17 июня 2018 г.

"Красивый я получаюсь только на шаржах": Михаилу Светлову - 115 лет

Источник

  "4 июня 1903 г. родился Михаил Аркадьевич Шейнкман (Светлов). В советское время у него были два облика: комсомольского поэта для многих и выпивохи-острослова для круга друзей и знакомых. После кончины Светлова (1964) государственные мужи, убедившись, что вольные уста этого трудно предсказуемого человека уже не исторгнут крамолу (наряду с его шутовством, надо помнить, например: кроме двусмысленной «Гренады», он написал очень жёсткое и очень ясное стихотворение «Итальянец»), отметили его Ленинской премией (1967; это, как известно, широкошумно праздновавшийся год пятидесятилетия советской власти, когда абы кому премий не давали)". (Источник)
*****
   "Михаил Светлов в свойственной ему шутливой манере однажды произнёс: Мне кажется, что я обнаружил в себе способности ясновидца. Судите сами. В своё время я написал «Гренаду». А ровно через десять лет в Испании вспыхнула гражданская война. И наши добровольцы устремились туда – сражаться на стороне антифашистов. Наивная мечта моего романтического хлопца стала явью. Затем я написал для одного фильма песню о Каховке. И что же? Впоследствии там стали сооружать грандиозную электростанцию. По-моему, политики, строя свои дальнейшие планы, должны советоваться со мной. Но они почему-то с этим не спешат”. (Источник)

Каховка, Каховка - родная винтовка -
Горячая пуля, лети!
Иркутск и Варшава, Орел и Каховка -
Этапы большого пути.
Гремела атака, и пули звенели,
И ровно строчил пулемет...
И девушка наша проходит в шинели,
Горящей Каховкой идет...
Под солнцем горячим, под ночью слепою
Немало пришлось нам пройти.
Мы мирные люди, но наш бронепоезд
Стоит на запасном пути!
Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались,
Как нас обнимала гроза?
Тогда нам обоим сквозь дым улыбались
Её голубые глаза...
Так вспомним же юность свою боевую,
Так выпьем за наши дела,
За нашу страну, за Каховку родную,
Где девушка наша жила...
Под солнцем горячим, под ночью слепою
Немало пришлось нам пройти.
Мы мирные люди, по наш бронепоезд
Стоит на запасном пути!
*****
   "В одной из своих статей, посвященных воспитанию, Светлов написал: "... Я глубоко убеждён, что первый и главный помощник воспитателя - юмор. Недостатки первым делом надо не осуждать, а высмеивать. Я не Песталоцци, не Ушинский и не Макаренко, моя специальность совсем другая, но я убеждён, что в ребенке надо вызывать не страх наказания, а надо заставить его улыбнуться. Свойство всех детей - нарушать установленное. А если это нарушение показать в смешном и нелепом виде?
Если показать ребенку, что он в своем нарушении не столько грешен, сколько смешон?
   Приведу два примера из практики воспитания собственного сына. Однажды я вернулся домой и застал своих родных в полной панике. Судорожные звонки в „неотложку“: Шурик выпил чернила.
   - Ты действительно выпил чернила? - спросил я.
   Шурик торжествующе показал мне свой фиолетовый язык.
   - Глупо, - сказал я, - если пьёшь чернила, надо закусывать промокашкой.
   С тех пор прошло много лет - и Шурик ни разу не пил чернила.
   В другой раз я за какую-то провинность ударил сына газетой. Естественно, боль была весьма незначительной, но Шурик страшно обиделся:
   - Ты меня ударил „Учительской газетой“, а ведь рядом лежали „Известия“...
   Тут-то я и понял, что он больше не нуждается в моем воспитании". (Источник) 
*****
Как люблю тебя я, молодую,
Мне всегда доказывать не лень,
Что закат с зарею не враждуют,
Что у них один и тот же день!
   "Эти стихи были написаны в апреле 1964 г. за 4 месяца до конца жизни. Какое надо было иметь мужество, какую молодую душу, всю обращённую только к жизни. Когда-то в «Комсомольской правде» была напечатана статья, в которой Светлов писал, что убеждён в том, что люди после его кончины загрустят. Статья эта кончалась словами: «Не надо мне памятников. Я весь, со своими кровеносными сосудами, хочу всегда быть с людьми, со всем человечеством. Неважно, что это не получилось. Важно, что я хотел этого". (Источник)
*****
   М.Светлов к жизни относился с юмором. Может, поэтому всегда с улыбкой смотрел на себя на... шаржах.
Источник


Источник
Источник
Источники:

16 комментариев:

  1. Ольга Николаевна, здравствуйте! А ведь теперь школьники не изучают творчество Светлова. По крайней мере, в программе, которую проходят в нашей гимназии. А он, оказывается, был большой юморист... И в этом юморе столько мудрости.
    Спасибо, мне такие факты из биографии М. Светлова ещё не встречались.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна, здравствуйте!
      Да, в школе мы не читаем стихи М.Светлова, но кто мешает нам сегодня перечитать их?
      Пока читала материал о поэте, тоже поймала себя на мысли о том, что Михаил Светлов относился ко всему вокруг себя с большой долей юмора.
      Очень приятно видеть Вас! Спасибо за добрые слова!

      Удалить
  2. Ольга Николаевна, спасибо за интересный пост о М.Светлове.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, здравствуйте!
      Спасибо Вам, дорогой библиотекарь!

      Удалить
  3. "Каховку" вспомнила. Сколько раз эти песни пели в пионерских лагерях и на комсомольских слетах. Спасибо за интересную публикацию, Ольга Николаевна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, рада видеть Вас! И ещё очень радостно, что пост о писателе отмечен читателями.

      Удалить
  4. Ольга Николаевна,рада знакомству с Вами и Вашим замечатсльным блогом. Ваш блог не только информативен и интересен, но и заставляет задуматься.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лола, здравствуйте!
      Очень рада нашему знакомству! Надеюсь, оно будет не только продолжительным, но и разговорчивым))
      Спасибо Вам за добрые слова!

      Удалить
  5. Михаил Светлов - воистину светлый человек и гениальный поэт!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, согласна! Только жаль, что о нём мы знаем не так много. Человек-то интересный!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо, что поведали о замечательных человеческих качествах поэта М.Светлова! Очень познавательно! Шаржи точные и веселые!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Николаевна, здравствуйте!
      Вот как получается: знакомимся с личностями или углубляем о них свои знания, общаясь друг с другом через блоги.
      Мне всегда приятно общение со всеми вами.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Знакомые стихи, а вот о поэте не слышала или забыла...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, здравствуйте!
      Думаю, что в большинстве своём мы не знаем имя этого поэта. В школе-то не изучали. Я Вам больше скажу: творчество Михаила Светлова я не изучала даже в университете.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Мне понравились стихи Светлова. И хоть они не включены в школьную программу, я нашел время прочитать.
    ГРАНИЦА

    Я не знаю, где граница
    Между Севером и Югом,
    Я не знаю, где граница
    Меж товарищем и другом.

    Мы с тобою шлялись долго,
    Бились дружно, жили наспех.
    Отвоевывали Волгу,
    Лавой двигались на Каспии.

    И, бывало, кашу сваришь.
    (Я - знаток горячей пищи),
    Пригласишь тебя:
    - Товарищ,
    Помоги поесть, дружище!

    Протекло над нашим домом
    Много лет и много дней,
    Выросло над нашим домом
    Много новых этажей.

    Это много, это слишком:
    Ты опять передо мной -
    И дружище, и братишка,
    И товарищ дорогой!..

    Я не знаю, где граница
    Между пламенем и дымом,
    Я не знаю, где граница
    Меж подругой и любимой. .

    Мы с тобою лишь недавно
    Повстречались - и теперь
    Закрываем наши ставни,
    Запираем нашу дверь.

    Сквозь полуночную дрему
    Надвигается покой,
    Мы вдвоем остались дома,
    Мой товарищ дорогой!

    Я тебе не для причуды
    Стих и молодость мою
    Вынимаю из-под спуда,
    Не жалея, отдаю.

    Люди злым меня прозвали,
    Видишь - я совсем другой,
    Дорогая моя Валя,
    Мой товарищ дорогой!

    Есть в районе Шепетовки
    Пограничный старый бор -
    Только люди
    И винтовки,
    Только руки
    И затвор.
    Утро тихо серебрится...
    Где, родная, голос твой?

    На единственной границе
    Я бессменный часовой.

    Скоро ль встретимся - не знаю.
    В эти злые времена
    Ведь любовь, моя родная,-
    Только отпуск для меня.

    Посмотри:
    Сквозь муть ночную
    Дым от выстрелов клубится...
    Десять дней тебя целую,
    Десять лет служу границе...

    Собираются отряды...
    Эй, друзья!
    Смелее, братцы!..

    Будь же смелой -
    Стань же рядом,
    Чтобы нам не расставаться!

    Написано почти 100 лет назад, а как по-современному жвучит.

    ОтветитьУдалить
  9. Иван, здравствуй!
    Уважаю учеников, которые познают, интересуются, удивляются. Не изучаем в школе стихи М.Светлова. Разве что-то мешает с ними познакомиться?
    Ты молодец! И огромное тебе спасибо за очень современное стихотворение!

    ОтветитьУдалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.