2 апреля 2014 г.

Пишем сочинение на лингвистическую тему - 4! И работаем с тестом!

   На странице "Практикум" продолжаю проверять ваши сочинения на лингвистические темы. Четвёртое сочинение предлагаю написать в срок с 4-ое по 6-ое апреля 2014 г. Если кто-то из вас решится ещё выполнить тест по тексту, то необходимо ответы прислать на электронный адрес ron76@mail.ru. Ключи к тесту опубликую здесь, не позднее 12-го апреля. 
Выражаю огромную благодарность
Акимовой Светлане Александровне за КИМы.

Текст №4
   (1) Но дольше всего горел огонек над широким крыльцом школы. (2) Ребята давно разошлись по домам, а за освещенными окнами второго этажа, уютно сдвинув кресла, тихо, по-семейному, беседовали учителя со своими бывшими питомцами.
   (3) – Воображаю, как вы там мерзли! – с тревогой говорила старая учительница, которой все еще помнились эти мальчики такими, какими они пришли к ней в первый класс, держась за руки своих матерей.
   (4) – Да там не до мороза. (5) Разотрешь снегом уши, и опять ничего, – застенчиво поглядывая друг на друга, рассказывали молодые бойцы. (6) В одном из классов за партой сидел Алеша-снайпер. (7) Его ноги не помещались под скамейкой, длинная фигура возвышалась над полированной крышкой.
   (8) Он любовно и тщательно оглядывал парту и с сожалением говорил:
   (9) – Тут у меня и буквы были вырезаны: А. М. (10) Эх, другая парта, верно! (11) Или краской затерли...
   (12) Перед Алешей стоял вожатый Митя.
   (13) – А ты, кажется, здесь вожатый теперь? – спросил Алеша. (14) – Я ведь помню тебя. (15) Когда мы уходили на фронт, ты был в седьмом, кажется?
   (16) – В седьмом. (17) А теперь в девятом. (18) Учусь! (19) С ребятами воюю! –засмеялся Митя, присаживаясь на край Алешиной парты.
   (20) – А что, трудный состав? – деловито осведомился тот. (21) И, не дожидаясь ответа, серьезно сказал:
   (22) – Главное – дисциплина. (23) Ты их, знаешь, сразу приучай. (24) Дисциплина, брат, – великое дело!
   (25) Он вскочил, прошелся по классу и, остановившись перед Митей, щелкнул пальцами:
   (26) – Сразу приучай! (27) А то потом ох и трудно будет! (28) Вот где я это понял – на фронте! (29) Там, знаешь, с нами нянчиться некому. (30) Алеша присел рядом с Митей, указал глазами на дверь и понизил голос:
   (31) – Это здесь ведь учителя уговаривают, объясняют, прощают... а там фронт... война... приказ... (32) Дисциплина – это все!
   (33) – Точно! – решительно подтвердил Митя. (34) – Ребят распускать никак нельзя! (35) Алеша посмотрел на него и вдруг расхохотался.
   (36) – По себе знаем, верно? (37) Мы один раз тут такую штуку устроили!.. – с увлечением сказал он.
   (38) Перебивая друг друга, они стали вспоминать первые годы учебы, свои проделки и шалости, учителей и строгого директора.
   (39) – Ух ты! (40) Я его и сейчас побаиваюсь. (41) А ведь чего, кажется, – добрейший человек!

(По В. Осеевой)


   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.В. Щербы: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым адресуемся, а потому совершенно недопустимо». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Алеша-снайпер утверждает, что главное – дисциплина»?
1) Это здесь ведь учителя уговаривают, объясняют, прощают... а там фронт... война... приказ...
2) Ты их, знаешь, сразу приучай.
3) Перебивая друг друга, они стали вспоминать первые годы учебы, свои проделки и шалости, учителей и строгого директора.
4) Тут у меня и буквы были вырезаны: А. М.

А2  Укажите, в каком значении употребляется слово «штука» (предложение 37):
1) вещь как целое
2) отдельный предмет среди однородных
3) удивление
4) проделка, происшествие

А3  Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является метафора:
1) Дисциплина, брат, – великое дело!
2) Когда мы уходили на фронт, ты был в седьмом, кажется?
3) Ребята давно разошлись по домам, а за освещенными окнами второго этажа, уютно сдвинув кресла, тихо, по-семейному, беседовали учителя со своими бывшими питомцами.
4) А ведь чего, кажется, – добрейший человек!

А4   Укажите ошибочное суждение.
1) В слове прошёлся (предложение 25) после звука [ш] произносится гласный звук [о].
2) В слове воюю (предложение 19) 4 буквы, 5 звуков.
3) В слове дольше (предложение 1) буква ь служит для смягчения согласного [л].
4) В слове сдвинув (предложение 2) первый звук [з].

А5   Укажите слово с чередующейся гласной в корне слова.
1) добрейшим
2) разошлись
3) горел
4) щелкнул

А6   В каком слове правописание приставки зависит от рядом стоящего согласного?
1) здесь
2) возвышались
3) присаживаясь
4) вскочил

А7   В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе краткой формы страдательного причастия прошедшего времени пишется Н»?
1) вырезаны
2) Алешина
3) решительно
4) дисциплина

Ответы на задания В1–В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените разговорное слово расхохотался в предложении 35 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

В2 Замените словосочетание любовно оглядывал (предложение 8), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 34. 

В4 Среди предложений 4-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер. 

В5 В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 

А ведь чего, (1) кажется, (2) – добрейший человек! Перебивая друг друга,(3) они стали вспоминать первые годы учёбы, (4) свои проделки и шалости, (5) учителей и старого директора. 

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 2. 

В7 В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. 

Ты их, (1) знаешь, (2) сразу приучай! Ребята давно разошлись по домам, (3) а за освещёнными окнами второго этажа, (4) уютно сдвинув кресла, (5) тихо, (6) по-семейному, (7) беседовали учителя со своими питомцами. 

В8  Среди предложений 7-10 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер. 
В9 Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение, в составе которого есть сложноподчиненное c последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения.

Ключ:
А1-1;
А2-4;
А3-3;
А4-2;
А5-3;
А6-2;
А7-1;
В1-рассмеялась;
В2-оглядывал с любовью;
В3-нельзя распускать;
В4-5;
В5-1,2;
В6-2;
В7-3;
В8-7;
В9-3.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.