11 декабря 2014 г.

"Полезные мелочи", или О приёмах, помогающих запомнить трудные правила-2

Продолжение. Первая часть - здесь. 
"Не чавкать!"
http://vserisunki.ru/publ/
dlja_detej/62
А вот совет старшеклассницы прямо принять было невозможно. Она оказалась свидетелем того, как я бьюсь на дополнительных занятиях с нашими вечными
чувствовать – участвовать, снова напоминаю про часть («Если концерт сольный, нельзя сказать, что артист в нем участвует, участвовать – брать на себя не все дело, а часть» и т.п.). Успех был сомнительный, во всяком случае частичный. И тогда ученица сказала: «А нас учительница просто учила: 
кто чавкает, тот свинья!». 
Неприятная фраза. Но бывают тяжелые случаи, когда почти все средства хороши. И тогда я говорю: «Мне одна ученица даже так один раз сказала: кто чавкает...».

Искусство побеждать
   Ученики Людмилы Романовны Готлиб не ошибаются в написании слова искусство. Тем, кто уже хоть раз проиграл в схватке с этим коварным словом, она советует при новой встрече с ним сразу же настроиться на победу – показать себе два пальца:
V – victory – победа
И заодно, пересчитав пальцы, вспомнить: 2 буквы с – во 2-м случае.

Не вся правда

http://experience.tripster.ru/experience/4251/
   Рассказывает Адель Григорьевна Миримская: «Ученик ошибся в слове подлинный. Подчеркиваю слово, а рядом пишу красным: 
«Линь – орудие пытки?». 
Ученик недоумевает. «Давай посмотрим в словаре». У Ожегова приводятся омонимы: 1) пресноводная рыба; 2) (спец.) веревка для корабельных снастей. Никаких пыток. Но некоторые ученые полагают, что было такое веревочное орудие для битья, кнут – линь, линек. Сведения, произнесенные под пыткой, называли подлинными».
   «Этимологический словарь русского языка» Фасмера иначе комментирует слово подлинный:«...обычно сближают с подлинник «длинный шест» (см. длина) на том якобы основании, что при судебной расправе били «подлинниками» – длинными палками, чтобы выпытать правду». В любом случае удивительна уверенность наших предков в том, что сказанное для того, чтобы прекратить мучения, и есть самая настоящая правда (сейчас-то мы знаем, что это совсем не так).
   Подобный разговор, занимающий вместе с чтением словаря не больше пяти минут, заставляет обратиться к лексическому значению слова, задуматься о сложных связях между историей и языком, убедиться в том, что в науке о языке многое нельзя считать окончательно решенным; побуждает подумать над некоторыми моральными и юридическими вопросами... И, безусловно, помогает запомнить правописание прилагательного подлинный.


Продолжение следует...

10 комментариев:

  1. Ответы
    1. Пожалуйста, Анна Борисовна!
      Интересным материалом делюсь с коллегами и учениками. Есть обратная связь. Значит, всё не зря.

      Удалить
  2. Ольга Николаевна, спасибо в очередной раз!
    У меня дома есть словарь С. И. Ожегова (выпуск 1989г.), пользуемся мы им постоянно, вот и сейчас он лежит на столе, Андрей проверял вчера значение слова.
    Порой беру словарь в руки перед сном и листаю, каждый раз нахожу всё новые и новые для себя неожиданности. Научила и детей своих обращаться к словарю, если есть сомнения в написании или значении слова. А бывает и муж, когда пишет документы, составляет акты на работе, сомневается с написанием, звонит мне, спрашивает, как правильно написать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Витальевна, здравствуйте!
      В моей библиотеке "Словарь русского языка" С.И. Ожегова датируется 1984 г. Помню, как мы с мамой купили его в книжном магазине, в отделе, куда сдавали использованную литературу.
      Как часто обращаюсь и я к нему.
      Ваша семья - показатель ПРАВИЛЬНОГО отношения к языку. Сколько говорю ученикам, что словарь должен быть настольной книгой. Читаете книгу, встретили незнакомое слово - обратитесь к словарю, узнайте лексическое значение незнакомого слова. И кругозор же пополняется. Но, увы, слышат не все. Далеко не все.

      Удалить
  3. Ольга Николаевна, какие замечательные приемы запоминания Вы на продемонстрировали! Обязательно воспользуюсь с отстающими студентами)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, здравствуйте!
      Спасибо авторам брошюры за такие интересные приёмы запоминания непростых орфографических правил.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна. Вот и ещё одна загадка русского языка?
    Так как правильно разобрать по составу слово "Подлинный" ????
    По-длин-н-ый, или Под-лин-н-ый??? Судя по исторической версии - второй вариант верный... :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Иван!
      Этимология - очень интересная наука. Ведь только она отвечает на вопрос: "Почему мы так говорим?" С современной точки зрения разбор слова по составу, предложенный тобой, не верен. Корень "подлинн-". А вот с этимологической точки зрения твой разбор будет правильным.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Благодарю за полезные советы. Ну, пусть "чавкает", главное - помогает) Про удвоенные согласные запомню.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, здравствуйте!
      Пожалуйста!
      Думаю, у каждого учителя-словесника найдётся такая копилка "полезных мелочей". Спасибо авторам брошюры за бесценный опыт!

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.