ни у родителей, ни у учеников. Посмотрел на "циферку", сравнил с таблицей, и сразу понятно, почему учитель сделал замечание.
    Вот бы все учителя так делали!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Родителям, конечно, всё будет понятно. Да и сами мамы и папы повторят орфографию ))
      Но эта работа будет безумно трудной!!!

      Удалить
    2. Титанический труд, Ольга Николаевна, но оно того стоит. Я считаю, что работа над ошибками необходима также, как и ежедневное повторение таблицы умножения.Обязательно поделаю Вашим опытом работы с коллегами, тем более. что вижу некоторые проблемы в отработке тех или иных навыков в некоторых классах у отдельных коллег. Спасиб Вам

      Удалить
    3. Анна Борисовна, здравствуйте!
      Да, труд невероятно тяжёлый. Но очень надеюсь, что он даст свои плоды.
      Про таблицу умножения... Как Вы правы! Удивительно: есть сегодня выпускники, не знающие её. Помню ученицу, которой как раз задала вопрос: "Сколько будет 7×8?" Она стояла и считала так: 7+7+7+7.....
      Другой ученик на тот же самый вопрос ответил, что будет 54.
      И был со мной этот случай 2 года назад.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Конечно, работа над ошибками нужна! Иначе, как школьники научатся не делать таких ошибок впредь. Заслуживает одобрение опыт учителей по проведению такой работы. Они растят мыслящих учеников и грамотных людей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна, здравствуйте!
      Опыт учителей по этому вопросу бесценен. Именно поэтому снова обращаюсь к тому, о чём узнала давным-давно. Надеюсь, справимся - и я, и мои ученики.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Проблемный вопрос вы затронули. В этом году пробую делать РНО в новом формате) Ошибки не исправляю, а только на полях обозначаю их количество, дети сами должны их найти, исправить и подобрать проверочные слова, где возможно. Посмотрю ещё пару контрольный и обязательно напишу у себя в блоге, что у меня получилось)или не получилось..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, здравствуйте!
      Вот Вы написали о такой форме, и я вспомнила, что делала как-то такую работу. Спасибо! Это занимательно. Но пока постараюсь проводить такую работу в словарных диктантах, например.
      Буду ждать Ваше сообщение об эксперименте.

      Удалить
  6. Здравствуйте,Ольга Николаевна! Спасибо за идею!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алла Юрьевна!
      Спасибо М.В.Ганькиной! ))) Очень надеюсь, что работа над ошибками будет систематической не только с моей стороны, но и со стороны ребят и их родителей.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Столько полезного на Ваших страницах!
    Безусловно, "полезные мелочи" совсем не мелочи! Важная и нужная работа над ошибками!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алина Ивановна!
      Мне тоже нравятся сообщения под общим названием "Полезные мелочи". Надо бы продолжить серию.
      Спасибо!!!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Спасибо Вам большое! Отличный полезный пост!
    Я, например, каждое домашнее задание начинаю с аббревиатуры РОШ, и дети знают, что нужно обязательно сделать работу над ошибками. Не формально, а с выделением орфограммы и проверочным словом.
    В одном своём выпуске практиковала не исправление ошибки, а подчёркивание слова с ошибкой. Ребёнок сам исправлял ошибку в слове зелёной ручкой, а затем делал работу над ошибками.
    Набор детей получился сильным (сейчас они 11-классники, все в лингвистических классах).
    В дальнейших наборах, к сожалению, не получается. Делаю так только пятерым ребятам.
    Чтобы дети понимали орфограмму и её местонахождение, почти каждый день даю орфографические минутки. На проверке ребята проговаривают где, почему и как проверить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Ваша работа очень трудоёмкая. Русский язык преподавать неимоверно тяжело! Наша миссия - воспитать грамотного человека. Это очень важно. Для этого все средства хороши. Буду пробовать различные приёмы. Обязательно какой-то даст результат.
      Вашим выпускникам пожелаю сдать ЕГЭ по русскому языку минимум на 95 баллов!

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.