15 марта 2014 г.

Пишем сочинение на лингвистическую тему-2!

   Не думала и не гадала, что мои ученики в отсутствии меня совсем разленятся! Предложила три дня назад поупражняться в написании сочинения по данной цитате! До экзамена-то совсем немножко! Но НИ ОДИН ученик не прислал мне сочинение! Думаю, всё-таки совесть проснётся и заставит РАБОТАТЬ!
  На следующие три дня предлагаю вторую цитату и текст.

Срок для написания
второго сочинения: 
16 марта - 18 марта 2014 г.

Текст №2

   (1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и дворах? (2) Читают книги, чинно беседуют о судьбах мира? (3) Нет, они играют в футбол. (4) Наши мальчишки ничем не отличались от других, а положение у них было даже выгоднее, потому что улицы здесь ещё только намечались и каждый пустырь мог служить футбольным полем…
   (5) Однажды в воскресенье Фёдор Михайлович повёл Боя гулять, и Антон пошёл с ними. (6) Огромный Бой бегал, деятельно обживал новые места, но, когда они повернули за угол дома, исчез. (7) За домом был пустырь, а на нём орава ребятишек с усердием колотила ногами по мячу. (8) В эту ораву и ворвался чёрным ураганом ньюфаундленд.
   (9) Что произвело большее впечатление: величина, скорость бега или разинутая клыкастая пасть? (10) Как бы там ни было, в несколько секунд всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря. (11) Вопли ужаса сиренами прорезали воздух. (12)В открытых окнах появились испуганные лица взрослых, раздались крики:
   – (13) Что?.. (14) Собака?.. (15) Какая там собака!.. (16) Медведь бешеный… (17) В милицию надо позвонить…
   (18) Фёдор Михайлович нахмурился и резко скомандовал:
   – (19) Бой, ко мне! (20) Дай мяч! – (21) Мяч шлёпнулся на требовательно подставленную ладонь. – (22) Идём, хулиган.
   (23) Они вышли на середину пустыря.
   – (24) Что же вы попрятались? (25) Не бойтесь, ребята, он зря не трогает. (26) Просто он, как и вы, очень любит играть в футбол.
   – (27) Ну да, рассказывайте…
   – (28) Вот увидите. (29) Становитесь в круг и пасуйте друг другу. 30) А главное – не бойтесь.
   (31) Фёдор Михайлович поддал ногой мяч – Бой метнулся за ним. (32) Когда ньюфаундленд уже настигал мяч, Антон отбил дальше. (33) Бой заметался по кругу. (34) Ребята старались как можно дальше отбить мяч. (35) Они боялись и потому часто промахивались. (36) Тогда Бой бросался, захватывал мяч в пасть и, победно вскинув голову, подняв султаном пушистый хвост, бежал по кругу.
   (37) Мало-помалу футболисты успокоились, стали бить лучше. (38) Бой бросался мячу наперерез, а если тот шёл поверху, подпрыгивал и отбивал носом.
   (39) Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга. (40) Фёдор Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил.
(По Н.Дубову)

   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.И. Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». 

Пример сочинения
(из книги "ГИА - 2014", автор - С.Ю. Иванова)
НЕ ПО ДАННОМУ ТЕКСТУ
   
   Нельзя не согласиться с мнением современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой, утверждавшей, что "способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании". Задумаемся: что стоит за этими словами? Известно, что словосочетание - это соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Грамматическая связь в подчинительных словосочетаниях при согласовании и управлении выражается с помощью окончаний и предлогов.
   Проиллюстрировать это языковое явление можно примерами из текста Р.Фраермана. Все слова в тексте, объединённые в словосочетания, связаны по смыслу и грамматически. Во-первых, обратимся к словосочетанию "красивого платья" (предложение 39): связь между словами здесь выражается при помощи окончания -ого зависимого прилагательного, которое согласуется с главным словом в родительном падеже, единственном числе. Во-вторых, в словосочетании "возвращаясь к мысу" (предложение 10) наблюдается тип связи управление: главное слово, особая глагольная форма деепричастие, требует дательного падежа зависимого существительного. И эта зависимость выражена не только при помощи окончания -у, но и предлога "к".
   Таким образом, в словосочетании действительно проявляется "способность слова связываться с другими словами".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.