23 августа 2014 г.

Престиж профессии=высокая зарплата?, или Самые востребованные профессии в России

http://www.lady.ru/
   Как часто мы слышим разговоры о том, что престиж профессии УЧИТЕЛЬ нужно повышать. А что понимает под словом "престиж" каждый из нас? Думаю, что большинство ответит так: главным условием престижа профессии является высокая заработная плата. Хотя что значит "высокая"? Для кого-то, может, 25 тыс.руб. вполне достаточно, а кому-то и 100 тыс.руб. мало.
   Открываю словарь С.И. Ожегова: "ПРЕСТИЖ - влияние, уважение, которым пользуется кто-что-нибудь" (М.: Русский язык, 1984). Словарю моему уже 30 лет! Пойду-ка загляну в другие словари, наверняка что-то изменилось. Ну как же так: говорим о престижных профессиях, а денежная составляющая даже не включена?
http://article.unipack.ru/35490/
   Открываю словарь на сайте "Грамота.ру" и... 
"ПРЕСТИЖ [франц. prestige] Авторитет, влияние, которым пользуется кто-, что-либо". Т.е. снова ни слова о высоком заработке. Престиж определяется влиянием, уважением, авторитетом. Если исходить из этих составляющих, тогда моя профессия престижна. 
   Вот уже несколько лет идут разговоры о том, что нужно поднимать престиж профессии УЧИТЕЛЬ, и в первую очередь как раз говорят о повышении заработной платы. В связи с этим очень интересна, на мой взгляд, статья "7 мифов об учительской зарплате" Светланы Кирилловой ("Управление школой", 2014, №7-8, стр. 8-13).
   Обсуждать-возмущаться-соглашаться-негодовать-улыбаться можно долго. Не буду останавливаться подробно на положениях статьи, каждый из вас может её прочитать, если пройдёт по ссылке-названию журнала.
   Сегодня, к сожалению, в школы практически не приходят молодые специалисты (может, я ошибаюсь, но в Тольятти ситуация такая). Спроси учеников в любом классе о выборе профессионального пути, пожалуй, редко услышишь, что кто-то хочет быть учителем. И одна из причин - низкая заработная плата. НЕПРЕСТИЖНО. Хотя уж вроде и повышают, и повышают. А воз и ныне там. 
   Думаю, меня поддержат коллеги-предметники. Ведь такого количества тетрадей не проверяет никто. Посудите сами: в прошлом учебном году у меня было 100 учеников, за проверку тетрадей я получала: 1682 руб. 54 коп.-13%=1463 руб. 81 коп. Русский язык я преподавала 81 ученику, в 10-м классе вела только литературу. Несложные математические расчёты покажут, что проверяй я тетради только по русскому языку, (напомню, что преподаю ещё и литературу), то один ученик со своей тетрадью "стоит" в таком случае 18 руб. 10 коп. в месяц. В пятом классе, например, 6 уроков русского языка в неделю (24 урока в месяц), соответственно, проверка одной тетради = 75 коп. Если в классе 25 чел., то за раз я получаю 18 руб. 75 коп. Сколько времени теряет учитель? А я ещё не посчитала изложения, сочинения, диктанты, работы на листочках, тетради по литературе, в которых выполняются письменные работы, сочинения в 10-11 классе.  
   Однажды на заре моей трудовой деятельности коллега-географ сказала: "Оля, вот зачем ты пошла работать учителем русского языка? Мне моя мама говорила, когда я поступала в педвуз, чтобы я стала учителем, где тетрадей минимум". Я тогда опешила: получается, количество тетрадей может определить выбор? Мой выбор тетради не определили. Я продолжаю любить своё дело, хотя тетради... но о них уже было выше.
   Так какие же профессии считаются в нашей стране престижными, а значит высокооплачиваемыми? Ибо мы выяснили с вами, что значение слова "престиж" по отношению к профессии у нас всё-таки не играет правильно.
   Естественно, буду обращаться к различным сайтам, ссылки на которые будут обязательны.
http://www.sandboxadvisors.com/
   Итак, по данным сайта "Юридический вестник", в 2014 г. ТОП-10 самых востребованных профессий выглядит так:


10. Менеджер по персоналу / 35 000 руб.
9. Повар / 35 000 руб.
8. Инженер / 60 000 руб.
7. Менеджер по закупкам / 30 000 – 55 000 руб.
6. Врач стоматолог / 80 000 руб.
5. Аудитор / 55 000 руб.
4. Web-программисты / 45 000 руб.
3. Личный водитель / 60 000 руб.
2. Юрист / 30 000 – 100 000 руб.
1. IT-специалист / 50 000 руб.

   По данным сайта "Деловая жизнь", в 2014 г. самыми востребованными, высокооплачиваемыми, престижными профессиями считаются:

10. Врач стоматолог /  50 000 - 75 000 руб.
9. Личный водитель /  30 000 - 80 000 руб.
8. Шеф-повар /  40 000 - 80 000 руб.
7. Стилист-визажист/ 45 000 – 70 000 руб.
6. Менеджер по логистике /  50 000 - 80 000 руб.
5. Архитектор-проектировщик /  45 000 - 80 000 руб..
4. Специалист банковского дела /  60 000 - 85 000 руб.
3. Web-мастер / 50 000 - 90 000 руб.
2. IT-специалист / 60 000 – 90 000 руб.
1. Программист / 50 000 - 150 000 руб.


   Как вы видите, "десятка" топовых профессий практически не отличается одна от другой. Действительно, самыми престижными являются профессионалы в сфере информационных технологий. Из бюджетных профессий в списке встретился только врач, да и тот стоматолог. Понятно, конечно, что если дантист занимается частной практикой, то и зарплата у него достаточная (это я со своей, учительской, меркой). 
   Какие же профессии являются не престижными, а значит, по мнению респондентов, мало оплачиваемыми? Вот какие сведения я нашла на сайте "Newsland", правда, датируются они ещё 2010 годом. 

3. Полицейский
2. Военнослужащий
1. Учитель

   С этими данными можно и поспорить: и полицейские, и военнослужащие после реформ жить стали лучше. Жаль, что моя профессия самая не престижная! 
   А что же нам обещают в будущем? Какие профессии будут востребованы уже в ближайшее время? Итак, десять профессий будущего (по данным сайта "Профориентация Грэйс школьников и взрослых в России")
http://newsland.com/

1. IT-специалисты.
2. Инженеры.
3. Нанотехнологии.
4. Логисты.
5. Экологи.
6. Врачи.
7. Химики.
8. Маркетологи.
9. Интернет-журналисты.
10. Специалисты в области сервиса.

   Трудно не согласиться с профессиями будущего. Но так хочется верить, что когда-нибудь и профессия УЧИТЕЛЬ будет востребованной, престижной, высокооплачиваемой. ПРЕСТИЖНАЯ ПРОФЕССИЯ - именно в своём прямом значении!
   И не сбудутся пророческие слова Н.А. Некрасова: "Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе..." ("Железная дорога").

21 комментарий:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Тема довольно животрепещущая. Согласна с Вами, что слово "престиж" звучит несколько извращенно. О проверке тетрадей - опять на все 100% согласна. А с математическими вычислениями звучит просто.... слов нет....
    Не знаю как у вас в Тольятти, а у нас сейчас почему-то наблюдается острая нехватка учителей начальной школы. Возможно, это связано с тем самым "престижем", и потому выпускники педагогических колледжей не спешат идти в школы? Иль дело в финансовой стороне вопроса?
    В школе больше всего любила русский и литературу. Почему-то мне казалось, что самое интересное и занимательное (ответственное и почетное притом) - это проверка тетрадей. Просто снилось мне, как я стану учителем русского и литературы и буду проверять тетради! СЧАСТЬЕ!!!
    Моя мечта должна осуществиться лишь в 40 лет (да и то, ели все пойдет по плану). Скоро окончание филфака. Хочу ли я сейчас быть учителем русского и литературы, однозначно сказать не могу. Но вот то, что тетради мне проверять не хочется абсолютно - это уж точно! Каждый раз думаю о филологах, когда уж сил на проверку тетрадей нет. Чай, похуже вам бывает...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, здравствуйте!
      В первую очередь, спешу Вас поздравить с тем, что Вы скоро станете филологом! В нашем полку прибудет! Только вот сомневаюсь, будете ли Вы работать в средней и старшей школе: у меня есть подруга с филологическим высшим образованием, которая всю свою педагогическую жизнь проработала в начальной школе. Она и нашла себя именно с малышами. Думаю, Вы из того же теста слеплены!
      Теперь по теме: Вы правы в том, что учителей начальных классов катастрофически не хватает. Многие работают в две смены, с двумя классами, да ещё и ведут подготовительные курсы.
      Нынешние выпускники, конечно, хотят получать зарплату (в их понимании). И когда, получив первую зарплату, видят, насколько она мала, сбегают туда, где за такие же деньги нет такой ответственности!
      Наши с Вами мысли по поводу темы совпадают.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Ну и затронули Вы тему) Самую больную) Престиж? Может Вы будете смеяться, скажите, что на селе не так понимают) Но я слова "престиж учителя" с деньгами почему-то не связываю? Для меня престиж, прежде всего уважение, а уважение за деньги купить не возможно. Уважение своих учеников, родителей, односельчан. Почему молодёжь не хочет идти в школу работать? Да, просто не хочет работать. Ну, сделают нам зарплату 50 000, побежит молодёжь в школы работать, но не все останутся там, не все способны работать правильно с детьми. Именно, это многие молодые педагоги и не выдерживают - 1. работы с детьми, 2. бумажной волокиты. Так что я согласна с Ожеговым.
    А про востребованность профессий будущего, очень понравилось и успокоило. Сын выбрал одну из них, хотя мы были ух как против. Может у него все будет хорошо с зарплатой?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, здравствуйте!
      Нет, ни в коем случае смеяться не буду. К счастью, в деревнях и сёлах слово "престиж" понимают правильно.
      И согласна с Вами ещё и в том, что не работают случайные люди в образовании. Система всё равно выдавит (уж простите за такое слово).
      Рада за профессиональный выбор Вашего сына! Пусть ему сопутствует удача!

      Удалить
    2. Ольга Николаевна, вспомнилось) В 1994 г, когда пришла в школу работать, были сложные годы: зарплату задерживали, вместо денег давали норковые шапки, сыр, масло. Многие ушли из школы. Остались самые верные)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Актуальная тема. Прочитала пост, мнения коллег. Ответить сразу не получилось – интернет пропал. Поэтому было время на размышление до появления оного. Есть такая поговорка: ничто не унижает человека больше, чем маленькая зарплата. Она не дает стимулов для работы и творчества, озлобляет и обедняет людей. Для меня однозначно зарплата является важным компонентом престижа. Да и во всем мире, мне кажется, так.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Петровна, здравствуйте!
      У Вас, наверное, уже утро понедельника, я пишу Вам поздним вечером воскресенья. Утром я иду увольняться: решение мне далось ох как непросто. Прочитав Ваш комментарий, обрадовалась тому, что нашла в Ваших словах очень веский аргумент, причём красиво представленный.
      Я поддерживаю мнение о зарплате. Это важный компонент профессиональной деятельности.
      Может, в словарях когда-нибудь увидим дополнение к значению слова "престиж", касающееся как раз заработной платы.

      Удалить
  4. Ольга Николаевна, доброе утро. Для повышения престижности профессии учителя необходима планомерно продуманная политика государства. Зарплаты маленькие, учителей (особенно начальной школы) не хватает. Те, что работают, берут повышенную нагрузку, устают, что не может не сказаться на качестве обучения. Вывод - пострадают дети.
    Для меня, как и для Ирины Петровны, зарплата не на последнем месте. Учителя, а это в основном женщины, должны ещё и эффектно выглядеть. Здесь всегда вспоминается фраза, сказанная Шанель о том, что "если вы не можете вспомнить во что была одета женщина - значит она была одета идеально". Вот и мы должны быть идеальными, чтобы ученики обсуждали не наши наряды, а наши предметы.
    Так что, как ни крути, зарплата учителя, престижность профессии и качество образования связаны неразрывно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Станиславовна, здравствуйте!
      Как я согласна с Вами про "эффектно выглядеть"! Хочется много нарядов! Потому что в первую очередь мы женщины!
      Вы как математик вывели идеальную, на мой взгляд, формулу любимой профессии!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Тема очень сложная и очень волнительная... Мне иногда кажется, что учителя сами снижают престиж собственной профессии...
    Учитель по значимости занимает далеко не «призовое» место в жизни современного ученика, и авторитет школьного учителя подорвали…деньги. Именно так! Около года назад в Блоге Ассоциации участников профессионального конкурса «Учитель года города Краснодара» Татьяной Адольфовной Ваховской были сказаны слова, с которыми я несомненно согласна: «Раньше труд учителя воспринимался как нечто возвышенное, учитель отдавал всего себя, не требуя ничего взамен. Вроде горьковского Данко. А сейчас участившаяся практика репетиторства доказала ученикам: учитель – это тот, кто берет деньги за учение. Вроде коммерции. А коммерция никогда не вызывала у людей возвышенных чувств».
    Будет авторитет у детей, будет он и среди взрослых!
    Конечно, списки самых востребованных профессий возглавляются IT-шниками – что поделать, требование времени… Но вот то, что количество учителей будет прежним – несомненно, кому-то же надо детей учить. Вот только если бы в учителя шли по призванию, по велению сердца, самые лучшие, самые талантливые…

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, здравствуйте!
      Во многом согласна с Вашим комментарием, но частично поспорю. Опять же - это мнение моё, может, когда-нибудь кто-нибудь меня переубедит.
      Ключевое слово в словах Т.А. Ваховской - "раньше". Все жили в СССР, все были примерно равны, зарплата учителя была неплохой, коммунистическое воспитание давало свои плоды. Учителя и были тем самым Данко. Просто это требовало время!
      23 года назад распался СССР. Людям перестали выплачивать зарплату, учителя по несколько месяцев не видели живых денег. А кушать хочется? Одними идеями не проживёшь. Взятки брали в большинстве своём вузовские преподаватели, учителя же считали своим долгом подтягивать неуспевающего ученика бесплатно. А то, что есть семья, кого это волновало? Бесплатная работа приветствовалась.
      Прошли 90-ые гг. Учителя громко назвали продавцом на рынке услуг! Учитель стал не учить, а оказывать услуги! Как известно, любую услугу можно продать. Раз мы продавцы, то и продаём свои знания нуждающимся. Идеи мои никому не интересны. В старших классах сами родители заинтересованы в "покупке" учителя (уж простите, коллеги, что так жёстко пишут, но другие слова подобрать сложно).
      Ещё несколько лет назад некоторые родители требовали, чтобы с их ребёнком после уроков учитель позанимался (не понимает тему, болел, уезжал на отдых ребёнок) бесплатно. Помнили они, как с ними те самые Данко занимались после уроков, считали, видимо, это за огромную радость. Но спросите сегодня любого работягу на заводе: будет ли она час-два работать после работы бесплатно! Это вызовет либо дикий хохот, либо непонимание, либо резкое отрицание. Ведь за переработку положены отгулы или дополнительная оплата. А учитель ДОЛЖЕН?
      Я лучше эти два часа посвящу ребёнку своему или, на худой конец, проверю пачку тетрадей, чтобы их домой не нести.
      Мы, учителя, и так очень много работаем бесплатно: подготовка к ЕГЭ, ГИА, к урокам (разве это время нам оплачивается?) и пр.
      Нет, я не занимаюсь коммерцией, но считаю абсолютно неправильным к репетиторам относиться с некоторым пренебрежением. Просто каждый из них хочет заработать не только на хлеб с маслом, но и сыр купить, приобрести платье не на рынке, а в модном магазине, выходные дни провести не дома, а в Санкт-Петербурге, например. Почему нет? Почему?
      Простите, коллеги, Лилия Павловна, возможно, за резкий тон, но... это моё мнение. Пока оно такое!
      Лилия Павловна, и всё же думаю, что лишних людей в образовании нет. Не сможет работать в нашей системе человек не по велению сердца. Его система съест.

      Удалить
  6. Добрый вечер, Ольга. Слово "престиж" в современном мире потеряло свое истинное значение. Сейчас все меряется денежным эквивалентом, поэтому профессия учитель не престижна. Не престижна она еще и потому, что в обществе наши с вами педагогические усилия сводят на НЕТ. Каждый год в конце августа и начале мая начинается "борьба с ведьмами": в СМИ рассказывают, какие плохие школы, собирающие денег на одно и другое, и просят денег не давать, а в случае чего - обращаться в прокуратуру. Еще примерно раза два в год проходят сюжеты-страшилки про училок, которые бьют детей, унижают их и т.д. Разве после этого можно говорить о престиже профессии учителя? Да, разные люди встречаются среди нашего брата, точно так же, как и среди людей других профессий (возьмите среднестатистического чиновника, например). И что же , из-за этого лишать авторитета в обществе все учительство?
    Не будет престижа нашей профессии, пока государство к нам не повернется передом: не перестанет ругать, выставлять в черном цвете наши будни, пока не защитит наше честь и достоинство.
    Ну, а о себе могу сказать: не жалею, что 23 года назад перешагнула порог школы. Школы были разные (от полного минуса, до полного плюса), но везде старалась видеть ребенка и весь свой педагогический процесс ориентировала на него.
    Спасибо за тему.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лариса!
      Подписываюсь под каждым Вашим словом! Ох, как любят находить какую-нибудь паршивую овцу и писАть, и говорить о ней! Так и слышишь: "Да все они такие!"
      А ты просто заходишь ежедневно в класс и "сеешь разумное, доброе, вечное" несмотря ни на что. Тебя унижают, а ты идёшь по пути учительства дальше. И кто защитит, если тебя оскорбили? Коллеги - не всегда. Только семья.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Николаевна. Парадоксальная ситуация. С одной стороны, профессия учителя декларируется как одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий, т.к. именно от труда учителя во многом зависит разносторонность развития молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества, растет значимость образования. С другой стороны, социальная привлекательность и престиж профессии учителя в наше время достигли предельно низкого уровня. А ведь есть страны, Южная Корея, например, где профессия педагога одна из самых уважаемых и почётных. Почему? Уважительное отношение к учителю возведено в традицию. Кстати, на Востоке говорят, что «ученик не смеет наступать даже на тень учителя». У нас же основное население, включая школьников, их родителей, да и самих учителей, считают профессию УЧИТЕЛЬ не престижной.
    Я вот нашла в Интернете кинообразы наших учителей. Уже это о многом говорит:
    “Учитель”, 1939г. – молодой человек, которому удается завоевать всеобщее признание и обрести личное счастье, его учениками становятся не только дети, но и взрослые;
    “Доживем до понедельника”, 1968г. – сомневающийся не всегда уверенный, не всегда правильно поступающий, но ищущий и любящий, преодолевающий трудности, сомнения и проблемы, умеющий сопереживать и чувствовать юные души;
    “Большая перемена”, 1972г. – вникающий в проблемы своих учеников, принимающий непосредственное участие в их жизни, заботливый и любящий;
    «Чучело» 1983г. показывает всю безучастность учителей в жизни учеников;
    «Дорогая Елена Сергеевна», 1988г. – одинокая женщина, высоконравственный, знающий своё дело и любящий детей педагог, особо больно переживающая низость поведения собственных учеников;
    «Ранетки», 2007г. – все учителя изображены очень заинтересованными в успехах своих учеников людьми, любящими свое дело и предметы, складывается радужное представление о школе, что далеко от реального положения дел и потому не вызывает у зрителя положительных эмоций;
    «Школа», 2009г. – учителя показаны аморальными, недалекими людьми.
    Что же касается проверки тетрадей, то я Вас очень понимаю. У математиков, как и у русоведов, нескончаемый поток тетрадей. А ведь в детстве, играя в школу, самым привлекательным в работе учителя считала именно проверку тетрадей и заполнение журнала. Вот и заигралась аж на 40 лет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Год 2014-й. Сериал "Физрук". Все. Приехали.

      Удалить
    2. Да, лучше не скажешь, Надежда Александровна: "Приехали"! Современные фильмы о школе ничего кроме отвращения не вызывают. Хотя есть несколько зарубежных фильмов этого же времени выпуска, которые меня вдохновляют (хотя сердцу близки наши старые фильмы): "Общество мёртвых поэтов" (1989), "Улыбка Моны Лизы" (2003), "Тренер Картер" (2005), "Писатели свободы" (2007).
      ОБИДНО за нашу индустрию кино:-(

      Удалить
    3. Людмила Геннадиевна, здравствуйте!
      Какой анализ кинофильмов Вы создали!
      Ещё раз доказывает и кино, как с течением времени в обществе относились к учителю.
      Я вот в последнее время всё думаю: как же наших чиновников обижали учителя!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Прочитала Ваш пост на одном дыхании... Затем все комментарии... И как-то грустно стало! Во многом согласна с коллегами. У нас с потока единицы в школе работают, остальные получили второе высшее. А я не могу из школы уйти, хотя были возможности, и держит точно не зарплата, т.к. иногда приходится и свои деньги в работу вкладывать :-)!
    Знаете, Вы натолкнули меня на мысль: спрошу у моих учеников, что они подразумевают под словом "престиж"! Интересно, что они ответят!?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Анатольевна, здравствуйте!
      Да вообще тема невесёлая, хотя... Я довольна своей профессией при всех её минусах. Хочется, конечно, лучшего отношения со стороны государства, но пока оно такое.
      Я закончила педуниверситет в 1999 г. Училось нас на потоке 125 чел. В школах сегодня - единицы.
      Интересно будет посмотреть на результаты Вашего опроса. Напишите потом, пожалуйста!

      Удалить
  9. Добрый лень, уважаемые коллеги. Отчасти согласно со всеми Вашими доводами и рассуждениями. Вот Я всегда считала профессию учителя престижной, а если кто - то считает иначе, пусть меня в этом убедит. То, что зарплата и престиж в наше время связались в один узелок - это не нормально. Престиж профессии и уровень жизни - это разные, на мой, взгляд, вещи. И можно эффектно одеваться, но быть не престижным учителем, а можно проходить в одном аккуратном и чистом костюмчике, и быть в профессии на высоте. А еще самое страшное, что иногда "случайные люди" в школе больше всего хотят высокой зарплаты, при этом ничего не делая.
    Да, учителей катастрофически не хватает (особенно -начальных классов), платят за проверку тетрадей мизер, но мы же работаем.
    Людмиле Геннадьевне особое "Спасибо" за похожесть моих детских игр в школу, я тоже до сих пор продолжаю играть, но несколько меньше - 26 лет. Прощу прощения за сумбур мыслей: да, зарплата не сравнима с зарплатой других специалистов, но все-равно, отраслевая система оплаты труда позволяет зарабатывать тем, кто этого ХОЧЕТ и МОЖЕТ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте!
      Спасибо за Ваше мнение! Для меня оно очень ценно. Мы, учителя, можем говорить много, но Вы как директор, человек, точно знающий об управлении в школе всё, проясняете многие вещи!
      Вы правы, несомненно! СПАСИБО!
      Значит, многие из нас играли в школу! Я вот даже сестру свою мучила уроками. Да и сейчас, наверное, больше не работаю, а играю. У меня даже 16 августа был небольшой юбилей: 15 лет я учитель!

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.