3 июня 2014 г.

"Книги, помогающие жить" (Н.Е. Колоскова), или Рекомендательный список литературы - 1

   Учитель литературы, отпуская своих учеников на летние каникулы, обязательно даёт список литературы, которая будет изучаться в следующем году.
   Я уже несколько лет работаю по программе Г.С. Меркина, и список литературы составляется строго по вышеназванной программе.
5 класс, 6 класс, 7 класс8 класс (скоро будет список готов), 9 класс10 класс11 класс (скоро список будет готов).
   Кроме того, в блоге неоднократно размещала списки литературы, рекомендованные уважаемыми людьми и организациями:
   И, конечно, не могу обойти вниманием Международный проект, в котором я принимала (да и продолжаю принимать) участие, "Читать не вредно - вредно не читать", организаторы которого Мария Николаевна Сонина и Елена Владимировна Воронина собрали под свои крылья около 300 любителей чтения, каждый из которых делился мнением о прочитанном.
   Что ещё можно порекомендовать почитать сегодняшним школьникам и их родителям?

   Несколько лет назад я получила брошюру "Книги, помогающие жить": Рекомендательный указатель литературы. Составитель - Н.Е. Колосова.
   По мнению автора брошюры, "эти книги сегодня востребованы как никогда". В указатель вошли произведения для читателей разных возрастов. А помогли составить данный список литературы библиотекари Москвы (Центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара").
   Я решила познакомить с рекомендательным указателем своих учеников и вас, уважаемые читатели блога. Сама хочу прочитать некоторые книги из этого списка летом.
  Не буду отходить от принципа построения брошюры: списки книг разделены по разделам=возрастной категории. 

Тем, кто уже подрос

Б.Байерс "Лебединое лето"
   
Главной героине книги Саре Годфри 14 лет, и она переживает непростой период взросления. Жизнь и правда не мила, если у тебя умерла мама, папа живёт далеко, а младший брат Чарли отстаёт в развитии. Однажды Чарли пошёл разыскивать лебедей, которые ему очень нравились, и заблудился в лесу. Поиски мальчика перевернули внутренний мир Сары.
   



Ф.Бёрнетт "Таинственный сад"
   
   Десятилетняя англичанка Мэри Леннокс выросла в Индии. Родители Мэот скоропостижно умирают, и девочку отправляют в Англию к её дяде - лорду Крейвену. Дядя не рад приезду племяннницы; уже десять лет он оплактвает потерю любимой жены, и ему некогда заниматься маленькой Мэри.






Э.Н. Болдуин "Ещё немного времени"


   В центре повествования большая семья - папа, мама, три сестры и два брата. Четвёртый ребёнок в семье - Мэтти, у него синдром Дауна. Повествование ведётся от лица десятилетней Сары. Такой ребёнок в семье и для родителей, и для братьев и сестёр - большая проблема и нелёгкое испытание.
   На некоторе время Мэтти оказался в частном пансионе среди себе подобных. И всё как будто бы неплохо складывается, можно жить легко и весело. Но что-то не так... Все заскучали без Мэтти.

М.Глейцман "Болтушка"

   Главная героиня книги двенадцатилетняя Ровена Бэтс не может говорить, но она хорошо слышит, быстро пишет свои ответы. И внутри её идёт постоянный монолог. Потому и «болтушка». Лейтмотив повести – каждый человек имеет право на свою уникальность, индивидуальность, свою «чудинку».






П. Гудхарт "Джинни и её дракончик"
   
   Из необычного яйца, обнаруженного девятилетней Джинни в курятнике, вылупляется дракончик. А тем временем в семье ждут появления малыша. Рождается ребёнок с синдромом Дауна. Для Джинни не существует дилеммы принять или не принять необычного малыша. Он брат, хоть и не такой как все: "…я словно вылупилась заново из яйца и меня окружает иной мир, непохожий на прежний, но в котором мне все же может быть хорошо…". А для родителей – трудный путь принятия решения: отказаться или оставить неизлечимо больного ребёнка.


Ю.И. Ермолаев "Дом отважных трусишек"


   Дом отважных трусишек – так называет главный врач детское отделение больницы. А прототипом главного врача послужил знаменитый доктор Гавриил Абрамович Илизаров, который точно сказочный волшебник, возвращает к жизни, казалось бы, неизлечимо больных людей, делает их здоровыми и счастливыми.
   Повесть рассказывает о мужестве маленьких пациентов, о самоотверженности врачей, о том, как вместе врачи и дети побеждают болезни. Повесть не документальна, но в ней рассказывается о том, какие новые методы лечения нашёл и успешно применил зауральский доктор. Но, самое важное то, что писатель прежде всего стремится показать маленьких пациентов, передать их огромное желание преодолеть свой недуг и стать здоровыми. Вместе с Надей Ермаковой и её подружками по палате читатель пройдёт через многие испытания и узнает радость победы, которую одержала героиня книги над собой. И эта радость была для неё самой большой на свете.


В.П. Крапивин "Самолёт по имени Серёжка"

   Роме Смородкину одиннадцать лет. Половину жизни он провел в инвалидном кресле - в раннем детстве мальчик упал спиной на железный прут. Мама считает, что Роме лучше жить в интернате для инвалидов, где созданы специальные условия для таких ребят, как он. Но сам Рома другого мнения: «Мне казалось, что интернат похож на больницы, в которых я лежал много раз и подолгу. И которые мне тошно вспоминать. Опять будут палаты с кроватями в ряд, белые халаты, запах лекарств и кухни, который не исчезает в коридорах. Короче говоря, казённый дом. И ни единого уголка, где можно остаться одному. Я же там зачахну от тоски! Мне надо, чтобы вокруг были родные стены, которые я люблю до последней трещинки. Чтобы рядом всё было привычное, моё. Мой стеллаж с книгами, мой телевизор, мой булькающий и ворчливый кран на кухне, мой пылесос, с которым я управляюсь не хуже мамы. Мой балкон и мой двор за окнами. И чтобы мама была рядом каждый день. Вернее каждое утро и каждый вечер... Неужели она этого не понимает?! А мама снова и снова заводила разговор об интернате: - Тебе нужен коллектив, товарищи. Такие же, как ты. Чтобы ты чувствовал себя равным среди равных... Но я не хотел быть таким равным.
Нет, не подумайте, что я как-то по-нехорошему относился к инвалидам. Если бы я сам умел ходить, я мог бы вполне подружиться с больными ребятами и помогал бы им во всём. От души, а не из жалости. По-моему, такие ребята всегда должны быть с обыкновенными мальчишками и девчонками. И среди них стараться себя чувствовать равными».

   Рома всей душой стремится к чуду, которое смогло бы разорвать суровую реальность. И у него появляется друг, умеющий превращаться в самолёт.

В.Г. Кротов "За бродячим подсолнухом" (Том 1)
   Девочка Кю, увлекающаяся верховой ездой, и её брат Айн, прикованный к инвалидной коляске, никак не ожидали, что их ждёт такая чехарда невероятных встреч и приключений. Вот Манная Тётя, которая может превращаться во что угодно. Вот самовольный вертолёт свил себе гнездо на вершине горы. Вот кругодыры живут, не замечая неба над головой. Вот влюблённый крокодил, вот стенобойщики и стеностройщики...
   В таком путешествии не заскучаешь, даже если просто оглядываться по сторонам. Но брат и сестра втянуты в самую гущу событий. Ведь они не просто гостят в удивительных сказочных мирах, а стремятся отыскать неугомонный бродячий подсолнух.



В.Г. Кротов "За бродячим подсолнухом" (Том 2)

   Айн и Кю проходят через один сказочный мир за другим. В мире догадок они встречают и лазальщика Гарби-Барби-Варби-Бара по имени Топпи, и Секундёнка, который делает всё так быстро, что никто не успевает заметить, и многорукого, многоногого Бимби-Кримби, и клоунессу Дрипочку. Ребятам удаётся побывать в купе поезда, вывернутого наизнанку, и в гостях у Вечности, и в чирикающем домике.
   Тем временем Айн учится у сестры ездить на лошади, а её учит водить автомобиль. И оба продолжают учиться Искусству Человеческой Жизни, пониманию её замысла.




С.Кулидж "Что Кейти делала",
"Что Кейти делала в школе",
"Что Кейти делала потом"
   

   Сьюзан Кулидж - псевдоним известной американской писательницы Сары Чонси Булей (1835-1905), чьи произведения неизменно занимают почётное место в любых сериях книг для детей и юношества, издаваемых как в англоязычных, так и во многих других странах. Её первые книги и рассказы для детей увидели свет в 1871 - 1872 гг. Особенное внимание читателей привлекла вышедшая в 1872 г. повесть «Что Кейти делала». Это очаровательная, смешная и трогательная история девочки, недугом прикованной к инвалидном креслу. За четыре долгих года Кейти научилась не только принимать свою болезнь, но и терпению, сдержанности, пониманию и любви.
      В последующие годы, откликнувшись на многочисленные просьбы читателей, Кулидж написала продолжение - повести «Что Кейти делала в школе» и «Что Кейти делала потом».

Д.Литтл "Неуклюжая Анна"
   
   Канадская писательница Джин Литтл, как и героиня ее книги, несмотря на очень слабое зрение, училась в обычной школе. Сначала стала учительницей, а потом и писательницей. У нее есть собака-поводырь, и, чтобы писать, ей нужен особый «говорящий» компьютер.

   Главная героиня книги Анна - неловкий, неуклюжий ребенок – посмешище и дома, и в школе. Ей очень нелегко живется. Все, что так просто для братьев и сестер, для Анны оказывается почти неразрешимой задачей. Однако девочка постепенно входит во вкус решения «нелегких задачек». Через собственную боль, Анна, чуткий и чувствительный ребенок, учится сочувствию к страданиям других людей.

Н.Назаркин "Изумрудная рыбка"
   Эта книга о ребятах, которые тяжело, часто неизлечимо, больны. И жить им гораздо труднее, чем здоровым людям. Большую часть своей жизни они проводят в больничной палате: уколы, капельницы, перевязки. И вместе с тем – забавные приключения и выдумки, первые влюбленности, чтение интересных книг.
   Автор книги о больничной жизни знает не понаслышке – сам проводил в больнице по шесть месяцев в году, а став взрослым, работал во Всероссийском обществе гемофилии. Его рассказы помогут пережить невзгоды и детям, и их родителям.

Э.Портер "Полианна" 
   Удивительная история девочки-сироты, которая при любых обстоятельствах умела радоваться жизни и смогла помочь многим людям, научив их своей любимой игре - игре в радость. Книга впервые увидела свет в 1912 году и с тех пор является одной из самых любимых и читаемых книг зарубежной классической детской литературы.
Э.Портер
"Возвращение Полианны"

   Продолжение книги о Полианне, в которой уже повзрослевшая Полианна продолжает играть в свою замечательную игру и радоваться жизни. Книга вышла в свет в 1915 г. в ответ на многочисленные просьбы читателей.




А.Саутолл "Пусть шарик летит"
 
Один день из жизни Джона Клемента Самнера. Ему двенадцать лет. Он учится в обычной школе. У него любящие родители. Он влюблен в девочку из дома напротив. У него есть заклятый враг – одноклассник. Но все не так просто: у Джона детский церебральный паралич. И для девочки с золотыми волосами – он плохо говорящий соседский мальчишка, у которого не слушаются руки и ноги и случаются приступы эпилепсии, и с которым ей не рекомендуют водиться родители.
   А во сне Джону не раз слышалось: «Да ты мировой парень! Ты все сможешь!» Его так тянуло вырваться из оков. И он сделал это. Оставшись дома один, он залез на пятнадцатиметровый эвкалипт, растущий во дворе…


Э.Хилдик "Питер Брейн и его друзья"

   Эта книга об изобретательном мальчугане, прикованном длительной болезнью к постели. У него много друзей, которые не дают ему скучать и делают всё, что в их силах, чтобы он вместе с ними учился и участвовал во всех играх.





Р.Эльф "Синий дождь"

   Эта небольшая психологическая повесть – о хрупкости телесного и душевного мира маленького человека. И о том, как легко этот мир разрушить. А еще - о дружбе, которая может сотворить чудо…
   Маленькая Саша собирается ехать в интернат для немых и глухонемых детей. Саша не может говорить: "Когда-то давно умела немножко, как все маленькие дети. А потом, когда ей не было еще трех лет, ее очень испугал пьяный тракторист, переехавший на ее глазах перебегавшую через дорогу собаку, и с тех пор Саша молчала".
   Она стала "непонятной девочкой" даже для близких людей, а уж малознакомые старались совсем не общаться, вроде как даже побаивались ее немоты. Саша тоже сторонилась и детей, и взрослых". И живет в своем особом мире. Но у девочки есть друг "самый лучший друг на свете" - сосед Саша (правда, совсем взрослый – мамин одноклассник). С его помощью девочка не только познает окружающий мир, но и вновь обретает возможность говорить.

16 комментариев:

  1. Ольга Николаевна, спасибо за рекомендации!!! Столько нового, обязательно предложу что-нибудь Андрею (наш список литературы весьма стандартен)!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Витальевна, всегда ПОЖАЛУЙСТА! Список буду дополнять. Сама хочу летом прочитать книги из данного рекомендательного списка.

      Удалить
  2. Ольга Николаевна, спасибо за список! Буду своим шустрикам из него кое-что рекомендовать. Я им список, составленный в соответствии с нашей программой уже дала, но книги, предложенные Вами меня очень уж заинтересовали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Михайловна, пожалуйста! В списке немало книг, поэтому сегодня-завтра сообщение буду обновлять и писАть новое.
      Меня тоже заинтересовали многие книги. Очень хочется почитать детскую литературу. Этим, пожалуй, и займусь!
      Спасибо, что зашли!

      Удалить
  3. Ольга Николаевна, спасибо за такой интересный список! К своему стыду, из этих книг прочитана только "Полианна", о каких-то слышала, но не читала! Надеюсь за лето этот пробел восполнить. И еще: в этом году тоже начала работать по учебнику Г.Меркина. Рада, что наши предпочтения совпадают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! К своему стыду, не читала ни одной книги из списка. Буду восполнять пробелы в отпуске.
      По Меркину работаем давно, около 10 лет. Пока всё устраивает.
      Большое спасибо за Ваше посещение! Рада видеть!

      Удалить
  4. Спасибо, Ольга Николаевна, за деликатный подход к проблемам "иных" детей-ангелов с ограниченными возможностями! Прекрасный обзор литературы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Ивановна, здравствуйте! Пожалуйста, уважаемый учитель! Правда, обзор я не делала: взяла уже готовый рекомендательный список. Думаю,что он будет полезен не только мне, моим ученикам, но и гостям и читателям блога. Спасибо,Елена Ивановна, за Ваше внимание!

      Удалить
  5. Какой Вы организованный и аккуратный человек! Поздравляю и желаю счастливые дни летних каникул!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Петя! Благодарю за добрые слова-комплименты. Не скажу, что организованна во всём. Но всё равно приятно услышать добрые слова в свой адрес.
      И Вам, Петя, желаю хорошего отдыха. СПАСИБО!

      Удалить
  6. Ольга Николаевна, спасибо. Сама заинтересовалась. Конечно же, познакомлю педагогов, порекомендую школьникам

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, интересной информацией поделюсь со своими блогодрузьями, читателями и гостями! Приятно, что сообщение Вас заинтересовало. Буду признательна, если поделитесь впоследствии впечатлениями о той или иной прочитанной книге.
      СПАСИБО!

      Удалить
  7. Ольга Николаевна, добрый вечер. Передаю вам эстафетную палочку, которую сама получила месяц назад. Задержала эстафету из-за экзаменов. Если интересно, то заглядывайте в мой блог...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Станиславовна, здравствуйте!
      Эстафетную палочку принимаю! Заглянула в блог, приятно была удивлена Вашим сообщением! У Вас прокомментировала уже сообщение.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Не уверена, что списки летней литературы для чтения совпадают, но поставила и моим малышатам ссылку на Ваш пост в сообщении со списком для чтения. Думаю, что в обзоре книг и родители, и дети найдут что-то интересное и полезное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      К спискам литературы в среднем звене отношусь несколько скептически: всё равно в течение года эти стихотворения-рассказы-повести будем читать (не говорю о крупных произведениях, изучаемых в 9-11-х классах) в течение года.
      Мне всегда хочется, чтобы дети летом почитали книги, не включённые в программу. Как оказывается, таких книг очень много!
      Пусть читают и Ваши малышата, и их родители, и Вы, возможно! А я присоединяюсь ко всем вам. Обещаю делиться впечатлениями о прочитанном в блоге.

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.