18 марта 2014 г.

Пишем сочинение на лингвистическую тему_Выпуск №3 "О морфологии"

   В этом сообщении продолжим знакомиться с образцами сочинений на лингвистическую тему. В первом выпуске и втором выпуске вы познакомились с образцами сочинений по цитатам, раскрывающим понятие "культура речи" и "связь грамматики с лексикой и синтаксисом". Сегодня обратимся к цитатам (подчеркну, возможным, приблизительным), касающимся морфологии. ВСЕ образцы сочинений позаимствованы мной у учителя МОУ средней школы №21 (с. Архиповское, Будённовский район, Ставропольский край) Н.Г. Харлановой или с сайта "Капканы ЕГЭ и ГИА". Выражаю огромную благодарность Наталье Георгиевне и Любови Михайловне Бенделеевой за бескорыстный труд, отличную работу, великолепные материалы!


Образец №1

ТЕКСТ (автор - К.Г. Паустовский)

   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.Н. Толстого: «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».

      
   Не могу не согласиться с высказыванием великого писателя Л.Н. Толстого, утверждающего: «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
   Глаголы и существительные в руках мастера-художника не просто обозначают действия и предметы, они помогают выразить оттенки мыслей и чувств. Так происходит и в тексте К.Г. Паустовского. В подтверждение приведу пример из предложений 7, 8, в них показаны чувства и мысли обоих героев: и девочки, и Грига (девочка смущена, композитор очарован малышкой).
   Особенно ярко нарисовано Паустовским восприятие музыки восемнадцатилетней девушкой (предложения с № 46 по 48): сначала в душе Дагни «шумела буря», но она умеет понимать, чувствовать музыку. Использование однородных глаголов-сказуемых в предложении 48 помогает увидеть, насколько богато воображение героини и как талантлив композитор, сумевший создать такую музыку.
   Мы убедились в правоте слов Л.Н. Толстого: русский язык действительно богат глаголами, существительными, формами слова, которые помогают выразить оттенки мыслей и чувств. Правильно отобранные мастером слова помогают понять, что хотел сказать читателю автор, ярче представить происходящее в произведении, увидеть героев, как живых.


Образец №2
ТЕКСТ (автор - В.Козлов)


   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя А.Югова: «Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка».

   «Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», - так образно пишет о глаголе писатель А.Югов. Видимо, он имеет в виду большое значение этой части речи в художественном тексте. Я считаю, что он абсолютно прав, потому что с помощью глагола можно не просто назвать действие, можно передать чувства, их оттенки, а при передаче диалога можно избежать повторов. Докажем это.

   Чтобы подтвердить сказанное, обратимся ко второму предложению текста. В нём вместо глагола «заговорила» использован глагол «затараторила», он характеризует и манеру говорить Наташки, и то, что она очень взволнована.
   В двенадцатом предложении использован эмоциональный глагол «ахнули», он передаёт возмущение мальчиков тем, что к их долгой работе отнеслись так пренебрежительно.
   О выразительных возможностях глагола можно говорить очень много. Использование глагола в речи является ярким образным средством. Поэтому яркое, эмоциональное высказывание А.Югова о глаголе  кажется мне абсолютно справедливым.


Образец №3
ТЕКСТ (автор - К.Г. Паустовский)

   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста И.Б. Голуб: «Соединяя в себе черты прилагательного и глагола, причастие не только образно характеризует предмет, но представляет его признак в динамике».

   И.Б. Голуб отмечает, что в причастии соединены черты прилагательного и глагола, а функции причастия состоят в том, чтобы образно характеризовать предмет, показывать его признак в динамике. Докажем это.

   Обратимся к предложениям 2, 13 . В них есть действительные причастия настоящего времени: «синеющая (даль)», «холодеющий (воздух)». К.Г. Паустовский неслучайно употребляет эти эпитеты, он мог бы сказать «синяя даль», «холодный воздух», но, видимо, для него важно, как сказано И.Б. Голуб, «представить признак в динамике».

   В предложении 28 причастия «покрытую» и «залитую» входят в состав причастного оборота, который является эпитетом. Этот приём делает текст более эмоционально окрашенным и динамичным, позволяет в значительной мере усилить психологическое воздействие на читателя.
   Итак, мы убедились в правоте высказывания И.Б. Голуб о том, что «причастие не только образно характеризует предмет, но представляет его признак в динамике». Причастия играют важную роль в тексте. Они придают повествованию смысловую точность, сжатость, лаконичность. Будучи одним из способов создания эпитетов, причастия являются одним из ярких средств выразительности речи.

Образец №4


ТЕКСТ (автор - В.Алексеев)


   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимения — удобное звено в устройстве языка, местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании...».

   Из школьной грамматики мы знаем, что местоимения – это части речи, которые указывают на предмет, признак или количество, но не называют их. А лингвист А.А. Реформатский называет основные функции местоимений в речи: «…местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании». Попробуем доказать это, анализируя текст В. Алексеева.
   В первом предложении текста автор называет, о ком пойдёт речь, это бабочки. Чтобы избежать повтора одного и того же слова, во втором предложении он использует личное местоимение «они»; говоря о крыльях, указывает на принадлежность с помощью притяжательного местоимения «их».
   Рассмотрим предложение № 12. Оно сложноподчиненное, для связи главного и придаточного предложений используется относительное местоимение «которые», заменяющее словосочетание «ночные бабочки» в главном. Налицо экономия «времени и места в высказывании». 
   Даже такое небольшое исследование текста убеждает нас в том, что А.А. Реформатский абсолютно прав, говоря о том, что местоимения важны в тексте, как слова-заменители, они делают нашу речь правильной, красивой.


Образец №5 
ТЕКСТ (автор - А.Н. Кузнецов)

   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста, автора учебников русского языка Н.С. Валгиной: «Частицы выражают общие логико-смысловые, эмоциональные и модально-волевые оттенки слова или словосочетания, а также предложения в целом».

   Лингвист, автор учебников русского языка Н.С. Валгина так характеризует частицы: «Частицы выражают общие логико-смысловые, эмоциональные и модально-волевые оттенки слова или словосочетания, а также предложения в целом». Из школьной грамматики мы помним, что частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Рассмотрим роль частиц в тексте А. Н. Кузнецова.
   В предложении 10 («Страх не может превратить труса в героя!») отрицательная частица «не» придаёт отрицательное значение всему предложению, а в 16-ом – одному слову («испытываю не возмущение и обиду»).
   Обратимся к предложению № 19. Частица «неужели» – модальная, вопросительная, помогает выразить чувство автора, его недоумение, возмущение современниками, не умеющими ценить подвиг дедов и прадедов.
   Таким образом, даже при таком небольшом исследовании текста мы убедились, что частицы играют большую роль в речи, помогая выразить «логико-смысловые, эмоциональные и модально-волевые оттенки слова или словосочетания, а также предложения в целом».

Образец №6
ТЕКСТ (автор - В.Осеева)

   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Н.С. Валгиной: «Междометия отличаются от всех знаменательных частей речи тем, что они не обладают функцией называния, так как являются своего рода речевыми знаками, сигналами, употребляемыми для кратчайшего выражения реакции человека на различные события реальной действительности или для выражения требования, желания человека».

   Есть в языке удивительная часть речи – междометие. С его помощью мы можем выразить чувства и побуждения, не называя их. Именно об этих функциях междометия говорит Н.С. Валгина, обращая наше внимание на то, что междометия – это своего рода речевые знаки, сигналы, нужные для кратчайшего выражения реакции человека на различные события реальной действительности или для выражения требования, желания человека.
   Я разделяю точку зрения лингвиста Н.С. Валгиной. Обратимся к тексту В.А. Осеевой-Хмелёвой. Он почти полностью состоит из диалога. Чтобы передать чувства героев, в нескольких предложениях автор использует междометия. Так, в предложении № 42 междометие «фи» показывает презрение Лёвки к старушке, которая так убивается по пропавшему коту.
   Предложение № 52 состоит из междометия: «Ишь ты…» Оно выражает и удивление, и недоумение, и иронию, то есть чувства, которые испытывает пожилая женщина, увидевшая вновь ребят.
   Даже при таком маленьком исследовании текста мы убедились в справедливости суждения Н.С. Валгиной о междометиях. Эта часть речи придаёт речи живость, экспрессивность, помогает увидеть реакцию человека на какие-то события, не прибегая к длинным описаниям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.