23 ноября 2014 г.

"Весна придёт обязательно..." (В.Токарева)

   Вернулась к Виктории Токаревой быстро (моё первое знакомство - рассказ "Кока и Магомед"). Почитала отзывы Натальи Клементьевой, Марии Сониной, Елены Цековой, Марины Низеньковой. Подумала, что пришло и моё время почитать Токареву. Так в моих руках, благодаря хорошей знакомой, оказалась книга "Летающие качели". Но хватило меня пока только на две повести. Пока на две. Как-то взгрустнулось после прочтения "Звезды в тумане" и "Неромантичного человека". Легко взгрустнулось (если вспомнить А.С. Пушкина с его "светлой печалью"). Потому что всё искренно, потому что всё правда, потому что всё жизненно. 
      "Это произошло тринадцатого января... Моя подруга увела моего Мужа и я осталась без Мужа и без Подруги. Без дружбы, без любви и без семьи. Единомоментно". 
   Впечатляющее начало... Причём - и я уверена в этом - нам знакомы такие женщины: соседка, подруга подруги, знакомая дальней знакомой... Кажется, что всю повесть мы будем слышать рыдания героини, но... Рыдания есть, непонимание того, как это могло произойти, тоже. Но самое главное - есть обычная жизнь обычной обманутой жены, которая буквально в один миг понимает, что ей просто нужно уйти "из прежней жизни, где... всё умерло, кроме детства Машки Кудрявцевой" [дочери героини], "переместиться в другую цивилизацию", куда можно купить билет, цена которого - страдания. "Ибо одни страдания заставляют душу трудиться и созидать...". "Надо бояться прожить гладенькую благополучную жизнь".
   "Пройдёт время. Туман рассеется. И моя звезда с обломанным лучом будет светить тихим и чистым светом, как будто на небе произвели генеральную уборку и протёрли каждую звёздочку".
   И ведь каждая звёздочка светит или будет светить. Каждая звёздочка имеет право встретить весну.
   Повесть "Неромантичный человек" совсем о других героях. Танька, мечтающая о том, чтобы "сесть на облако и поплыть", Мишка, тот самый "неромантичный человек", лётчик. Зарисовки из деревенской жизни. Нет, не зарисовки из жизни, а сама жизнь.
"Говорят, что молодость - самое счастливое время в жизни. Это говорят те, кто давно был молод и забыл, что это такое.
Молодость - полутрагическое состояние, когда понимаешь, что зачем-то явился на белый свет. А вот зачем?" 
   О любви и влюблённости, о мудрости и глупости, о детстве и молодости. Да, местами наивно, но эта та советская наивность, по которой многие из нас ностальгируют.
   С удивлением узнала, что художественный фильм "Шла собака по роялю" снят по этой удивительной повести. 
   Пока В.Токареву отложила в сторону, но в ближайшее время обязательно вернусь. Не смогу не вернуться.

10 комментариев:

  1. Доброй ночи, Ольга Николаевна! С творчеством Виктории Токаревой я знакома больше по экранизациям. Самая знаменитая, пожалуй "Шла собака по роялю" ("Неромантичный человек") Веселая комедия, но грустинкой отдает. Но мне больше по сердцу "Ты есть". Смотрела, наверное раз сто... и каждый раз плакала.
    Наверное, займусь перечиткой Токаревой в оригинале. Спасибо за идею.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
      "Ты есть" смотрела не один раз и я. И об этой книге упоминала в сообщении "Книги, помогающие жить". Эмоции и чувства те же. Да и вообще уж очень я сентиментальна.
      Для меня пришло время почитать Токареву вообще. До недавнего времени, к своему стыду, вообще ничего у Токаревой не читала.

      Удалить
  2. Вот-вот, Ольга Николаевна, к Виктории Токаревой невозможно не вернуться... Потому что, как Вы очень верно подметили, это не зарисовки из жизни, а сама жизнь.
    Спасибо за обзор!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Витальевна, здравствуйте!
      Участие в проекте (который закончился и не закончился) даёт радость общения с книгой и читателями. Когда бы я прочитала Токареву? А здесь... Почитала отзывы и прочитала сама.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Думала, что не читала произведения Виктории Токаревой, а начала читать обзор и поняла, что многое знакомо - всплывает в памяти... Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, здравствуйте!
      Конечно, читали. Книги Виктории Токаревой всегда были популярны, особенно среди дам. Это наше чтение, лёгко-тяжелое, сентиментально-чувствительное.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Я не только прочитала ваш пост (уж очень он мне понравился), но и не обессудьте - он вдохновил меня на прочтение рассказов автора и собственные откровения в блоге от прочитанного. Спасибо вам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Ивановна, здравствуйте!
      Вот это и есть чувство сорадости! Прочитала я - и тут же нашёлся последователь(ница). У Вас уже побывала, оставила комментарий.
      Галина Ивановна, как всё-таки русской женщине близки произведения Виктории Токаревой. У неё вся жизнь, с её радостями и горестями.
      Спасибо Вам.

      Удалить
  5. Книги Токаревой у меня всегда на столе с кучей закладочек и выписанных понравившихся фраз. Сейчас перечитываю "Из жизни миллионеров". Много в ее книгах прямо из жизни, честно, прямолинейно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, знаю Вашу любовь к книгам В.Токаревой.
      Фразы писательницы становятся афоризмами.
      Беру на заметку Ваш совет по поводу перечитанного. Спасибо!

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.